Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 12:17, реферат
Славянофильство как идейное течение оформилось в первой половине 40-х годов ХIX в. Постоянный критик славянофилов В.Г. Белинский писал: «Явление славянофильства есть факт, замечательный до известной степени, как протест против безусловной подражательности и как свидетельство потребности русского общества в самостоятельном развитии».
Тремя основами особого исторического пути России славянофилы считали православие, самодержавие и народность, но понимали их иначе, чем официальная правительственная идеология. Славянофилы отрицали императорскую, петровскую Россию и власть относилась к ним подозрительно и враждебно, несмотря на их православие и монархизм. И хотя славянофильская система признавала эти три принципа, дух ее был абсолютно противоположным. Совершенно ясно было, что для системы официальной народности примат принадлежал принципу самодержавия, православие и народность были ему подчинены. Ясно также, что народность была сомнительна и претерпела влияние худших сторон западного государственного абсолютизма.
1. Философия славянофилов.
Славянофильство как идейное течение
оформилось в первой половине 40-х годов
ХIX в. Постоянный критик славянофилов
В.Г. Белинский писал: «Явление славянофильства
есть факт, замечательный до известной
степени, как протест против безусловной
подражательности и как свидетельство
потребности русского общества в самостоятельном
развитии».
Тремя основами особого исторического
пути России славянофилы считали православие,
самодержавие и народность, но понимали
их иначе, чем официальная правительственная
идеология. Славянофилы отрицали императорскую, петровскую
Россию и власть относилась к ним подозрительно
и враждебно, несмотря на их православие
и монархизм. И хотя славянофильская система признавала
эти три принципа, дух ее был абсолютно противоположным.
Совершенно ясно было, что для системы
официальной народности примат принадлежал
принципу самодержавия, православие и
народность были ему подчинены. Ясно также,
что народность была сомнительна и претерпела
влияние худших сторон западного государственного
абсолютизма.
Православие было не духовное, внешне государственное. Славянофилы
же, выступая апологетами старины, искали
православия очищенного, не искаженного
и не извращенного историческими влияниями.
Также они стремились к выявлению подлинной
народности, народной души. Славянофилы
видели образ русского народа освобожденным
от искажений, которые они приписывали
западному рационализму и государственному
абсолютизму.
Высшим идеалом для славянофилов являлась
православная церковь, никогда не нарушавшая
в отличие от католичества заветов первоначального
христианства. Славянофилы упорно отрицали
подчиненный характер отношения церкви
к государству, А.С. Хомяков указывал, что
русский император не имел права священства,
не притязал на непогрешимость в вопросах
вероучения, не решал вопросы церковного
благочестия.
Славянофилы были горячими защитниками
свободы личности, свободы совести, мысли,
слова и своеобразными демократами, признавали
принцип верховенства народа.
Славянофилы были горячими защитниками
общины, которую считали органическим
и оригинально русским укладом хозяйственной
жизни крестьянства. Они не считали собственность
священной и абсолютной, собственника
же считали лишь управляющим, отрицая западную буржуазную, капиталистическую
цивилизацию. И если они думали, что Запад
гниет, то потому, что он вступил на путь
этой буржуазной цивилизации, что в нем
раскололась целостность жизни.
Славянофилы считали, что противоречия
современной жизни уходят своими корнями
в Петровские реформы, которые прервали
органическое развитие российской истории
и культуры, раскололи надвое русское
общество. Они были убеждены, что русской
истории присущи особые исторические
ценности, которых не знает Европа. и волю,
которые начинают действовать сами по
себе.
Следует отметить, что славянофилы не
отрицали достижений европейской культуры
в сфере естественных наук, образования,
культуры поведения. Целью славянофилов был не отрыв
России от Европы, а восстановление единства
русского общества и культуры на основе
национальных ценностей. Они считали,
что это позволит России занять подобающее
место в центре мировой цивилизации. При
этом Россия должна стремиться не к тому,
чтобы стать богатейшей или самой могущественной
из стран мира, а к тому, чтобы быть наиболее
«христианским из всех человеческих обществ».
2. Философия западников
Западники, в ряды которых входили А. И.
Герцен, Т. И. Грановский, К. Д. Кавелин,
Б. Н.Чичерин и другие, также как и славянофилы,
понимали различия России и Европы, но
стремились к совершенствованию русского
быта, культуры, законов на основе использования
западноевропейского опыта. Они резко
критиковали российскую действительность,
основы социальной и духовной жизни. Главную
задачу они видели в просвещении народа,
в развитии демократических начал, в большей
социальной и политической свободе личности.
Ориентируясь на западноевропейскую цивилизацию,
западники критиковали российское самодержавие,
считая его формой восточной монархии.
Такое же архаичное, противостоящее личностному
развитию начало они видели в православной
церкви. Человек в ней, как и в язычестве
лишен возможности развития. Западники решающее значение
придавали разуму, а не вере. Они утверждали самоценность
человеческой личности как носителя разума,
противопоставляли идею свободной личности идеи кооперативности (или «соборности»
славянофилов).
Отвергая общинные начала русской жизни, западники подчеркивали тягловый
характер русской общины, неотделимый
от круговой поруки и переделов земли,
подрывающих трудовую мораль. По их мнению,
возникновение тягловой общины в XVII в.
было связано с распространением крепостничества
и являлось формой эксплуатации крестьянства
и посадского населения. В силу этого индивидуальные
качества человека, его разум в общине
подавлены.
Идеал личности, по западничеству – это
независимый человек, свободный от принижающей
его нерассуждающей преданности кому
бы то ни было, индивидуалист. Главное
в человеке – цивилизованность, противостояние
всему дикому, хаотичному.
Западники были горячими патриотами, твердо
верили в великое будущее своей Родины.
Резко критикуя Николаевскую Россию, западники
возвеличивали Петра, который, как они го
Профессора истории и права (С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) большое значе
Свои идеи западники пропагандировали
с университетских кафедр, в статьях, печатавшихся а «Московском
пропаганду».
Западники так же широко использовали
и московские салоны, где они сражались со
3. Общие и отличные
особенности западничества и
славянофильства
Славянофилы и западники были враги-друзья.
Герцен сказал: «мы подобны двуликому
Янусу, у нас одна любовь к России, но не
одинаковая». Для одних Россия была, прежде
всего, мать, для других – дитя.
Славянофилы и западники дискутировали о России, ее судьбе и будущем. Одни, славянофилы, мечтали
об идеальной допетровской Руси, другие,
западники, мечтали об идеальном Западе.
Но и консервативное обращение славянофилов
к далекому прошлому было лишь утопией
совершенного строя, совершенной жизни,
также каким было обращение западников
к Западу, который они плохо знали.
Представителей обоих философских направлений
объединяло отрицательное отношение к
Николаевской России, к крепостному праву,
на первое место по шкале ценностей они
ставили гуманизм, духовные ценности,
были глубоко озабочены проблемой нравственного
роста личности, ненавидели мещанство.
Идеал нравственной личности у западников
и славянофилов имел ряд общих основных
черт: нравственной признавалась личность,
ориентированная на высокие моральные
ценности и нормы, подчиняющая им свое
поведение на основе свободного волеизъявления,
без какого-либо внешнего принуждения.
Также как и западники, славянофилы высоко
ценили традиции и опыт Западной Европы.
В свою очередь западники, разделяя позицию
славянофилов, понимали значение России,
ее великую внутреннюю, еще не раскрытую
силу.
Но как только от общих, абстрактных представлениях
об идеальных обществе и личности славянофилы
и западники переходили к их конкретным
социальным, политическим и культурным
характеристикам, различия между ними становились
резкими, порой превращались в противоположность.
Различия взглядов относились, прежде
всего, к таким вопросам: каковы оптимальные
пределы автономии личности; какое место
должна занимать религия; каково значение
национальных элементов культуры, традиций,
обычаев, обрядов, какую роль в развитии
России сыграли реформы Петра.
Главное принципиальное различие между
западниками и славянофилами заключалось
в вопросе о том, на какой основе можно
и нужно следовать к социальному и нравственному
идеалу: религии и веры, опоры на исторический
опыт народа, его сложившуюся психологию,
или опоры на разум,логику, науку, на преобразование
в соответствии с ними социальной реальности.
Идеи славянофилов и западников по своему
влиянию вышли далеко за рамки периода
своего взлета и расцвета в 40 – 50-х годах
ХIХ века. Мощное влияние этих споров нашло
свое отражение в трудах Достоевского,
который видел свою задачу «в упразднении
распри между славянофилами и западниками»; в философской публицистике
В. Соловьева; в спорах марксистов с их
западнической установкой и народников,
продолживших славянофильскую традицию
обособления России; в общественных дискуссиях
между российскими марксистами–большевиками
и меньшевиками.
Заключение
Споры западников и славянофилов стали
частью истории, но развитие этих двух разных
философских, идеологических подходов
к проблеме преобразования социальной
реальности имеет продолжение и по сегодняшний
день. Анализируя взгляды указанных философских
направлений, невольно удивляешься тому,
что все те вопросы, о которых велась дискуссия
в 30 – 50-е годы позапрошлого века, и по
сей день остаются в повестке неразрешённых
проблем.
Итак, что же сейчас представляет собой
антитеза «Россия-Запад», столь популярная
в философииXIX века? Как и ранее это понятие
включает в себя вопрос о роли России в
мировом сообществе, о её взаимоотношениях
с западными странами. Вместе с тем, указанная
антитеза выражает внутреннюю борьбу
отечественного социума, спорящего не
только о своих перспективах и базисе
развития, но и об отношении к своему прошлому.
Решение данной дилеммы представляет
собой долгий и многогранный процесс,
который тесно связан с дальнейшим развитием
России, политической и философской науки.
Очевидно, что западная модель не может
быть просто перенесена на российскую
почву, и, по меньшей мере, должна быть
осмыслена и переработана в соответствии
с нашими коренными условиями и принципами.
Немаловажное значение при этом приобретает
использование наследия российской политической
мысли, так как последняя насчитывает
не один десяток и даже сотню лет и не учитывать
её, не использовать теоретические конструкции
лучших умов России прошлых веков было
бы просто неразумно.
Информация о работе Философия славянофилов и западников и их отличия