Философия стран Древнего Востока

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 07:43, контрольная работа

Описание работы

Вообще история Китая и индии в целом очень интересная, но и достаточно трудно ее изучать, поэтому я и выбрала эту тему. Я постараюсь раскрыть ее полностью, сделать как можно проще для понимания, и возможно в конце доклада- вы измените свое отношение к жизни, пересмотрите свою и начнете новую. Возможно вы найдете ответ на какой-то давно беспокоящий вопрос.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 53.96 Кб (Скачать файл)

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Тема: «Философия стран Древнего Востока».

 

 

 

 

      Выполнила:

                                                                                                    Студентка 2 курса

 

 

 

                                                                           Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

         Владивосток 2011

                                       Введение

Что же такое философия? Буквально  греческое слово «философия», впервые  введенное в обиход Пифагором, переводится  на русский язык как любовь к мудрости, любомудрие. Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия(наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей  в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек).Какие именно вопросы у нас возникаю?

  1. Что я могу знать?
  2. Что я должен делать?
  3. На что я смею надеяться?
  4. Что такое человек?

Первые попытки человека осмыслить окружающий мир - живую  и неживую природу, космическое  пространство, наконец, самого себя - относят  к тому периоду человеческого  существования (предположительно его  можно датировать вторым тысячелетием до нашей эры), когда человек в  процессе эволюции, прежде всего умственной, начал дифференцировать природу  как средство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспринимать животный и растительный мир, космос как нечто отличное и противостоящее ему, у него стали появляться способности  осмысливать действительность, а  затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать  идеи об окружающем его мире.

Философская мысль человечества зарождалась  в эпоху, когда на смену родовым  отношениям приходили первые классовые  общества и государства. Отдельные  философские идеи, обобщавшие многотысячный  опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней  является философия, возникшая в  Индии и Китае.

Вообще история Китая  и индии в целом очень интересная, но и достаточно трудно ее изучать, поэтому я и выбрала эту  тему. Я постараюсь раскрыть ее полностью, сделать как можно проще для  понимания, и возможно в конце доклада- вы измените свое отношение к жизни, пересмотрите свою и начнете новую. Возможно вы найдете ответ на какой-то давно беспокоящий вопрос.

 

 

                      ЗАРОЖДЕНИЕ ФИЛОСОВСКОЙ МЫСЛИ

Зарождение философской мысли  началось в середине первого тысячелетия  до н. э. Рождение было длительным процессом  перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками  зарождения философии были:

1. общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности);

2. развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний;

3.  приобретение крупными городами определенной экономической  независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные  конкретные знания. Поэтому возникает  потребность в возникновении  принципиально иной мировоззренческой  установки. Возникает философская  мировоззренческая установка, для  которой характерно:

стремление познать сущность самих  вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь

уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных  качеств познать мир.  

Это вытекало из следующих двух компонент:

1)  понимание природы, то есть окружающего мира, как упорядоченного единого целого, как гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса – духовного начала, мирового разума;

2)   человек понимался как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек – микрокосм,  он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), ? возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

1)  признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества – разума, мышления, способности логически постигать действительность.

2)  познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

3)   Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо – результат знания, зло – результат невежества).

Такая абсолютизация разумного  начала в человеке за счет игнорирования  других качеств – есть рационализм  античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка  впоследствии привела к тому, что  рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Вышеназванное мировоззрение, опирающееся  на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм.

1)  Формированию космоцентрической мировоззренческой установки способствовали и некоторые явления обыденного сознания, разнообразный повседневный опыт. Этот, прежде всего, нравственный опыт, определял наиболее важные элементы поведения, взаимоотношения людей.

Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил название рационализации. Процесс рационализации является двухсторонним.

С одной стороны – это был  процесс постепенного накопления разнообразных  знаний. Объект изучения – природа. Только позднее, начиная с середины 5 века до н.э., на первый план выходит  человек. Формирование методов познания природы (анализ, синтез и др.), а также  выработка все более сложных  форм (понятий). Этот процесс в учении Аристотеля привел к разработке специального учения о законах и формах мыслительной деятельности.

С другой стороны, рационализация –  постепенное преодоление элементов  мифологии.

Говоря о рационализации античной философии, античной культуры, необходимо обратить внимание на то, что рационализация опиралась на те знания, которые были заимствованы древними греками из Египта, Вавилона.

Философия Китая и Индии  одна из древнейших, и имеет очень  весомое значение в познании мира.

 

Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились  до настоящего времени. В истории  индийской философии различают 4 периода: 1) ведийский; 2) классический, или брахмано-буддийский – с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.; 3) послеклассический – 10-18 вв.; 4) новая и современная индийская философия. К древнеиндийской философии относят ведийский период и часть классического с 6 в.до н.э. до 2 в. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Начала филосовского мышления (Веды)

Ведийский период характеризуется  господством брахманизма, основанного  на племенных верованиях и обычаях, которые были изложены в четырех  Ведах (с санскрита "знание, ведение") – сборниках гимнов, молитв, заклинаний, песнопений в честь богов. Веды называют “Первым памятником мысли древних  индийцев”.

Веды, возникнув между вторым и  первым тысячелетием до нашей эры, сыграли  огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая развитие философской мысли. В них впервые делается попытка  философского толкования окружающей человека среды. Хотя в них содержится полу суеверное, полу мифическое, полу религиозное  объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в  качестве предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. Веды делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч дет до нашей эры). Вторая часть Вед - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед - Араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть Вед – Упанишады – и есть собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.

Уже в это время возникли первые элементы философского сознания, началось формирование первых философских учений (и религиозно-идеалистических и  материалистических).

1. Ригведы

Самый ранний памятник древнеиндийской  культуры являются Ригведы. Как уже отмечалось, это сборник религиозных гимнов. Уже в этой ранней книге видны первые проявления сомнений в истинности жреческих заклинаний и ритуалов, сомнения в существовании богов:

Состязаясь, спойте прекрасную песнь,

Восхваляющую Индру истинную,

если она истинна.

"Нет Индры, - иные говорят, - кто  видел его?

Кого воспевать нам?"

Индра в древнеиндийской мифологии  является повелителем разных божеств (дэвов) и одновременно повелителем молний, а также хранителем напитка или растений, дающих бессмертие, вечную молодость и мудрость.

В Ригведах можно прочитать гимн Пуруше:

Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий пуруша...

Пуруша - это все, что стало и станет...

Чем стали уста его, чем бедра, ноги?

Брахманом стали уста его, руки - кшатрием,

Его бедра стали вайшьей, из ног  возникла шудра.

Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,

Из уст Индра и Агни, из дыхания  возник ветер,

Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы возникло небо.

Из ног - земля, страны света - из слуха.

Так распределялись миры.

Упомянутые выше брахманы - это  жреческая варна (группа). Кшатрии - варна военной аристократии. Вайшьи - варна земледельцев, ремесленников, торговцев. Шудры - низшая варна, не имеющая права на общинную собственность, находящаяся в подчинении у остальных варн. Варны - группы впоследствии легли в основу кастовой системы. По древнеиндийской мифологии Пуруша - первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, "Я". Пуруша выступает в роли материального "заполнителя" Вселенной. Он повсюду одновременно существует, все заполняет. Одновременно Пуруша - космический разум: он "знаток вед", в него, "вложена мысль". Позднее (в Упанишадах) он отождествляется с мировой душой - Атманом.

2. Упанишады

Упанишады ("сидеть около", т.е. у  ног учителя, получая наставления; или - "тайное, сокровенное знание")- философские тексты, появившиеся  около одной тысячи лет до нашей  эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя  со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. В общей сложности  известно около сотни Упанишад. В  них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью  которого объясняется происхождение  всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия  духовное начало - Брахман, или атман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии. В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

Красной нитью через все Упанишады  проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение  в знаменитом изречении: "Тат твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").

Упанишады и изложенные в них  идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем  преобладании объяснения мира как духовного  и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского  объяснения первопричины и первоосновы  явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется  стремление объяснить внешний и  внутренний мир, состоящим из четырех  или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как  недифференцированное бытие, а его  развитие как последовательно прохождение  этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется  все то многообразие, которое присуще  миру, в том числе человеческому  обществу.

Информация о работе Философия стран Древнего Востока