Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 15:22, контрольная работа
1. Общая характеристика эпохи Средневековья.
Под "средневековьем" обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V век нашей эры, и оно связано с распадом Римской империи, а завершение относится к XIV веку, к возникновению эпохи Возрождения. В социально-экономическом плане он соотносится с эпохой феодализма, с распространением и укреплением общественного строя, более прогрессивного, чем рабовладельческая организация общества.
Одним из крупнейших представителей философской схоластики был итальянец по рождению Фома Аквинский (1225-1274 гг.), явившийся основателем религиозной философии католицизма, известной под названием "томизм". Фома Аквинский - центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух господствующих ее направлений томизма. Исходным принципом учения Фомы является божественное откровение. Он разграничивает области философии и теологии: предметом первой являются "истины разума", а второй "истины откровения". В силу того что конечным объектом той и другой и источником всякой истины является Бог, не может быть принципиального противоречия между откровением и правильно действующим разумом, между теологией и философией. Однако не все "истины откровения" доступны рациональному доказательству. Философия находится в услужении у богословия.
Исходя во многом из учения Аристотеля, Фома Аквинский рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего, как "чистую форму", "чистую актуальность". Сущность всего телесного заключается в единстве формы и материи. Фома канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы ("принципа порядка") с колеблющимся и неустановившимся принципом материи ("слабейшим видом бытия"). Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений.
Индивидуальность человека это личностное единство души и тела, именно душа обладает животворящей силой человеческого организма. Душа нематериальна и самосуща: она субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Личность для Фомы Аквинского самое благородное во всей разумной природе. Он придерживался идеи бессмертия души.
Основополагающим
принципом познания он считал реальное
существование всеобщего. По его мнению,
всеобщее существует трояко: "до вещей"
(в разуме Бога как идеи будущих вещей,
как вечные идеальные прообразы сущего),
"в вещах", получив конкретное осуществление,
и "после вещей" в мышлении человека
в результате операций абстрагирования
и обобщения. Человеку присущи две способности
познания чувство и интеллект. Познание
начинается с чувственного опыта под действием
внешних объектов. Но воспринимается не
все бытие объекта, а лишь то в нем, что
уподобляется субъекту. При вхождении
в душу познающего познаваемое теряет
свою материальность и может войти в нее
лишь в качестве "вида". "Вид"
предмета является его познаваемым образом.
Вещь существует одновременно вне нас
во всем своем бытии и внутри нас в качестве
образа.
В своих этических воззрениях Фома Аквинский
опирался на принцип свободы воли человека,
на учение о сущем как благе, о Боге как
абсолютном благе и о зле как лишенности
блага. Зло являет собой лишь менее совершенное
благо; оно допускается Богом ради того,
чтобы во Вселенной осуществлялись все
ступени совершенства. Важнейшей идеей
в этике томизма является концепция, согласно
которой блаженство составляет конечную
цель человеческих устремлений.
Список литературы
1. Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии, 1, 1994.
2. История философии:
Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный
Дом. 2002.
3. Ляшенко В. П. Философия.
М., 2007.
4. Маритен Ж. Философ
в мире. М., 1994.
5. Спиркин А. Г. Философия.
М. 2004.