Философия средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 02:36, реферат

Описание работы

Теоцентризм средних веков. Философские учения Августина и Фомы Блаженного. Средневековье (5-15вв): от падения Римской империи до нового времени. В социально-экономическом плане совпал с феодализмом.
Средневековая философия – это философия доиндустриального общества, для которого характерны господства теологии (teos – бог, logos - учение) и религии. Период изменения характера и целей философии. Период к монотеистическим религиям.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.docx

— 18.93 Кб (Скачать файл)

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ  И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Теоцентризм средних веков. Философские учения Августина и Фомы Блаженного.  Средневековье (5-15вв): от падения Римской империи до нового времени. В социально-экономическом плане совпал с феодализмом.

Средневековая философия – это  философия доиндустриального общества, для которого характерны господства теологии (teos – бог, logos - учение) и религии. Период изменения характера и целей философии. Период к монотеистическим религиям.

Исходным пунктом философских  размышлений стали догматы священного писания, предпочтение отдавалось вере, а не знанию религии и не науке. Характерной чертой стал теоцентризм,  т.е. обращение к Богу, его сущности, как к первопричине и первооснове мира. В философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии и поэтому получаются основания для существования термина религиозная философия. В философии средних веков выделяют:

1) Патристика (pater - отец) – это философские учения «отцов» церкви, система теолого-философских взглядов, обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. Августин Блаженный – яркий представитель (354-430гг). Епископ северной Африки доказал необходимость существования церкви, как посредника между богом и людьми. Основным из его произведений является «Оградие Божие», «Об истинной религии» и т.д., более 40 томов. Учение о бытии (онтология) – Бог создал мир из ничего. Бог есть источник бытия. Все существующее есть благо, а зло это не субстанция, а ее порча или недостаток. Поддержание мира есть постоянное творение его богом вновь. Доказывает, что мир один. Т.о., мировоззрение Августина глубоко теоцентрично, т.е. проблема Бога и его отношения к миру выступает как основная. Он обосновал криоценизм – учение о сотворении природы Богом. «Сотворив природу и вещи, бог сотворил и время. Бесспорно, вещи находятся во времени они меняются и время есть мера их изменения».

         Разрабатывает  философскую антропологию и выдвигает  проблему свободы личности. С  Августина Блаженного начинается  разработка философии истории.  Он впервые осмыслил связь  прошлого, настоящего и будущего. Он сделал попытку охватить  всемирно исторический процесс,  поставив историю человечества  в тесную связь с планами  и намерениями Бога. По Августину:  «Человечество в историческом  процессе образует два «града»,  с одной стороны светское государство  – царство зла, дьявола, а  с другой – христианская церковь  – царство божие на земле». Град божий – это мир добра,  поэтому власть церкви выше  светской власти, а потому монархи  должны быть в подчинении у  церкви. История (Бог) ведет к  тому, что силы света постепенно  одолевают силы тьмы, но процесс  этот бесконечен.

         2) Схоластика (6-15вв) (school - школа) – это средневековая христианская философская, господствовавшая в школьном преподавании и всецело зависящая от теологии. Ее представители – схоласты, стремились на рациональной основе объяснить и систематизировать христианские вероучения. Центральное место занимал спор об «универсалиях» (это общие понятия) – это дискуссия длилась несколько столетий. В итоге философы разделились на: 1) реалистов (realis - вещественны). Стремились доказать, что общие понятия имеют реальное существование по отношению к отдельным вещам природы и предшествуют им, т.е. существуют дерево вообще, человек вообще и т.д. Отдельно от единых вещей, как их духовные сущности – прообразы. 2) номиналистов (nomen - имя). Считали общие понятия лишь именами, названиями вещей. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие понятия создаются нашим мышлением и не  только не существуют, не зависят от вещей, но даже не отражают их реальных качеств.

         Спор реалистов  и номиналистов явился философским,  т.к. в нем фактически обсуждались  проблемы природы единичного  и общего и их диалектика.

Центральной фигурой схоластической философии был Фома Аквинский (1225-1274). Он создал систему, сосредотачивающую  в себе все достижения схоластики. Основные труды: «Сумма теологии и сумма  против язычников» (сумма философии). Среди обсуждаемых проблем, была проблема соотношения философии  и теологии. Он считал, что по своему предмету философия и теология не различаются, обе имеют предметом бога и то, что он создает. Только теология идет от бога к природе, а философия от природы к богу. А отличаются они методом. Философия опирается на опыт и разум, а теология – на веру. Фома считает, что не разум должен направлять веру, а наоборот вера должна определять пути разума. А философия должна служить теологии. Древняя  проблема – это проблема существования Бога. Фома приводит 5 рациональных доказательств существования Бога: 1) все что движется имеет причиной своего движения нечто иное, приходится признать, что существует перводвигатель, т.е. Бог 2) Все, что мы видим, с чем соприкасаемся, есть следствие чего-то, т.е. все имеет свою причину, но и эти причины имеют свою причину, т.е. есть первопричина – Бог 3) высшая необходимость – это Бог 4) высшая степень или эталон – это Бог 5) разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе.

В антологии Фома принимает аристотельскую концепцию материи и формы, приспосабливая к христианству. Рассматривая проблему универсалий, Фома выступает с позиции умеренного реализма, он утверждает, что общее существует до вещей, в вещах и поле вещей.

Антропоцентризм философской эпохи  Возрождения. Гуманизм и натуральная  философия.

Эпоха Возрождения (14-16вв). Происходит распад феодальных отношений и начало складывания капитализма. Много  научных открытий. 1-е печатные книги, открытие Америки и т.д. Развивается  география, математика, медицина, химия  и т.д. Сломана диктатура церкви. В центре культуры человек. В этот исторический период меняется общая  ориентация философии. На 1-й план выходит  проблема человека, определившая гуманистическую  направленность философии.                      

Основные черты: 1) возрождение интереса к изучению природы 2) использовали прежде всего материалистические произведения философов античности 3) тесная связь с естествознанием 4)  исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентричную по своей направленности.

Характерным типом философского мышления стала философия Николая Кузанского (1401-1464). Высказывал ряд диалектических идей, применив к природе, разработал методологический принцип совпадения противоположностей в едином предмете. В теории познания обосновалось понятие, проблема творчества и безграничных возможностей человека. Человек –  это своеобразное подобие природы  и Бога. Показал, что Земля не центр  мира, положил начало крушению космологической  теории Платона, Аристотеля и Птолимея. В эпоху возрождения формируются основы современного естествознания, радикально изменяет миропонимание, которое явилось средством появления гелиоцентрического учения Николая Коперника.

Коперник создал новую гелиоцентрическую  систему мира, что явилось 1-ой научной  революцией. Высказал мысль о движении, как естественном свойстве небесных и земных объектах. В 1616г произведение Коперника было внесено в черной список Папы Римского.

Джордано Бруно (1548-1600). Его воззрения  тоже характеризуется как пантеизм. Цель философии в познании не сверхприродного бога, а природы. Его взгляды соединяются с элементами стихийной диалектики. Выдвинул теорию о существовании множества миров. В 1592г был арестован и в 1600 он и его труды были сожжены. Он был последним представителем эпохи Возрождения.     

 


Информация о работе Философия средних веков