Философия софистов и Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 20:59, доклад

Описание работы

Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:
старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гип

Файлы: 1 файл

Философия софистов и Сократа.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Философия софистов и Сократа 

1. Общее понятие  софистики и периодизация софистских  школ. 

Софиты –  философская школа в древней  Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители  данной философской школы выступали  не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых:

старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

 младших софистов  – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и  использовал софистику в практической деятельности. 

2. Характерные  черты философии софистов.

Для софистов характерно: 

критическое отношение  к окружающей действительности; 

стремление все  проверить на практике, логически  доказать правильность или неправильность той или иной мысли; 

неприятие основ старой, традиционной цивилизации; 

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; 

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; 

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; 

субъективизм  в оценках и суждениях, отрицание  объективного бытия и попытки  доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. 

3. Софизм как  основной логический прием софистов. 

Свою правоту  представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов – логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях. 

Примером данного  умозаключения является «рогатый»  софизм: 

«То, что не потерял, ты имеешь,

ты не потерял  рога; значит ты их имеешь». 

Данный результат  достигается не в результате парадоксальности, логической трудности софизма, а  в результате некорректного использования  логических смысловых операций. В  указанном софизме первая посылка ложна, но выдается за правильную, отсюда результат. 

  

4. Значение деятельности  софистов. 

Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так  и представителей иных философских  школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они:

критически взглянули  на окружающую действительность;

распространили  большое количество философских  и иных знаний среди граждан греческих  полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями). 

6. Философия  Сократа. 

Наиболее уважаемым  из философов, имеющих отношение  к софистике, был Сократ (469 – 399 гг. до н.э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел  в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанной и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

 Сократ вел  свою философию и просветительскую  работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой  были злободневные проблемы того  времени, актуальные и ныне: добро;  зло; любовь; счастье; честность и т.д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому:

любое знание есть добро;

любое зло, порок  совершается от незнания.

Сократ не был  понят официальными властями и воспринимался  ими как обычный софист, подрывающий  устои общества, сбивающий с толку  молодежь и не чтящий богов. За это  он был в 399 г. до н.э. приговорен к  смерти и принял чашу с ядом –  цикутой.

Историческое  значение деятельности Сократа в том, что он:

способствовал распространению знаний, просвещению  граждан;

искал ответы на извечные проблемы человечества –  добра и зла, любви, чести и  т.д.;

открыл метод  майевтики, широко применяемый в  современном образовании;

ввел диалогический метод нахождения истины – путем ее доказательства в свободном споре, а не декларированная, как это делал ряд прежних философов;

воспитал много  учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков  целого ряда так называемых «сократических школ». 

7. «Сократические  школы». 

«Сократические  школы» - философские учение, сложившиеся  под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится:

Академия Платона;

школа киников;

киренская школа

лигарная школа;

элидо-эритрийская  школа.

Академия Платона  – религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н.э., имевшая  целью исследование философских  проблем, почитание богов и муз  и просуществовавшая до VI в. н.э. (около 1000 лет).

Киники –  философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. 

Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном «Сократ, сошедший с ума»).

Киренская школа  – основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики):

выступали против изучения природы;

высшим благом считали наслаждение;

соответственно  целью жизни видели наслаждения, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство – как средство для достижения наслаждения.

Мегарская школа  основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. Представители  – Евбулид, Диодор Крон.

Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует.

Помимо философских  теоретических изысканий мегарцы  вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и  получили прозвище «спорщики».

Представители мегарской школы (Евбулид) стали  авторами известных апорий, то есть парадоксов (не путать с софизмами), - «Куча» и «Лысый», с помощью которых  пытались понять диалектику перехода количества в качество.

Апория «Куча»: «Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникает куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?»

Апория «Лысый»: «Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становиться лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «еще не лысого» и «уже лысого»?»


Информация о работе Философия софистов и Сократа