Философия русского космизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 18:52, доклад

Описание работы

I. Зарождение русского космизма
В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивиллизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса. Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА.docx

— 23.29 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

I. Зарождение русского  космизма

В конце девятнадцатого века значительно ускорился научный и промышленный прогресс, были заложены предпосылки для бурного развития цивиллизации в 20-веке. Это позволило многим ученым и философам того времени заглянуть далеко в будущее с учетом бурного научно-технического прогресса.   Русский космизм объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Идеи русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том числе и благодаря тому, что многие предсказания космистов сбылись и продолжают сбываться.

Родоначальником всей космической мысли в России был только в последние годы раскрывающийся во всем многообразии творчества мыслитель второй половины ХIX века Николай Николаевич Федоров. Его идеи оказали большое влиятние и привлекли к русскому космизму были самых  разных людей - Циолкоский, Соловьев, Чижевский, Л.Н. Толстой, Бердяев, Вернадский, Булгаков и многие другие. Так, сильнейшее впечатление произвели работы Федорова на калужского учителя К.Э.Циолковского, чье философское наследие во многом перекликается с федоровскими идеями. Константин Эдуардович Цеолковский считал себя учеником Николая Федорович Федорова.  В основном все свои труды он излгал в устной форме своим ученикам. Философия Н.Ф. Феорова была изложена его учениками в  книге «Философии общего дела».

Человек в его космическом проекте получил невиданно широкое поле для своей самореализации, стал гарантом сохранения и увековечивания жизни. При этом нравственный критерий человеческих деяний Федоров  распространил не только на отношения человека к человеку, но и на всю область отношений человека к природе. «Философия общего дела» ориентирована и на победу человеческого духа на Земле, и на повсеместное, в русле превращение Хаоса в Космос. Основное зло для человека Федоров видел в смерти, порабощенности его слепой силой природы, поэтому выдвинул идею регуляции природных процессов средствами науки и техники, переустройства человеческого организма, освоения космоса.

II.Глобализация. 

Федоров предвидел, что перед человечеством встанут проблемы связанные с его ростом и равитием – связанные с истощением ресурсов, с ухудшением экологии. Международное, гобальное участие всех людей, живущих на земле в решении самых серьезных проблем, которые стоят и  могут встать перед человечеством – это и есть т.н. “общее дело”.  Идеи Федорова по объединению людей ради общего дела во многом перекликаются с идеями другого русского космиста Владимира Соловьёва, который высказал идею всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер. Тем самым Федоров и Соловьев предсказали глобализацию международных процессов реализацию которой со все ускоряющимися темпами мы видим сейчас. 

Федоров видел одной из важнейших целей человечества – объединение, которыое даст возможности для предотвращение войн (и тем самым он предвосхитил появление таких организаций как ООН, объединенная Европа, т.е. множества междунароных организаций, которые мы видим сейчас и новых международных организаций, которым тлько еще предстоит появится), борьбы с болезнями, борьбы со старением.

Важное место занимает т.н. «санитарный вопрос»: экологические мероприятия, направленные на оздоровление Земли, сохранение существующей на ней жизни (устранение заболеваний, эпидемий, голода, старческого одряхления).   

Идеи объединения человечества, его знаний также перекликаются с идеями Вернадского, который ввел понятие ноосферы. Вернадский является одним из основателей теории ноосферы, которая стала важнейшим вкладом в учение космизма. Ноосфера - это сфера разума. Она стала формироваться одновременно с появлением мышления у человека, с началом накопления информации в обществе и практического ее использования. Чувство единства и целостности природы указывает человеку на, то что планета на которой он живёт и он сам не могут быть исключением из общего движения вещества.

Философия Вернадского материалистична - материя, радиация, энергия, проявления жизни - кроме этих сущностей в мире нет ничего. Эти сущности не сводятся друг к другу, существуют вечно как качественно разнородные области и одновременно вместе с другими, не эволюционируют одна в другую. Всегда есть устойчивая материя в виде атомов, всегда есть радиация, всегда есть энергия. И всегда есть жизнь, имеющая космическое значение. Возникающее в процессе биоэволюции человеческое сознание становится особым фактором эволюции, значение которого возрастает с течением времени. Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир. Вернадский во многом предвосхитил глобализацию, информатизацию и создание информационного общества.

IIШ. Идея регуляции и объединения с природой. 

Принципиально новой чертой философии Федорова и всего русского космизма является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Федоров большое внимание уделяет возможности управления природой. При этом он предостерегал от возможных последствий неразумного обращения с природой. Человек для русских космистов - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе с тем призванное изменить не только окружающий мир, но и собственную природу.

Итак, для Федорова регуляция определяется как принципиально новая ступень эволюции. Эволюция для Федорова - процесс пассивный, регуляция же должна стать сознательно-волевым действием. Именно это позволяет нам говорить о постэволюционном этапе развития человечества – когда благодаря нашему разуму эволюция становится самоускоряющейся и многие пробразования в нашей жизни носят скорее революционный характер. При этом Федоров признавал важность эволюции (хотя бы в происхождении знания, к примеру), Федоров делает более далеко идущий вывод: существует необходимость сознательного управления эволюцией, преобразования природы, исходя из глубинных потребностей разума и нравственного чувства человека.

Очень важно, что регуляцию Федоров рассматривал с точки зрения практики. Он приводил пример опытов естествоиспытателя Каразина или же удачные опыты, проведенные в конце XIX века в Америке  - по вызыванию дождя с помощью взрывчатых веществ и управления погодой. Сейчас ликвидация облаков или смерчей широко распространены.  Регуляция – это разумное использование и подчинение природы, которое не приводит к тому чтобы нанести вред человеку. “В регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим”, - писал Федоров. Мыслитель так развивает свои идеи эволюции природы и человечества: природная эволюция в своем все усложняющемся развитии привела к появлению человеческого вида и сознания. Дальнейшее развитие происходит уже за счет сознательных действий человека, а не за счет эволюции.

Следуя Федорову  Циолковский разворачивает широкий фронт многомиллионных трудовых армий, основной массированный удар которых направляется на экваториальную область для ее хозяйственного освоения. Он входит во все детали борьбы с экваториальными стихиями, вплоть до постепенно передвигающейся тонкосетчатой ограды, в пространстве которой истребляется дикая тропическая фауна и флора и культивируется полезная человеку.

Федоров предсказывал, что Человек для решения проблем перенаселения и мирового голода будет модифицировать растения так чтобы они могли бы приносить наибольшую поьзу. Тем самым Федоров предвосхитил появление генетической инжинирии и генетически модифицированных продуктов. Поскольку природа слепа, а человек регулирует ее и направляет в разумное русло – к разумной регуляции природы и разумному управлению ей стремится в соответствии с идеями Федорова и Циолковского.

IV.Выход в Космос в идеях Н.Ф. Федорова.

Решения проблем истощения ресурсов и перенасленеия, затухания Солнца Федоров, а за ним и Циолковский видели в активном освоении космоса - в завоевании человечеством новых сред обитания, в преобразовании сначала Солнечной системы, а затем и дальнего космоса. .  C наступлением эры космоса открывается реальная возможность предотвратить в далеком будущем неизбежный конец человеческой цивилизации. 

Дело активного освоения космоса – одна из основных составляющих философии общего дела, которая сможет объединить все человечество.  Федоров осознавал, что: “ Только такая безбрежная, требующая дерзновения область деятельности, как овладение космосом, привлечет к себе и бесконечно умножит энергию ума, отваги, изобретательности, самоотверженности, всех совокупных человеческих сил, которые сейчас расходуются на взаимную рознь или растрачиваются по пустякам.”. И Федоров и Циолковский предсказали неизбежность выхода человечества в космос 

Приводимые  аргументы “за” разнообразны: невозможность достичь полной регуляции лишь в пределах Земли, зависящей от всего космоса, который также изнашивается, сгорает; вместе с тем в бесконечных просторах Вселенной разместятся мириады человеческих поколений, так что “отыскание новых землиц” становится приготовлением “небесных обителей” отцам – после их восрешения здесь на земле. “Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства должен сделаться их обитателем и правителем”.  

Идеи Н.Ф. Федорова были активно развиты К. Э. Циолковским, которого по праву называют прародителем всей космонавтики, он не только говорил о необходимости освоения космоса но и показывал реалные возможности того как это можно сделать – он предсказал использование ракет. Произвел рассчеты космических скоростей, соотношения массы топлива и массы космических кораблей. Многие его идеи такие как создание поселений на марсе и других планетах безусловно были очень прогрессивными и дальновидными даже для нашего времени. 

В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое". По истечении тысячи миллионов лет "ничего несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила".

Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры: 
1.   Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет. 
2.   Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет. 
3.   Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет. 
4.   Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое, вечное. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем. 

 

Несовершенные миры будут ликвидированы и заменены собственным населением. Земля будет отдавать небесным колониям свой избыток людей. В конечном счёте, мы увидим бесконечную Вселенную с бесконечным числом совершенных существ”. 

 

 


Информация о работе Философия русского космизма