Философия русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 01:16, творческая работа

Описание работы

Русский космизм — мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя — чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.

Файлы: 1 файл

Философия русского космизма.ppt

— 607.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Философия русского космизма

 

Презентацию выполнил студент 1-го курса  101 группы Глазачев Артур

 

 

 

 

 

Русский космизм — мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Русский космизм намеренно противопоставлял себя западноевропейской науке и культуре, находился в поиске примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации. 
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя — чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. В нём выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.

 

 

 

 

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства.

 

 

 

 

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) 
Его взгляды поначалу были эклектичны. С одной стороны ему был свойственен реализм, а с другой стороны, по его мнению, существует судьба, которая управляет жизнью человека. Конечной причиной всего является внематериальная причина - бог. Но в начале 1920-х годов он уже отказывается признавать в качестве первопричины бога. Он писал, что нет ни одного места во Вселенной, где не было бы пространства, времени и материи, которые при этом являются бесконечными, непрерывными и вечными. Циолковский пытался также найти некий материальный элемент, из которого состоит всё во Вселенной. Этот элемент он нашёл в атоме, но изначально наделил его чувствительностью и назвал "чувствующим атомом". С этим связана космическая этика Циолковского. Так как все объекты во Вселенной обмениваются чувствующими атомами, то они должны заботиться о мировом целом. Добром Циолковский считал усложнение во Вселенной, поскольку, наиболее благое состояние для чувствующего атома - находиться в системах более сложной организации. Циолковский также утверждал, что всё во Вселенной пронизано силами жизни и разума, и даже существует внеземной разум. Эти внеземные разумные существа всему во Вселенной дали положительный эволюционный ход. Землю же они оставили в качестве заповедника, где всем живым организмам была предоставлена возможность развиваться естественным путём. Циолковский известен также как вестник новой, космической эры человечества. Разработал теорию реактивного движения, а также выдвинул проект ракеты на жидком топливе. Циолковский поднял проблему бессмертия всего человечества. Он считал, что бессмертие неразрывно связано с космической экспансией, а также лучшей социальной организацией людей.

 

 

 

 

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945). 
 
Космизм Вернадского состоит в том, что Земля с космосом связана через биосферу, через неё осуществляется обмен веществом, энергией и информацией. Вернадский говорит, что нынешнее состояние биосферы - не конечное. Неизбежно научная мысль охватит всю планету и человечество перейдёт в новое качество, а биосфера при этом перейдёт в ноосферу. Ноосфера - высшая стадия биосферы, когда человечество научно организует свою деятельность с целью гармонизации отношений между обществом и природой. 
 
По Вернадскому, существуют следующие необходимые условия становления ноосферы:  
-охват Человека научной мыслью заселение всей поверхности Земли 
-резкое развитие связи между странами  
-резкое преобразование средств связи  
-расширение биосферы и выход человека в космос  
-разработка новых источников энергии  
-равенство людей всех религий и всех рас  
-ликвидация бедности, нищеты  
-разумное преобразование природы Земли  
-ликвидация войн из жизни общества 
-преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами в ноосфере

 

 

 

 

 
Александр Леонидович Чижевский (1897—1964) 
 
Чижевский пытался выявить физические факторы социальных процессов. Он показал, что все процессы на нашей Земле связаны с процессами, которые происходят в космосе, а именно с пятнообразующей деятельностью Солнца, то есть с периодами солнечной активности. Эти периоды могут длиться от 7 до 16 лет, но в среднем - 11. Выделяются следующие фазы: минимум, подъём, максимум и спад солнечной активности. Чижевский попытался увязать эту пятнообразовательную деятельность Солнца с процессами, происходящими в человеческой истории. Он поднял все письменные источники человечества на тот период времени, и выявил закономерность, что период минимума солнечной активности благоприятно сказывается на развитии науки и искусства, период подъёма связан с выдвижением различных политических деятелей и основанием ими различных политическими движений, период максимума связан с различными социальными катаклизмами: войнами, переселениями народов, революциями.  
Пик максимума солнечной активности приводит к различным заболеваниям человечества, эпидемии чумы и психологических болезней (виттовых плясок) совпадают с пиками солнечной активности. Максимумы солнечной активности совпадают с максимумами численности крыс, то есть космические ритмы влияют на весь биологический мир.  
При этом Чижевский вовсе не говорит, что если есть максимум солнечной активности, то обязательно произойдёт какой-либо социальный катаклизм, для этого должны существовать также определённые социальные, экономические и политические предпосылки. Более того, Чижевский говорит, что вероятно не только периоды солнечной активности влияют на процессы истории человечества, но и ритмы всей Вселенной.


Информация о работе Философия русского космизма