Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 09:43, контрольная работа
Просвещение - эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Она развивалась в основном в период между "славной революцией" 1688 г. в Англии и революцией 1789-1790 гг. во Франции, оставив неизгладимый след в литературе, искусстве, политике ("просвещенный абсолютизм"), а главным образом в истории общественно-политической мысли и философии.
5. Немецкое Просвещение.
Просвещение в Германии представляло собой сложное и противоречивое явление уже в силу политической раздробленнооти страны и разнообразия местных условий. Распространению новых веяний способствовала интенсивная культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не имея возможности утвердить свой авторитет великодержавными методами, стремились прославиться меценатством.
Идеи Просвещения начинают развиваться Гёте, Гердером и Лессингом. Немецким просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала. В государственно-правовой науке эта тенденция нашла выражение в учениях С.Пуфендорфа, X. Томазия и X. Вольфа.
Один из парадоксов немецкого Просвещения заключался в том, что оно нередко получало импульсы со стороны правящих верхов. В Пруссии инициатором публичного обсуждения его проблем выступил сам король Фридрих Великий.Не без старания властей одной из характерных черт немецкого Просвещения стал его преимущественно теоретический характер. Однако в его активе числились и практические дела. В Пруссии просветители не только разработали важную реформу образования, но и добились осуществления ее. В результате была расширена сеть начальных школ и создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому хозяйству, торговле и государственной службе.Утилитарный характер этой реформы во многом объяснялся тем, что просветительское движение в Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государственных служащих: армейских офицеров, дипломатов, чиновников, преподавателей учебных заведений.
И.Гердер о проблемах общественного и культурного прогресса.
Один из виднейших представителей немецкого Просвещения И. Гердер (1744—1803) в своем важнейшем сочинении «Идеи к философии истории человечества» рассматривает проблему общественного и исторического прогресса. Для него прогресс – это естественное развитие поступательного характера, где каждое явление связано с последующим и предшествующим и направлено на достижение высшего состояния – гуманности.
Гердер
рассматривает общественное развитие
в историко-географическом ключе. Он
последовательно анализирует
Культура охватывает у него язык, науку, ремесла, искусство, религию, общественные институты, и ее развитие интерпретируется Гердером как преемственный, удерживающий достигнутое, и восходящий процесс.
“Культура
движется вперед, - пишет он в своих “Идеях
к философии истории человечества”, -
но совершеннее от этого не становился;
на новом месте развиваются новые способности;
прежние, развившиеся на старом месте,
безвозвратно уходят”. Согласно Гердеру,
история развития культуры крайне изменчива
и непостоянна. Культура может состоять
из крайне динамичных и статичных отрезков,
ей свойственны взлеты, падения и состояния
инерции. Философ приходит к выводу о
том, что ни одной из культур никогда в
истории человечества не было свойственно
поступательное прогрессивное развитие.