Философия Сократа. Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:14, контрольная работа

Описание работы

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”. Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона — Диотиму из Мантинеи.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

ВАРИАНТ №7

  1. Дайте ответ на следующий вопрос:

                   Философия Сократа.

Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.)

Сократ —  античный мыслитель, первый афинский философ.

                                                Биография

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”. Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона — Диотиму из Мантинеи. Для юного Сократа встреча со жрицей стала решающей. Диотима посвятила его в мистерии Эроса согласно орфической традиции, что позже Платон передал в эпизоде про Диотиму в диалоге “Пир”.Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе с философом Архелаем. Сократ участвовал в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда афиняне отступали, он шел спиной вперед, лицом к врагу.Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: “О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?”

                Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи:

“Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам  — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.В своих комментариях к “Кратилу” Платона, которые касаются значения имен, Прокл утверждает, что имя Сократа происходит от “soet tou kratou”, что значит “освобожденный силой души, той, которая не соблазняется вещами материального мира”.Диоген Лаэртский приводит много свидетельств и анекдотов, заимствованных у давних авторов, изображающих характер Сократа: решительность, отвага, контроль страстей, скромность и независимость от богатства и власти.Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни. По свидетельству Платона “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”.

                                            Основные идеи:

Майевтика и ирония Сократовские диалоги были поиском истинного  знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

                                О человеке

Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало.Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.

 

 

  1. Ответьте на тестовые вопросы:

1.Термин  «философия» с древнегреческого  переводится как:

а) любовь  к мудрости;

б) рассуждение;

в) учение о мире и человеке.

2. Какое из  перечисленных понятий является  самым общим?

а) философия  Аристотеля;

б) мировоззрение;

в) философия.

3. Какое  из  перечисленных  предложений –  философское

а) Кит – это  млекопитающее.

б) Попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее.

в). Энергия не исчезает, а сохраняется.

4. Самой  авторитетной  в  средние  века  являлась:

а) онтология; 

б) логика; 

в) теология.

5. Назовите  направление  в философии, представители   которого  считали, что у   России  свой  особый  путь  развития:

а) славянофилы;

б) западники;

в) просветители.

6. Основная проблема, которую рассматривает экзистенциализм:

а) проблема познания;

б) проблема человеческого существования;

в) поиск наилучшего общественного устройства.

7. Какую идею  можно определить как прагматичную?

а) «мыслю, следовательно, существую»;

б) «имеет смысл лишь то, что имеет практическую пользу»;

в) «все разумное – действительно, все действительное – разумно».

8. Задача средневековой  философии, с точки зрения схоластов,  состояла в том, чтобы:

а). исследовать социальную  действительность;

б) исследовать природу;

в) найти рациональные доказательства веры.

9. Материя существует  объективно и независимо от  сознания, согласно философскому:

а) идеализму;

б) материализму;

в) сенсуализму.

10. Представители  какого философского направления считали, что Россия должна перенимать прогрессивный опыт западной цивилизации:

а) западники;

б) славянофилы;

в) просветители;

 

а

б

а

в

а

б

б

в

б

а


                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Всемирная  энциклопедия: Философия. Гл. научн. ред. Грицанов А.А. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.

2  Горбачев  В.Г. Основы философии: учебник  / И.Г.Горбачев. Серия: для средних  специальных учебных заведений  – М.: Изд-во Владос-Пресс. 2002.–  336 с.

3  Горелов  А.А. Философия в вопросах и  ответах / А.А.Горелов. – М.: Эксмо,  2006. - 336 с.

4  Горелов  А.А. Основы философии: учеб.пособие  для студ. сред.проф. учеб. заведений  / А.А.Горелов. – М.: Издательский  центр «Академия», 2003. – 256 с.

5  Канке В.А. Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / В.А.Канке. - М.: " Университетская книга», Логос, 2008. - 288 с.

5  Каратини  Р. Введение в философию / Р.Каратини. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 736 с. 

6 Кохановский  В.П.. Основы философии: / В.П.Кохановский, Т.П.Мятяш В.П. Яковлев, Л.В. Жаров: учебник для ССУЗОВ. - 12 изд. Серия: среднее проф. образование – М.: Феникс, 2011. - 308 с.

7 Кохановский  В.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия.  Конспект лекций: / В.П. Кохановский,  В.П.Яковлев, Л.В. Жаров - М.: Феникс, 2011. – 192 с.

8 Философский  энциклопедический словарь. –  М.: ИРФРА, 2001. – 576 с.

9 URL: http://www.filo-lecture.ru/

10 URL: http://thinking-is-all.ru/

 

 


Информация о работе Философия Сократа. Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.)