Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:14, контрольная работа
Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”. Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона — Диотиму из Мантинеи.
ВАРИАНТ №7
Философия Сократа.
Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.)
Сократ — античный мыслитель, первый афинский философ.
Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать — повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом – майевтикой: “Теперь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела”. Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности — Анаксагора из Клазомен, который был также учителем Перикла.В 440 г. до н. э., когда население Афин страдало от эпидемии чумы, Перикл пригласил участвовать в церемонии по очищению города великую жрицу храма Аполлона — Диотиму из Мантинеи. Для юного Сократа встреча со жрицей стала решающей. Диотима посвятила его в мистерии Эроса согласно орфической традиции, что позже Платон передал в эпизоде про Диотиму в диалоге “Пир”.Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе с философом Архелаем. Сократ участвовал в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда афиняне отступали, он шел спиной вперед, лицом к врагу.Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в первую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: “…пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: “О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?”
Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи:
“Но вот уже время идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога”.Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: “Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью”.В своих комментариях к “Кратилу” Платона, которые касаются значения имен, Прокл утверждает, что имя Сократа происходит от “soet tou kratou”, что значит “освобожденный силой души, той, которая не соблазняется вещами материального мира”.Диоген Лаэртский приводит много свидетельств и анекдотов, заимствованных у давних авторов, изображающих характер Сократа: решительность, отвага, контроль страстей, скромность и независимость от богатства и власти.Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать “экзамен души”, подвести итог жизни. По свидетельству Платона “Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вперед до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теперь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа”.
Майевтика и ирония Сократовские диалоги были поиском истинного знания, и важным шагом на этом пути было осознание его отсутствия, понимание собственного незнания. Согласно легенде, Дельфийской пифией Сократ был назван “мудрейшим из всех мудрых”. Видимо, это связано с его высказыванием об ограниченности человеческого знания: “Я знаю, что ничего не знаю”. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой всегда стоит серьезная цель — вынудить собеседника обнаружить себя, свое незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.
О человеке
Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало.Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.
1.Термин «философия» с древнегреческого переводится как:
а) любовь к мудрости;
б) рассуждение;
в) учение о мире и человеке.
2. Какое из перечисленных понятий является самым общим?
а) философия Аристотеля;
б) мировоззрение;
в) философия.
3. Какое из перечисленных предложений – философское
а) Кит – это млекопитающее.
б) Попав в сложную ситуацию, глубоко осмысливай ее.
в). Энергия не исчезает, а сохраняется.
4. Самой авторитетной в средние века являлась:
а) онтология;
б) логика;
в) теология.
5. Назовите
направление в философии,
а) славянофилы;
б) западники;
в) просветители.
6. Основная проблема,
которую рассматривает
а) проблема познания;
б) проблема человеческого существования;
в) поиск наилучшего общественного устройства.
7. Какую идею
можно определить как
а) «мыслю, следовательно, существую»;
б) «имеет смысл лишь то, что имеет практическую пользу»;
в) «все разумное – действительно, все действительное – разумно».
8. Задача средневековой
философии, с точки зрения
а). исследовать социальную действительность;
б) исследовать природу;
в) найти рациональные доказательства веры.
9. Материя существует объективно и независимо от сознания, согласно философскому:
а) идеализму;
б) материализму;
в) сенсуализму.
10. Представители какого философского направления считали, что Россия должна перенимать прогрессивный опыт западной цивилизации:
а) западники;
б) славянофилы;
в) просветители;
а |
б |
а |
в |
а |
б |
б |
в |
б |
а |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Всемирная энциклопедия: Философия. Гл. научн. ред. Грицанов А.А. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.
2 Горбачев
В.Г. Основы философии:
3 Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах / А.А.Горелов. – М.: Эксмо, 2006. - 336 с.
4 Горелов
А.А. Основы философии: учеб.
5 Канке В.А. Основы философии: учебник для студентов средних специальных учебных заведений / В.А.Канке. - М.: " Университетская книга», Логос, 2008. - 288 с.
5 Каратини Р. Введение в философию / Р.Каратини. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 736 с.
6 Кохановский В.П.. Основы философии: / В.П.Кохановский, Т.П.Мятяш В.П. Яковлев, Л.В. Жаров: учебник для ССУЗОВ. - 12 изд. Серия: среднее проф. образование – М.: Феникс, 2011. - 308 с.
7 Кохановский В.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия. Конспект лекций: / В.П. Кохановский, В.П.Яковлев, Л.В. Жаров - М.: Феникс, 2011. – 192 с.
8 Философский энциклопедический словарь. – М.: ИРФРА, 2001. – 576 с.
9 URL: http://www.filo-lecture.ru/
10 URL: http://thinking-is-all.ru/
Информация о работе Философия Сократа. Сократ (469 г. до н. э.- 399 г. до н. э.)