Философия Средних веков и Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:24, курс лекций

Описание работы

Средние века – период в истории Европы, прежде всего Западной Европы, который протянулся с конца V по конец XV века – с момента окончательной гибели Западной римской империи (476 г.) до начала Великих географических открытий и расцвета культуры Возрождения.

Файлы: 1 файл

TEMA_3_Srednevekovaya_filosofia.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)


ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

  1. Общая характеристика средневековой философии.
  2. Патристика (II – VIII вв.).
  3. Схоластика (VIII – XV вв.).
  4. Ренессансная философия.

 

1.Средние века – период в истории Европы, прежде всего Западной Европы, который протянулся с конца  V по конец XV века – с момента окончательной гибели Западной римской империи (476 г.) до начала Великих географических открытий и расцвета культуры Возрождения.

Средневековая европейская философия  имела два основных источника  своего происхождения – христианскую проповедь и античную философию. На нее также оказали определенное влияние арабская и еврейская философские традиции.

Христианство – религия, появившаяся  еще в I веке. Вот основные положения ее вероучения:

    • Бог есть Троица, абсолютное единство трех личностей – Отца, Сына и Святого Духа;
    • от избытка Своей любви Бог из ничего сотворил мир;
    • по образу Своему Бог создал человека и предназначил ему путь бесконечного совершенствования;
    • первые люди совершили грехопадение и впустили в мир смерть;
    • чтобы освободить человечество от рабства греху и смерти, Бог-Сын вочеловечился, стал Богочеловеком Иисусом Христом;
    • жизнь и смерть Иисуса Христа, Его воскресение имеют для нас спасительное значение;
    • в будущем человечество ожидают второе пришествие Иисуса Христа, телесное воскресение умерших и последний суд.

Такой вид христианская доктрина приобрела  не сразу. В Библии, например, нет  понятий «Троица» и «Богочеловек». Они возникли в процессе осмысления первоначальной христианской проповеди. При этом отдельные христианские мыслители могли использовать понятийный аппарат, идеи и методы, заимствованные у античных философов. Например, понятие «логос», одно из самых важных для дохристианской философии, было применено по отношению к Христу, которого стали называть Богом-Словом.

Перечислим основные особенности средневековой философии, большая часть истории которой пришлась на время духовного господства Христианской Церкви (в Западной Европе это была Католическая Церковь).

Во-первых, средневековая философия теоцентрична, т.е. утверждает такое мировоззрение, согласно которому Бог есть надприродный (сверхкосмический) Абсолют, дающий человеку Закон его жизни.

Во-вторых, относительный плюрализм  (множественность, многообразие) школ и учений, без которого, вообще, трудно представить историю философии, в Средние века был серьезно ограничен церковными догматами и канонами, а также фанатизмом и невежеством значительной части тогдашних христиан. Так, Пьер Абеляр (1079 - 1142), писавший о пользе сомнения, был обвинен в ереси (преступном искажении правильной веры). Философ и крупнейший естествоиспытатель Средневековья Роджер Бэкон (ок. 1214 – после 1294) долгие годы провел в монастырской тюрьме.

В-третьих, большую роль в философии  этого периода играла экзегетика – искусство правильного толкования текста. Это было связано с постоянной необходимостью подкреплять свои суждения ссылками на тексты Библии и авторитетных учителей Церкви.

В-четвертых, философия тяготела к  дидактизму, т.е. назидательности, учительству.

В-пятых, средневековая философия решилась на глубокий анализ внутреннего мира человека, состоялось открытие человеческой личности, почти неизвестной античным философам. Замечательный памятник совершившегося переворота – сочинение «Исповедь» Августина Аврелия.

В-шестых, еще одной темой, нехарактерной для античной философии, в Средние века стали смысл и конечная цель человеческой истории.

В-седьмых, по своему общему духу средневековая философия была оптимистичной, в то время как позднеантичную мысль разъедали скепсис и пессимизм. Мир казался философам Средневековья постижимым, поскольку был устроен Богом на разумных началах. И хотя Сам Творец по природе Своей оставался выше всякого человеческого разумения, но Он считался близким  каждой верующей душе и открывал людям все, необходимое для их спасения.

В истории средневековой  европейской философии обычно выделяют два больших этапа – этап патристики (II – VIII вв.) и этап схоластики (VIII – XV вв.).

2. Патристика (лат. pater - отец) - собирательное название для трудов и взглядов Отцов Церкви, тех мыслителей и подвижников, которые сыграли наиважнейшую роль в концептуальном оформлении христианского вероучения. Как правило, это были люди хорошо знакомые с античной философией, испытавшие влияние той или иной философской школы (платоновской, неоплатонической, перипатетической, стоической…).

Правда, их личные оценки философии  могли быть и отрицательными. Яркий  пример -  Тертуллиан (ок. 160 – после 220 г.). Он слыл весьма образованным человеком, но считал философию бесполезным и даже вредным занятием для христиан. Богооткровенные истины все равно не постижимы для человеческого ума, их надо принимать верой и без лишних рассуждений («Верую, ибо абсурдно»). В противовес Тертуллиану Иустин (Юстин) Мученик (ум. 165), известный также по прозвищу «Философ», полагал, что и через античную философию Бог мог обращаться к людям, так что некоторые древние философы успели стать христианами до Христа. Такой же точки зрения придерживался и Климент Александрийский (ок. 150 – 216). С помощью философии, писал он, христиане должны углублять свою веру, делать ее более осознанной. Климент первым предложил формулу «философия – служанка богословия (по греч. - теологии)», которая стала определяющей для развития европейской философии в Средние века.

Помимо названных древнехристианских авторов к числу видных представителей патристики можно отнести: Оригена, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина на востоке, а Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского и Августина Аврелия на западе христианского мира. Скажем подробнее о двух лицах из этого списка.

Ориген (ок. 184 – 254) – самый выдающийся христианский мыслитель III в. Он жил в Египте и Палестине, закончил дни мучеником за веру. Его главные труды – «О началах» и «Против Цельса». На основе синтеза христианства и неоплатонической философии Ориген разработал первую систему христианского богословия, т. е. теоретического изложения основ вероучения. В частности, он учил о троичности, нематериальности, всесовершенстве, бесконечности Бога. Иисуса Христа Ориген первым стал называть Богочеловеком. Однако целый ряд оригеновских идей был впоследствии осужден Церковью как ересь, в частности предположения о предсуществовании душ, подселяемых Богом в тела, по мере их рождения, и конечном всеобщем спасении, которое не минует и дьявола.

Августин Аврелий, блаженный Августин (354 - 430)  родился и большую часть жизни провел в Северной Африке, умер, будучи христианским епископом. Его главные произведения называются «О Троице», «О граде Божием», «Исповедь». Августин считал важнейшей целью философа познание Бога и собственной души. В каждом человеке он видел личность с бесконечно сложным и богатым внутренним миром. Августин писал о первородном грехе, который тяготеет над людьми, и от которого нас пришел спасать Иисус Христос. По его убеждению, вера важнее разума, но действовать они должны в согласии («Верую, чтобы понимать»). Зло в мире, сотворенном Богом, Августин трактовал как недостаток добра и результат неправильного употребления свободной воли. В истории человечества мыслитель обнаруживал направление, цель и смысл, раскрывающиеся через борьбу двух градов, Божьего и земного.

3. Схоластика (греч. shole – школа, лат. scholastic – досл. «школьная») – система рационального обоснования католического вероучения, стремившаяся перевести истины христианства на язык максимально строгой логики. Само название «схоластика», появившееся в царствование императора Карла Великого (кон. VIII – нач. IX в.), связано с тем, что философию в средневековой Европе преподавали в монастырских школах, а с XII – XIII вв. – и в университетах.

Если христианские мыслители периода  патристики в качестве одного из источников собственного интеллектуального творчества имели, чаще всего, философию Платона или неоплатонизм, то схоласты обратились к Аристотелю, авторитет которого в XIII – XV вв. сравнялся с авторитетом великих Отцов Церкви.

«Отцом схоластики», ее первым великим  представителем порой называют Иоанна Скота Эриугену (810 – ок. 877), хотя другие историки удостаивают такого звания жившего гораздо позднее Ансельма Кентерберийского (1033 – 1109). А вот предтечей схоластики можно смело считать Боэция (ок. 480 – ок. 525). Его самое известное сочинение, написанное в ожидании казни, называется «Утешение Философией». Боэций перевел на латинский язык логические трактаты Аристотеля. Благодаря ему в средневековую и позднейшую философию вошел целый ряд важных понятий (субстанция, акциденция, атрибут, модус и т. д.). Боэций сформулировал вопрос об универсалиях, ставший впоследствии одним из основных для схоластики.

Универсалии – это общие понятия (дом вообще, человек вообще и т. д.). Вопрос заключается в том, существуют ли универсалии реально или они являются только названиями, именами вещей. Средневековые схоласты дали на этот вопрос несколько ответов.

Схоласты-реалисты (Ансельм Кентерберийский и др.) утверждали, что универсалии существуют реально и до вещей.

Схоласты-номиналисты (лат. nomen - имя) (Уильям Оккам (ок. 1280 - 1347) и др.) доказывали, что универсалии существуют после вещей как их имена.

Схоласты-концептуалисты (лат. conceptus - понятие) (П. Абеляр и др.) считали, что универсалии – это не просто слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые выражают общее в вещах.

Интегральное учение об универсалиях создал Фома Аквинский (ок. 1226 - 1274). С его точки зрения, универсалии существуют трояким образом: 1) до вещей как их идеальная сущность в уме Бога; 2) в вещах как субстанциональная форма; 3) в человеческом уме как результат абстракции (мысленного отвлечения от ряда свойств предмета при выделении других в качестве существенных).

Фома Аквинский – величайший католический богослов и вершина  средневековой схоластики. Его основные труды – «Сумма против язычников» и «Сумма теологии». Он смог «примирить Христа и Аристотеля», переосмыслить и использовать весь комплекс взглядов Стигарита для выражения и защиты церковного учения. Аристотель привлекал Фому своей логичностью и здравым смыслом, интересом и уважением к природному миру (в то время как у Платона и его последователей была тенденция противопоставлять дух и природу в ущерб последней).

Аквинат выступил с опровержением  т. н. теории двух истин, согласно которой одно и то же положение может быть истинным с точки зрения богословия, но ложным с точки зрения философии, и наоборот. Согласно Фоме, всякая истина в конечном итоге исходит от Бога, поэтому вера и естественный разум могут противоречить друг другу. И богословие, и философия поднимают ум человека к Божеству, однако между ними есть разница подходов. Богословие основано на вере и Божественном Откровении, а философия строится как изучение мира, которое обнаруживает в нем следы Творца.

4. XIV – XVI вв. в истории европейской цивилизации выделяют в отдельную эпоху, эпоху Возрождения (Ренессанса), которая соединяет позднее Средневековье и начало Нового времени. В это время наблюдался кризис средневековой системы ценностей, основанной на католицизме и феодальных традициях. Культура Возрождения имеет переходный характер, она включает элементы старого и нового. Философия в этом смысле не стала исключением. Назовем важнейшие особенности ее развития на данном этапе.

Большинство философов Возрождения  – верующие люди, христиане, по крайней мере, на словах, но их взгляды все чаще приходят в конфликт с церковными догматами или приобретают антиклерикальный характер. Например, ряд влиятельных авторов развивали в своих трудах линию пантеизма (греч. pan – все, theos - бог), учения, отождествляющего божество и природу. Соответствующие мотивы можно найти даже в сочинениях Николая Кузанского (1401 – 1464), не только знаменитого философа, но и влиятельного, католического кардинала. Еще один известный мыслитель эпохи, Эразм Роттердамский (1469 - 1536), в нашумевшей книге «Похвала Глупости» нарисовал мрачный портрет современной ему Католической Церкви, пройдясь своим острым пером по нравственной распущенности духовенства и важной глупости богословов.

Усиливалась критика схоластики, которой ставили в вину умозрительный характер, оторванность от жизни, слепую преданность мнению авторитетов. Убежденным сторонником опытного познания и математизации всех наук заявил себя Леонардо да Винчи (1452 - 1519). Его называют пионером современной естественнонаучной методологии.

Уважение к науке, которая дает человеку власть над природой, росло  параллельно с интересом к оккультизму – теории и практике овладения сверхъестественными силами и способностями. Крупным ренессансным философом, который одновременно восхвалял науку (открытие Коперника) и оккультные учения, был Джордано Бруно (1548 - 1600), в конце концов, сожженный на костре как еретик.

В эту эпоху наблюдался новый  всплеск интереса к античной философии, в том числе и к таким  ее школам, которые в Средние века находились в забвении или прямо  осуждались Церковью (эпикуреизм, скептицизм…). Людей, посвятивших себя делу возрождения античной культуры, называли гуманистами. К числу великих гуманистов, проявивших себя на ниве философского творчества, кроме уже упомянутых, можно отнести: Пико дела Мирандолу (1463 - 1494), Никколо Макиавелли (1469 - 1527), Томаса Мора (1478 - 1535), Мишеля Монтеня (1533 - 1592).

В наше время гуманизмом принято называть мировоззрение, утверждающе высшую ценность человека, его право на жизнь, счастье, свободу и всестороннее развитие. Можно сказать, что и в этом смысле гуманизм появляется в эпоху Возрождения. Под флагом гуманизма происходила смена теоцентрической картины мира на антропоцентрическую, в которой ценность человека подчеркивается за счет умаления ценности Бога. Настоящим манифестом ренессансного гуманизма стала «Речь о достоинстве человека», автор которой, Мирандола, писал о безграничности людских возможностей.

Информация о работе Философия Средних веков и Возрождения