Философия Р. Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:39, реферат

Описание работы

Философия Нового времени исторической предпосылкой своего формирования имеет утверждение буржуазного способа производства в Западной Европе, научную революцию XVI—XVII ст., становления экспериментального природоведения.
Главное свое задание философия Нового времени видит в разработке и обосновании методов научного познания. На этой основе формируются в философии XVII ст. два противоположных направлений: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм провозглашает, что основное содержание научное познание получает из чувственного опыта, в знаниях нет ничего, чего бы раньше не было в чувственном опыте субъекта.

Содержание работы

Введение
1. Р.Декарт – представитель философии Нового Времени
2. Дуалистическая онтология Р. Декарта
3. Картезианская школа Декарта
Выводы
Литература

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 48.29 Кб (Скачать файл)

Очевидно, признавая понятие сенсуализма, нужно выходить из того положения, которое или не убедительнее всего обосновал Дж. Локк: в уме нет ничего, что предварительно не было бы опосредствовано деятельностью органов чувств.

Таким образом, эмпиризм и рационализм приходят почти к аналогичным выводам: эмпиризм предполагает существование только одних внешних явлений без объекта и без субъекта, к которым они относятся, а рационализм ограничивается лишь чистым мышлением, т. е. мыслью без мыслящего и мыслимого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

Формирование парадигмы философствования Нового времени базируется на кардинальных изменениях в жизни общества Западной Европы.

Социально-экономические изменения:

Расстройство феодальных отношений, роста международного производства, торговли, экономических и культурных связей между страной, интенсивное развитие экономических буржуазных отношений.

Социально-политические изменения:

- буржуазная революция  в Нидерландах (XVI ст. - нач. XVII ст.)

- буржуазная революция  в Англии (сер. XVII ст.)

- положение и развитие  капитальных отношений;

- изменения в социальной  структуре общества;

- изменения в политической  системе общества.

Естественно научные открытия:

- механика небесных и  земных тел;

- астрономия;

- теория сопротивления  материалов;

- физика: изучение электрических  и магнитных явлений;

- химия.

Изменения в государственной сфере общества:

- развитие идеи гуманизма  эпохи Возрождения;

- отказ от натурфилософии;

- формирование новых мировоззренческих  ориентиров формы мышления.

В центре природоведения этого времени находилась механика небесных и земных масс. Она приобретает подавляющее развитие, и предоставила сему природоведению механический характер.

Наиболее распространенный - экспериментальный метод: исследования хотела работа анализ отдельных явлений, процессов, фактов.

Доминирующей тенденцией в развитии философии XVII-XVIII ст. стал материализм.

Поскольку научная революция занимала определенное место в мировоззрении эпохи Нового времени, то и в философии на первый план выходит проблема теории познания.

2. Основные направления  гносеологической ориентации философов:

- эмпиризм определяет  чувственный опыт источником  знания и считает, что содержание  знания может быть представлено  как описание этого опыта или  возведенный к нему;

- рационализм определяет  ум основного познания и поведения  людей;

- сенсуализм определяет  жизненность главной формой достоверного  знания.

Методы исследования:

- индукция - метод исследования, который обеспечивает возможность  перехода от одиночных фактов  к общим положениям к обобщению  на основе данных опыта;

- от общего к единичному, от накопленного к теоретически  обоснованному материалу, к его  более последовательному изучению.

Процесс познания - диалектический, противоречивый процесс, который содержит чувственное, эмпирическое и теоретическое познание и потому нельзя абсолютизировать индукцию или дедукцию.

Ф. Бекон (1561-1626) - подчеркивает необходимость познавать объективно существенную вещь и явления, отказаться от схоластической оторванности от природы и человека. Источник бытия находится в чувствах, которые возникают в процессе практического влияния индивида на природу. Разработал индуктивный метод.

Р. Декарт(1596-1650). Конечная цель знания человека - господство над силой природы, познания причины ее развития, усовершенствования природы самого человека. Для достижения этой цели необходимо использовать принцип сомнения, который направлен против слепой веры и требует предварительно сомневаться во всем научном существовании. Основной вид познания - рациональное познание - рациональное познание, инструментом которого является ум.

Преувеличивал возможность рационального познания, открыл его от чувствительного. Исходными понятиями для дедукции всех научных знаний должна быть врожденная идея.

Лейбниц (1646-1716гг.) считал, что источником необходимости и обобщённости знания может быть только ум.

Б. Спиноза (1632-1667гг.). Познание мира идет не через познание Бога, а через познание природы.

В своей рациональной теории выделяет 3 степень:

1. Наивысшая степень познания - истина, которая достигается непосредственно  умом, она видима интуитивно и  не зависит от какого-то опыта.

2. Средняя степень познания - рассуждение ума (нуждается в  доведении).

3. Знания, которые получены  с помощью органов чувств, они  неполные, поверхностные и недостоверные.

Дж. Беркли (1684-1753гг.) - обосновал субъективный идеализм. "Трактат о началах человеческих знаний - познание имеет дело не с объектами, которые существуют независимо от сознания человека, а лишь с совокупностью ощущений. Объекты, которые мы чувственно воспринимаем, существуют лишь в мысли, все качества вещи - субъективный, потому именно их существование зависит от субъекта сознанию. Без субъекта сознанию. Без субъекта нет и объекта (идеалистичный «сенсонализм»).

Джон Локк (1632-1704гг.). Все человеческие знания имеют чувственное происхождение. Оспаривал мнение Декарта о "врожденном идеале", человеческий ум от роду есть "tabula rasa". Все, что мы знаем, это результат влияния внешнего мира, это результат воспитания и образования.

Ж. Ламетри (1709-1751гг.) - познание должно начинаться с чувствительного восприятия реальной вещи, их последующего опытно экспериментального исследование и завершаться рациональным обобщением обнаруженных фактов.

Гельвеций (1715-1771гг.) - человек составляет физическую чувствительность, и потому ее знания никогда не достигают больше, чем дают чувство индивида. Все, что недоступно чувством человека, есть недосягаемым и для ее ума. Второе средство познания - память, которая составляется длительными, но ослабленными ощущениями.

3. Для Бекона ("Новый  органон") существования объективного  вещественного мира не вызывает  сомнения. Активность многокачественной материи связана с движением, причем это не только математическое, механическое движение, но и внутренняя сила, внутреннее напряжение, жизненное движение материи. Существует лишь конкретно определенная материя, природа есть с единением активов, молекулы, который присущий вес, протяжность, движение.

Т. Гоббс рассматривал объективный мир как совокупность отдельных материальных тел, которым присущи протяжность, твердость, объем и другие свойства. Материальные тела не имеют таких качеств, как цвет, запах, звук, поскольку подобные качества выступают лишь субъективными представлениями человека. Рух - это механическое передвижение тел в пространстве, оно внутренне не присущее материи, но именно материя вечна. Отдельные тела временны, они когда-либо возникают и потом исчезают.

Мир - единственная вещественная субстанция, а все существующее и исчезающее лишь разная форма ее проявления.

Декарт - "Размышления о методе", "Методических размышлениях", "началах философии". В основе мира есть независимая одна от другой субстанция: духовная, которая идет от Бога и воплощается в душе, материальная, телесная, противоположная.

Спиноза. Мир - неоконченная природа, вещественная субстанция, которую он также называет Богом. Субстанция является причиной самой себя и имеет множество свойств. Она вечна и бесчисленна, ей свойственная идея сохранения. Бог - субстанция самого естественного бытия.

Лейбниц - творец учения о монаде (единица, неделимая). Монада - это простые вечные неделимые духовные первоэлементы, из которых состоит Вселенная. Монада как субстанции не зависит одна от другой, не может употреблять друг друга. Число монады не окончено и каждая из их владеет способностью восприятия и стремления, то есть движению. Сам мир регулируется заранее вставленной гармонией, которая была установлена между монадами, высшей монадой в лице Бога.

Локк (1632-1704гг.). Материальным телам мира свойственные лишь количественные особенности. Отрицал качественное разнообразие материи и не признавал, что материя не видна не только количественно, но и качественно. Тела отличаются одна от другой лишь за размерами, за фигурой, движением или покоем. Эти качества он называл первичными. Другие (цвет, вкус, запах, звуки) - вторичные, они субъективны и не присущи материальным телам.

Гольбах (1723-1789гг.). Материальные тела владеют способностью передвижения только по механической траектории. Природа - это совокупность разной движущей силы материи, за которой постоянно находятся в движении. Необходимыми могут быть лишь причина и следствие. За их помощью можно объяснить любой процесс и человеческое поведение.

Ламетри. Во Вселенной существует лишь одна субстанция и человек вступает самым совершенным проявлением. Подчеркивая однообразие природы, он не видел качественные отличия между органическим, растительным и животным миром, к которому относит человека.

Гельвеций "О духе", "Об уме". Мир - материя, которая находится в движении. Пространство и время - форма существования материи. Человека относят к общей системе размышлений, неотделимой от ее и подчиняются тем самым законам, что и природы.

Материалисты Нового времени остро критиковали идеалистичное понимание проблемы онтологии. Острая проблема приобрела новые средства и методы аргументации взглядов, которая свидетельствует о многоплановости и сложности развития философской мысли.

В решении проблемы онтологии - материалисты полностью оставались на позиции метафизического, механического материализма. Они не понимали принципу общей связи явлений, предметов реального мира, а их движение - квалифицировали лишь как передвижение тел в пространстве.

 

 

Литература 

1.Алексеев С.С. Философия права. – М., 1998.

2. Вундт В., Введение в философию. - М.: "Черо", "Добросвет", 2001.

3.Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1. – М.: Мысль, 1989

4.Заиченко Г.А. Джон Локк. – М.: Мысль, 1988.

5.Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 2000.

6.Кохановский В.П. Философия. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. 
7. Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

8.Фишер К., История новой философии. - М.: Издательство АСТ, 2003.

 


Информация о работе Философия Р. Декарта