Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 00:00, контрольная работа
Описание работы
Целью данной работы является: понять что такое природа, и роль человека и философии в ней. Задачи: раскрыть историческое отношение человека к природе, уровни организации природы, природа и ответственность человека перед ней и т. д.
Ясно, что для нас, людей, пространственно-временная
определенность мира имеет огромнейшее
значение. Причем по достаточно простой
причине наши пространственные и временные
ресурсы ограничены. Особенно неприятно,
что человек - существо смертное. В этих
условиях человек стремится выиграть
время и пространство, сделать максимально
эффективным использование каждой единицы
времени и пространства. Выиграть время
и пространство - значит добиться совершенства
в жизни [6 c.235].
6 Природа и ответственность
человека: экологическая, биологическая,
медицинская этика
Для современности характерно
стремление вернуть единство человека
и природы. Не опасаясь впасть в преувеличение,
можно сказать, что философия ХХ века решительно
покинула характерное для Нового времени
противопоставление субъекта и объекта,
человека и природы. Природа стала пониматься
как дом, в котором живет человек. Экология
в дословном переводе с греческого означает
наука о доме.
Увы, развитие экологии происходит
под постоянный аккомпанемент грозящих
человеку экологических катастроф, связанных
с загрязнением среды, дефицитом ресурсов,
перенаселением, разрушением системы
"человечество - природа".
Умудрившееся попасть в экологический
кризис человечество не знает четких путей
выхода из него. Несмотря на реализацию
программ по развитию безотходных производств,
усовершенствованию экологического законодательства
экологический кризис продолжается. Становится
все более очевидным, что главная экологическая
проблема заключена не в природе, а в ценностно-этических
представлениях человека и общества.
Казавшиеся столь незыблемыми
принципы гуманизма должны соотноситься
не только с человеком, но и с природой.
В таком случае гуманизм теряет свое прежнее
содержание и становится экогуманизмом.
Любовь человека, эгоистически направленная
только на него самого, привела в конечном
счете к экокризису. Экогуманизм в отличие
от традиционного гуманизма видит в природе
бытие человека. Именно поэтому человек
вынужден относиться к ней так же бережно,
как к самому себе. Природа ценна для меня,
тебя, нас, для нынешних и будущих социальных
систем.
Нельзя забывать о том, что природа
в соответствии с синергетическими представлениями
может отреагировать взрывом на незначительное
воздействие на нее человека. Маленький
кровопийца-комар надоел всем, но его полное
уничтожение обернулось бы для человека
катастрофой, ибо в биосфере Земли он занимает
предостойнейшее место.
Перед человеком стоит очень
трудная задача - обеспечить совместную
эволюцию общества и природы. Но для этого
необходима, как отмечает академик Н. Н.
Моисеев (на наш взгляд, это справедливо),
обновленная нравственность. Эта новая
нравственность представляет собой, по
мнению многих, конкретизацию этики ответственности
применительно к природе. Относясь ответственно
к природе, человечество тем самым относится
ответственно к самому себе.
У экологической этики обширнейшее
поле проблем: от экспертизы строительства
нефтепроводов и атомных электростанций
до заботы об одиноком дереве, которое
стремится срубить владелец престижного
коттеджа. Столь же многогранны проблемы
биоэтики, обсуждающей отношения человека
с живой природой. В токийском зоопарке
поставлен памятник умирающим в неволе
животным. Но всегда ли человек сознает
свою вину перед животными? Кстати, в США
издана пятитомная (!) энциклопедия по
биоэтике. Объем энциклопедии показывает,
сколь внимательно относятся американские
ученые к проблемам биоэтики.
Особое внимание привлекают
вопросы медицинской этики, среди них
отношение врача к пациентам, умирающим,
дефективным новорожденным, дебилам, проблема
эвтаназии (убийства из милосердия).
Имеет ли человек право на смерть,
право на аборт? Однозначных ответов на
эти вопросы не существует. Здесь требуется
очень детальный, кропотливый анализ,
равно как и в случаях с клонированием
- размножением животных и людей бесполым
образом (особь выращивается из биоклеточного
материала донора, в итоге она вырастает
в биологическом отношении идентичной
своему донору). Если одни высказываются
за клонирование, то другие против. Дискуссия,
кажется, еще только начинается.
Отметим в качестве вывода главную
мысль: этика ответственности предполагает
тщательный философский анализ, сопоставление
различных точек зрения, учет необходимых
и случайных связей. Интересы человека
должны быть защищены всесторонне. Человек
существует не сам по себе, а посредством
природы. Экогуманизм - это ответственность[7
c.58].
Заключение
Основными предпосылками активности
материи и появления функциональных систем
на Земле явились отражательная способность
материи, с одной стороны, и пространственно
временной континуум мира с его цикличностью
воздействий – с другой. Циклические,
миллионы раз повторяющиеся воздействия
внешней среды и многократные реакции
на отклонения параметров, вызванные этими
воздействиями, в процессе борьбы противоположных
тенденций, негоэнтропии и энтропии, организации
и дезорганизации, способствовали усложнению
структур и закреплению полезных признаков,
а в конечном счете – возникновению замкнутых
контуров регулирования на базе отрицательной
обратной связи, появлению простейших
одноклеточных и далее, самообучению и
самосовершенствованию всего живого.
В основе механизма развития
лежит возникновение и совершенствование
системы связей во взаимодействиях, т.е.
генезис механизма управления. Оперативная,
циркулирующая информация, обеспечивающая
устойчивость структуры, проходит отбор
на основе целевой функции и превращается
в структурную информацию. Именно здесь,
на основе целенаправленного отбора и
интегрирования информации происходит
зарождение новых структур и их совершенствование,
т.е. образование и становление нового
из самого процесса.
Обратная связь в механизме
управления образует диалектическое единство
симметричного и асимметричного элементов,
осуществляющих системоорганизующую
функцию управления и сущность механизма
саморазвития.
Достижения современной биологии,
кибернетики, синергетики и философский
анализ механизма управления свидетельствуют
об исторической обусловленности, закономерности
и единстве происхождения всех живых организмов,
о том, что во всей сложной картине живой
природы прослеживается диалектическая
логика, строгая организация, повторяющаяся
от простейших до высших организмов.
Структурное и функциональное
сходство обобщенной модели управления
с механизмом эволюции живой природы и
с процессами познания показывает, что
при всем фантастическом разнообразии
явлений и процессов материального мира
формы их организации в своей основе едины.
Преодоление существующих экологических
трудностей в принципе возможно. Оно вытекает
как из анализа истории взаимоотношений
человека и природы, так и из потенций
современного этапа этих взаимоотношений,
возможностей науки, техники, культуры.
Однако, для преодоления этих трудностей
необходимы существенные изменения в
направлениях развития науки и техники,
разработка новых методов и подходов к
исследованию взаимоотношений человека
и природы, а также производства и управления
[8].
Список использованных
источников
1. Вернадский В.
И. Несколько слов о ноосфере /
В. И. Вернадский // Русский космизм.
– М., 1993. – 308с.
2. Вернадский В.И.
Труды по философии естествознания.
− М.: Наука, 2000.− 504с.
3. Гусейханов М. К.,
Раджабов О. Р. Концепции современного
естествознания: Учебник. − М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2007. − 540с.
4. Моисеев Н. Н. Человек
и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М., 1990.
– 300с.
5. Назарук Н.Н. Основы
экологии и социоэкологии. − Львов: Афиша,
2000. − 256с.
6. Философия для
технических вузов: учебник / В. О. Голубинцев,
А. А. Данцев, В. С. Любченко; под ред. В.В.
Ильина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. −
354с.
7. Хорошавина С.
Г. Концепции современного естествознания:
курс лекций. − Ростов н/Д: Феникс,
2005. − 480с.