Философия Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 07:38, контрольная работа

Описание работы

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика , диалектика ) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова.

Файлы: 1 файл

Философия.Бекиров.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

 

Сибирский институт управления-филиал РАНХиГС

 

 

 

 

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

 

Межсессионная контрольная работа по дисциплине 
«Философия»

 

 

Фамилия

Бекиров

Имя

Джейхун

Отчество

Ферус оглы

Номер группы:

12315

Дата сдачи

24.02.2012

Тема работы

Философия Сократа


 

 

 

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в  философии — от рассмотрения природы  и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика1, диалектика2) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.

Майевтика (греч. maieutike - повивальное  искусство) — «искусство повивальной  бабки»; по характеристике самого Сократа  его метод философствования заключается  в том, чтобы с помощью искусно  поставленных вопросов привести собеседника  к истинному знанию.

 Майевтика - метафора, с помощью  которой Сократ прояснял сущность  своего метода философствования, специфицирующего сократический  диалог, прежде всего по отношению  к софистическому. Согласно Сократу,  душа не в состоянии постичь  истину, если только она ею "не беременна".

 Развернутое описание "метода" майевтики осуществил Платон: "Теперь  мое повивальное искусство, во  всем похоже на акушерское, отличаясь  от него лишь тем, что я  принимаю роды у мужей, а  не у жен, роды души, а не  тела. Мое главное умение состоит в правильном распознании и отделении рождающихся фантазмов и лживостей в молодых душах от вещей живых, здоровых и реальных. По обычаю акушерок и я должен быть стерильным... от знания; попреки, что мне многие делают, в том, что я влияю на других, несправедливы, ибо никогда я никак не обнаруживал своего невежественного знания ни по одному из вопросов, ведь это вправду хула. Правда, в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути, я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден - я и боги".

 

 Майевтика базируется на  отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого - лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения, что осуществляется посредством постановки вопросов о сути тех или иных (прежде всего социальных) феноменов. Последнее выступает образцом для рассуждений Платона об эйдосах.

Сократ был сыном  каменотёса (скульптора) Софрониска и  повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Был женат на женщине по имени Ксантиппа.

Сократ излагал свои мысли в  устной форме, в разговорах с разными  лицами; до нас дошли сведения о  содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и лишь в ничтожной доле в сочинениях Аристотеля. Ввиду большого числа и объёма сочинений Платона и Ксенофонта может казаться, что философия Сократа нам известна с полной точностью. Но тут есть препятствие: Платон и Ксенофонт во многих отношениях представляют учение Сократа различно. Например, у Ксенофонта Сократ разделяет общее мнение, что врагам надо делать больше зла, чем они могли бы сделать; а у Платона Сократ, вопреки общему мнению, говорит, что не следует платить обидой и злом никому на свете, какое бы зло ни сделали люди. Отсюда в науке возник вопрос: кто из них представляет учение Сократа в более чистом виде. Вопрос этот породил глубокие споры в философской литературе и решается совершенно различно: одни учёные видят в Ксенофонте самый чистый источник сведений о Сократовой философии; другие, напротив, считают Ксенофонта никуда не годным или мало годным свидетелем и отдают предпочтение Платону. Впрочем, естественно, что знаменитые воины Сократ и полководец Ксенофонт, в первую очередь, обсуждали проблемы отношения к врагам на войне, с Платоном, наоборот, речь шла о врагах, с которыми люди имеют дело в мирное время. Некоторые утверждают, что единственным достоверным источником для характеристики Сократа являются комедии Каллия, Телеклида, Эвполида и особенно комедии Аристофана «Облака», Лягушки, Птицы, где Сократ представлен софистом и безбожником, идейным лидером реформаторов всех мастей, даже вдохновителем трагедий Еврипида, и где отражены все пункты будущего обвинения на суде. Но многие другие драматурги-современники изображали Сократа сочувственно — бескорыстным и добродушным чудаком и оригиналом, стойко переносящим невзгоды. Так, Амейпсий3 в трагедии «Кони» даёт такую характеристику философа: «Мой Сократ, ты — лучший в узком кругу, но непригодный к массовым действиям, страдалец и герой, среди нас?» Наконец, некоторые признают важными показания о Сократе всех трёх основных свидетелей: Платона, Ксенофонта и Аристофана, хотя спонсором Аристофана был главный враг Сократа богач и коррупционер Анит.

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через  свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты  пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

«…Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество). …Две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания», — писал Аристотель. (Аристотель, Метафизика,Книга 13,Глава 4).

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма4, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми.

Принципы Сократа:

 

    • Познайте самих себя: Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить (Сократ, в «Апологии» Платона).

 

    • Умейте задавать вопросы: Мой путь к истине состоит в том, чтобы задавать правильные вопросы (Сократ, в диалоге Платона «Протагор»).

 

    • Думайте сами: Не будь убежден мной, Агафон. Будь убежден истиной (Сократ, в диалоге Платона «Пир»).

 

    • Бросьте вызов условностям: И когда он освобождается, и становится на ноги, и поднимает голову, и идет к свету, - все что он видел ранее, оказывается ложным и извращенным, но сейчас он видит лучше (Сократ, в диалоге Платона «Государство»).

 

    • Растите вместе с друзьями: Когда друзья с удовольствием проводят время за совместной беседой, вы вдруг обнаруживаете, что при этом происходит нечто необыкновенное. Когда они разговаривают, это похоже на вспыхнувшую искру, перекидывающуюся от одного говорящего к другому, и пока огонь перемещается таким образом, он крепчает, становится жарким пламенем взаимопонимания, которого никто из нас не смог бы найти в одиночку (Сократ, в диалоге Платона «Критий»).

 

    • Говорите правду: Моим твердым принципом было говорить правду (Сократ, в диалоге Платона «Апология»).

 

    • Укрепляйте свою душу: Мы должны стремиться к тому, чтобы стать умнее, достичь истинного счастья и развить свой характер (Сократ в «Апологии» Платона).

 

    • Увидьте свет: В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить (Сократ).

Сократ молился:  «Любимый Пан и все другие боги, обитающие здесь! Подарите мне внутреннюю красоту! И пусть я выгляжу таким, каков я есть! Пусть мудрость будет моим единственным имуществом, а все мое имущество пусть будет таким, чтобы я мог носить его собой»!

 

Сократовы парадоксы:

 

Многие высказывания, традиционно относимые к историческому  Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки  зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся  фразы:

  • Никто не желает зла.
  • Никто не делает зла по своей воле.
  • Добродетель — это знание.

 

«Сократовыми парадоксами» также могут называться самоссылающиеся  парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также  приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством  повивальной бабки» (майевтика); его  метод вопросов, предполагающих критическое  отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа. Данный метод получил название «Сократический метод».

Сократический философский  диалог состоял из нескольких диалектически взаимосвязанных этапов.

На первом этапе Сократ ставил перед собеседниками проблему, с одной стороны, взятую из их повседневной жизни, с другой – имеющую философское содержание. Такая проблема фиксировалась в виде вопроса относительно содержания того или иного абстрактного слова обыденного языка, например: что есть мудрость? храбрость? добродетель? благо? прекрасное?(диалоги Платона «Гиппий больший», «Лахет», «Парменид», «Критон»)

Для ответа на эти вопросы  собеседники Сократа должны были обобщить опыт, связанный в их сознании с абстрактным словом обыденного языка. Пытаясь стимулировать собственное  размышление собеседников, «Сократ  поглубже запрятывал свое знание предмета», «внешне казался ровней собеседнику», «притворялся несведущим»

На втором этапе сократического диалога собеседники Сократа  решали поставленную проблему на актуальном для них уровне развития, «снимали»  мировоззренческий вопрос, дав доступный их пониманию ответ.

Психологический смысл  второго этапа заключался в том, что участники диалога проговаривали (объективировали, вербализировали) имеющиеся  у них идеи относительно решения  философско-мировоззренческой проблемы, искали средства, при помощи которых можно облечь эти идеи в слово, превратить свои мысли в совокупность высказываний. Создав дефиницию, определение того или иного термина – абстрактного слова обыденного языка, собеседники Сократа «успокаивались», «испытывали иллюзию знания», «иллюзию окончательного преодоления проблемы».

На третьем этапе  философского диалога Сократ, выражаясь  современным психологическим языком, создавал «зону ближайшего развития» для своих собеседников, пользуясь для этого двумя основными методами – майевтикой и агоном (противопоставлением).

С помощью острых, резких, зачастую раздражавших собеседников вопросов Сократ приводил участников диалога  в замешательство, «лишал покоя», «злил», «заставлял думать». «Невежество собеседников показывалось как настоящее, а “невежество” Сократа оказывалось симуляцией для стимуляции диалога» (Рональд  Гросс, Путь Сократа,

Личность Сократа является предметом многочисленных спекуляций. Помимо философов и моралистов, характер Сократа пытались объяснить многие психологи. Особенно интересовались этим вопросом психология и философия девятнадцатого века, которые, порой, считали его случай патологическим. В частности, вызывала любопытство сила воли этого человека и его физические упражнения. С помощью разных занятий Сократ закалял свое тело для того, чтобы укрепиться против страданий. Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева». В начале Пелопоннесской войны, Афины опустошила эпидемия; как считал Фаворин, философ был обязан своим спасением постоянству своего режима и удалению от сладострастия, будучи сохранён от болезни благодаря чистому и здоровому образу жизни.

 

Сократ́ические школы  — философские школы, созданные  учениками Сократа в IV веке до н. э. Представителей этих школ принято называть сократиками.

 

Сократические школы  имели зачатки современных школ: сменяемый руководитель, регулярные занятия, письменные сочинения учеников.

 

К сократическим школам относятся:

    • Киники — основатель Антисфен;
    • Киренская школа (Киренаики) — основатель Аристипп из Кирены;
    • Мегарская школа (Мегарики) — основатель Евклид из Мегары;
    • Элидо-Эретрийская школа — основатель Федон из Элиды.

Информация о работе Философия Сократа