Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:59, доклад
Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:
старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гип
Философия софистов
и Сократа
1. Общее понятие
софистики и периодизация
Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:
старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.
Сократ официально
не принадлежал к указанным
2. Характерные черты философии софистов.
Для софистов характерно:
критическое отношение
к окружающей действительности;
стремление все
проверить на практике, логически
доказать правильность или неправильность
той или иной мысли;
неприятие основ
старой, традиционной цивилизации;
отрицание старых
традиций, привычек, правил, основанных
на недоказанном знании;
стремление доказать
условность государства и права,
их несовершенство;
восприятие норм
морали не как абсолютной данности,
а как предмет критики;
субъективизм
в оценках и суждениях, отрицание
объективного бытия и попытки
доказать то, что действительность
существует только в мыслях человека.
3. Софизм как
основной логический прием
Свою правоту
представители данной философской
школы доказывали с помощью софизмов –
логических приемов, уловок, благодаря
которым правильное с первого взгляда
умозаключение оказывалось в итоге ложным,
и собеседник запутывался в собственных
мыслях.
Примером данного
умозаключения является «рогатый»
софизм:
«То, что не потерял, ты имеешь,
ты не потерял
рога; значит ты их имеешь».
Данный результат
достигается не в результате парадоксальности,
логической трудности софизма, а
в результате некорректного использования
логических смысловых операций. В
указанном софизме первая посылка ложна,
но выдается за правильную, отсюда результат.
4. Значение деятельности
софистов.
Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:
критически взглянули на окружающую действительность;
распространили
большое количество философских
и иных знаний среди граждан греческих
полисов (за что впоследствии именовались
древнегреческими просветителями).
6. Философия
Сократа.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел
свою философию и
любое знание есть добро;
любое зло, порок совершается от незнания.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н.э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом – цикутой.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
способствовал распространению знаний, просвещению граждан;
искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.;
открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;
воспитал много
учеников, продолжателей своего дела
(например, Платона), стоял у истоков
целого ряда так называемых «сократических
школ».
7. «Сократические
школы».
«Сократические школы» - философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится:
Академия Платона;
школа киников;
киренская школа
лигарная школа;
элидо-эритрийская школа.
Академия Платона
– религиозно-философская
Киники –
философская школа, которая обосновывала
идею свободы вне общества (асоциальной
свободы). Ее представители проверяли
свои философские изыскания на себе. Киники
вели паразитический, бродяжнический
образ жизни, не имели семьи, игнорировали
государство и законы, презирали традиционную
культуру, мораль, богатство, концентрировали
внимание на человеческих пороках.
Наиболее известными
представителями киников
Киренская школа – основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):
выступали против изучения природы;
высшим благом считали наслаждение;
соответственно целью жизни видели наслаждения, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство – как средство для достижения наслаждения.
Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители – Евбулид, Диодор Крон.
Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.
Помимо философских
теоретических изысканий
Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.
Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникает куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»
Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становиться лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»