МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный экономический
университет»
Центр дистанционного
образования
Контрольная
работа
по дисциплине: Философия
тема: «Философия Средневековья»
Исполнитель:
Малиновский И.М.
Группа
УК-11 Т
Проверил:
Анисина С.С.
Тюмень
2012
Содержание.
- Общая характеристика эпохи Средневековья.
- Общая характеристика эпохи средневековья
- Процесс христианизации в средневековье
- Влияние религии на культуру людей
- Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» – центральная проблема.
- Основные положения средневековой философии
- Теоцентризм
- Креационизм
- Провиденциализм
- Теоцентризм
- Креационизм
- Провиденциализм
- Аврелий Августин: синтез христианства и платонизма
Список литературы
- Общая характеристика эпохи Средневековья.
Средневековье длилось почти тысячу
лет - с V по XV век. В этот исторический
период произошли огромные изменения
в мировой истории: разрушился колосс
Римской империи, затем Византии.
Варварские племена после завоевания
Рима создали на европейском континенте
собственные государства с определяющейся
национальной культурой.
В этот период в мире происходит
очень много изменений во всех
областях развития государств. Не обошли
стороной эти изменения и культуру
и религию. У каждого народа в
эпоху средневековья сложилась
своя история развития культуры, влияния
на нее религии.
Во все времена людям надо было
во что-то верить, на кого-то надеяться,
кому-то поклоняться, кого-то бояться,
чем-то объяснять необъяснимое, и
это неведомое у всех народов
было свое. Были язычники, мусульмане,
христиане т.д.
В это время основной религией
на Западе и на Руси считалось Христианство.
Но, если русским средневековьем считалось
XIII-XV столетия, то на Западе это конец
средневековья и Ренессанс, т.е. самые
плодовитые годы в становлении западноевропейской
культуры. У нас же, по крайней
мере, первые два из этих трех веков
приходятся на разгром, культурную изоляцию
от Запада и застой, из которого Русь
только-только начинает выкарабкиваться
в самом конце XIV и XV веках.
Именно поэтому хотелось бы отдельно
разобраться, как повлияло христианство
на культуру западноевропейских народов
и Руси.
Чтобы понять, как происходило
влияние религии на культуру нужно
понять, как люди жили в это время,
о чем думали, что их волновало,
заботило больше всего тогда.
Утверждение христианства в качестве
государственной религии в некоторых
странах, начиная с IV века и его активное
распространение привели к существенной
переориентации всех сфер позднеантичной
духовной культуры в русло новой мировоззренческой
системы. Самым непосредственным образом
были захвачены этим процессом и все виды
художественной деятельности. Фактически
началось формирование новой теории искусства,
предпосылки которой сложились уже в раннехристианский
период. Отцы Церкви внесли в этот процесс
свою весомую лепту.
- Общая характеристика эпохи средневековья
В средневековье натуральное хозяйство
было примитивным, производительные силы,
техника были развиты слабо. Войны
и эпидемии обескровливали народы.
Любую мысль, идущую вразрез с
церковными догмами, инквизиция подавляла,
жестоко расправляясь с носителями
еретических учений и подозреваемыми
в пособничестве дьяволу.
В это время начинают применяться
машины, появляются ветряные мельницы,
водяное колесо, рулевое управление,
книгопечатание и многое другое.
Само понятие «средневековье» никак
не может быть некой целостностью.
Выделяют Раннее, Высокое средневековье
и Закат. Каждый период имеет свои
особенности духовной сферы и
культуры.
Столкновение культурных ориентаций рождало
многослойность и противоречивость
сознания средневекового человека. Простолюдин,
живущий во власти народных верований
и примитивных образов, имел зачатки
христианского мировоззрения. Образованный
человек не был полностью свободен от
языческий представлений. Однако для всех
несомненной доминантой была религия.
Сущность средневекового способа отношения
к миру определялась божественной моделью
мира, которая поддерживалась всеми имеющимися
в распоряжении церкви (и подчиненного
ей государства) средствами. Эта модель
и определяла особенности средневековой
эпохи. В качестве основных черт этой модели
можно выделить следующие:
- специфически средневековое понимание
Вселенной, где Бог выступает
главной мировой творческой силой,
вмешательство человека в божественное
дело было недопустимо;
- средневековый монотеизм, в котором
Вселенная мыслилась как абсолютно
подчиненная Богу, которому только и доступны
законы природы и божественный космос.
Это сила, беспредельно могущественнее
человека и довлела над ним;
- человек - ничтожное, слабое, греховное
существо, пылинка в божественном мире,
и частицы божественного мира ему доступны
только через искупление грехов и поклонение
Богу.
Центральным событием средневековой модели
мира был Бог. В это событие вписывалась
вся совокупность сверхсложной общественной
иерархии событий средневекового мира.
Особое место в этой иерархии занимала
церковь, на которую была возложена божественная
миссия.
Основное население средневековья составляли
крестьяне.
3. Процесс христианизации
в средневековье
Идеологическая позиция церкви
состояла в том, что она фактически
была на стороне господ, являясь
к тому же сама крупнейшей собственницей.
И все же церковь старалась
сглаживать конфликты в обществе,
проповедуя равенство перед Богом,
смирение и святость бедности. Бедняки
испытывают беды и невзгоды на земле,
но они божьи избранники, достойные
Царства небесного. Нищета - моральное
достоинство.
Средневековая церковь признавала
труд следствием первородного греха. Труд
для обогащения осуждался. Труд аскета
- труд для искоренения праздности,
для обуздания плоти, для нравственного
совершенствования считался богоугодным
делом.
- Влияние религии на культуру людей
Религия «телесно» и духовно
входит в мир культуры. Более того,
она составляет один из ее конструктивных
устоев, фиксируемых историками едва
ли не с появления «человека разумного».
На этом основании многие богословы
вслед за выдающимся этнографом Дж. Фрезером
утверждают: «Вся культура - из храма, из
культа».
Власть религии на ранних этапах развития
культуры выходила за границы измерения
последней. Вплоть до позднего средневековья
церковь охватывала едва ли не все культурные
сферы. Она была одновременно школой и
университетом, клубом и библиотекой,
лекторием и филармонией. Эти учреждения
культуры вызваны к жизни практическими
нуждами общества, но их истоки находятся
в лоне Церкви и во многом именно ею вскормлены.
Духовно властвуя над паствой, Церковь
в то же время осуществляла опеку и цензуру
над культурой, понуждая ее к обслуживанию
культа. В особенности эта духовная диктатура
ощущалась в средневековых государствах
католического мира, где Церковь доминировала
политически и юридически. И уж почти повсеместно
она довлела над моралью и искусством,
образованием и воспитанием. Церковная
опека и цензура, как и всякий диктат, отнюдь
не стимулировали культурный прогресс:
свобода - воздух культуры, без которого
она задыхается. Отмечая положительные
моменты религиозного воздействия на
реалии культуры, не следует забывать
и об этом.
Пожалуй, сильнее всего религия влияла
на становление и развитие национального
самосознания, на культуру этноса.
Церковный обряд часто продолжается в
установлениях народного быта и календаря.
Временами трудно отделить светское начало
в национальных традициях, обычаях и обрядах
от религиозного. Чем, например, являются
Семик и Масленица у русского народа, Навруз
у азербайджанцев и таджиков? Светско
- народное и церковно-каноническое сплетено
в этих праздниках нерасторжимо.
В Европе культурными островками стали
школы для монахов при монастырях. В средние
века ведущее место занимала архитектура.
Это было вызвано прежде всего настоятельной
потребностью в строительстве храмов.
Дальнейшим культурным стимулом стал
рост городов, центров торговли и ремесел.
Новым явлением стала городская культура,
породившая романский стиль. Романский
стиль возник как укрепление авторитета
Римской империи, необходимого королевской
власти и церкви. Лучше всего романский
стиль олицетворяли находящиеся на возвышенностях
крупные соборы, как бы возвышающиеся
над всем земным.
Готический стиль отрицает тяжеловесные,
похожие на крепости романские соборы.
Атрибутами готического стиля стали стрельчатые
арки и стройные башни, возносящиеся к
небу. Вертикальная композиция здания,
стремительный порыв вверх стрельчатых
арок и остальных архитектурных построек
выражал стремление к Богу и мечту о высшей
жизни. Геометрия и арифметика понимались
абстрактно, через призму познания Бога,
который создал мир и расположил все «мерою,
числом и весом». Каждая деталь в соборе
имела особое значение. Боковые стены
символизировали Ветхий и Новый завет.
Столбы и колонны олицетворяли апостолов
и пророков, несущих свод, порталы - преддверие
рая. Ослепительно сияющий интерьер готического
собора олицетворял небесный рай.
Раннее христианство унаследовало от
античности восхищение продуктами творчества
и презрение к создавшим их людям. Но постепенно,
под влиянием христианских идей о благотворном,
возвышающем значении труда, это отношение
изменилось. В монастырях того времени
приписывалось сочетать деятельность,
ведущую к общению с Богом, к проникновению
в его сущность, такую, как божественное
чтение, молитвы, ручной труд. Именно в
монастырях получили развитие многие
ремесла и искусства. Искусство считалось
богоугодным и благородным занятием, им
занимались не только рядовые монахи,
но и высшая церковная элита. Средневековые
искусства: живопись, архитектура, ювелирное
дело - были заложены в стенах монастырей,
под сенью христианской церкви.
В XII веке интерес к искусству
значительно возрастает. Это связано
с общим техническим, экономическим
и научным прогрессом общества. Практическая
деятельность человека, его интеллект,
способность к изобретению нового
начинает цениться значительно выше,
чем раньше. Накопленные знания начинают
систематизироваться в иерархию,
на вершине которой продолжает оставаться
Бог. Искусство, сочетающее в себе высокие
практические навыки и отражение
образов священного предания, получает
в средневековой культуре особый
статус.
Отношение к искусству в средневековье
претерпело большие изменения. Так,
во время раннего средневековья
(V-VIII века) доминируют античные представления
об искусстве. Искусство классифицируется
на теоретическое, практическое и созидательное.
Начиная с VIII века христианские идеи активно
переплетаются и взаимодействуют с нерелигиозными.
Основная цель искусства - стремление
к божественной красоте, которая воплощена
в гармонии и единстве природы.
Христианство, распространяясь на все
сферы жизни средневекового человека,
естественно определяло направление и
содержание художественного творчества,
ограничивало искусство своими догматами.
Художественное творчество не могло распространяться
за их пределы. Оно было существенно ограничено
иконографической традицией. Основной
целью творчества было сохранение и возвышение
христианского учения. Вся средневековая
культура была подчинена единственной
реальности - Богу. Бог обладает подлинной
субъективностью; устремленный к идеалу
человек, изображенный в произведениях
искусства, должен подчинить свою волю
Богу. Все в Боге: судьба определяется
Богом, мир объясняется Богом. Христианство
определяло предпочтительные темы и формы
искусства. В литературе излюбленный жанр
- жития святых; в скульптуре - изображения
Христа, Богоматери, святых; в живописи
- икона; в архитектуре - собор. Распространены
также темы рая, чистилища и ада. Художник
должен был в своих произведениях запечатлеть
красоту божественного миропорядка, согласовав
свое видение с представлениями христианского
духовенства. Творчество человека относительно,
ограничено и поэтому должно быть подчинено
воле Бога. Вне Бога творчества быть не
может. Главная тема в искусстве - Христос
и его учение.
Художественные произведения должны не
только приносить чувственные удовольствия
от созерцания прекрасной и гармоничной
красоты, они должны воспитывать человека
в духе стремления к Богу. Благочестие
- это самое главное духовное качество,
пробуждаемое искусством.
На Руси в XV веке появляются художественные
школы, расцветает зодчество и иконопись.
Знаменитым представителем золотого века
новгородской монументальной школы стал
греческий мастер Феофан Грек. Он не использовал
иконографические «прописи», его произведения
были глубоко самобытны и неповторимо
индивидуальны. Он расписал более 40 церквей.
Монументально-декоративные произведения,
ставшие в одном ряду с другими величайшими
творениями мирового искусства, создавал
в XV веке Андрей Рублев. В память Сергия
Радонежского он написал свое самое совершенное
произведение - икону «Троица». Так, при
Иване III возводится Успенский собор, Благовещенский
собор, Грановитая палата, строятся стены
Кремля. Самобытный национальный дух был
воплощен в храме Василия Блаженного.
- Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» – центральная проблема.
Философские идеи в средние века
чаще всего были облачены в религиозные
одежды. Строго говоря, религия не является
философией. Религия − это богопослушание,
сверхъестественная связь человека с
богом. Для религии характерны чудеса,
безудержная вера в догматы. В философии
то и другое ставится под сомнение. В то
же время нельзя не видеть и определенное
сходство религии и философии. Как мы видели
на примере анализа воззрений Платона
и Аристотеля, тема бога не является чуждой
для философии. Поиски единого очень часто
приводят к теме бога. В религиозных воззрениях,
равно как и в любых других воззрениях,
всегда содержатся философские идеи. Именно
с этих позиций рассмотрим христианство.
Средневековой теологической философией
называется ведущее философское направление,
распространенное в Европе в V − ХVI вв.,
которое признавало Бога в качестве высшего
существующего начала, а весь окружающий
мир − Его творения. Теологическая философия
начала зарождаться еще в Римской империи
в I − V вв. н.э. на основе раннего христианства,
ересей и античной философии и достигла
высшего расцвета в V - XIII вв. н.э. (в период
между распадом Западной Римской империи
(476 г.) и началом эпохи Возрождения. Наиболее
яркими представителями средневековой
теологической философии являлись: Тертуллиан
Карфагенский (160−220), Август Блаженный
(354−430), Боэций (480−524), Альберт Великий
(1193−1280); Фома Аквинский (1225−1274), Ансельм
Кентерберийский (1033−1109), Пьер Абеляр
(1079−1142), Уильям Оккам (1285−1349), Николай
из Отрекура (XIVв.).
Средние века называют "темными",
"мрачными". Отношение к средневековой
культуре амбивалентно: от признания ее
грубой и бесчеловечной до прославления
за ее религиозно-мистические порывы.
"Могло ли средневековье вообще быть
сплошным адом, в котором человечество
пробыло тысячу лет и из которого это бедное
человечество извлек Ренессанс?" −
задавался вопросом академик Н. И. Конрад.
И отвечал: "Думать так − значит прежде
всего недооценивать человека. Готическая
архитектура, лучезарная поэзия трубадуров,
рыцарский роман, жизнерадостные народные
фарсы, захватывающие зрелища − мистерии
и миракли… Средневековье − одна из великих
эпох в истории человечества". В
исторической науке период средневековья
в Западной Европе датируют V−ХV вв. Однако
по отношению к философии такая датировка
не совсем корректна. Средневековая европейская
философия − это христианская философия.
Христианская же философия начала складываться
гораздо раньше. Первые христианские философы
разрабатывали свои идеи во II в. н. э. Философия
раннего христианства называлась апологетикой,
а ее представители − апологетами, поскольку
их сочинения были направлены на защиту
и оправдание христианского вероучения.
В средневековой философии остро стоял
спор между духом и материей, что повлекло
за собой спор между реалистами и номиналистами.
Спор шел о природе универсалий, то есть
о природе общих понятий, являются ли общие
понятия вторичными, то есть продуктом
деятельности мышления, или же они представляют
собой первичное, реальное, существуют
самостоятельно. Границы между античностью
и средними веками размыты и нечетки. Поэтому,
как это ни парадоксально, средневековая
философия началась раньше, чем завершилась
античная. Несколько веков параллельно
существовали два способа философствования,
взаимно влиявшие друг на друга.