Философия свободы личности Н.А. Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:54, контрольная работа

Описание работы

Николай Александрович Бердяев является крупным представителем русской религиозной философии. В период первой мировой войны и революции философия Н. А. Бердяева определяется тем, что он называет "космическим мироощущением". По его мнению, микрокосмическая природа человека превращает мировую историю в личную судьбу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………2-5
Основная часть
Проблема свободы в философии Н. А. Бердяева …………………….6-10
Идея Богочеловека в концепции свободы личности. ………………..10-11
Творчество как реализация свободы…………………………………..11-15
Заключение…………………………………………………………………...16
Список литературы………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

Факультет управления

Кафедра менеджмента

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине: Философия______________________________

На  тему: Философия свободы личности Н.А. Бердяева_______

                                                               

 

 

 

Исполнитель:

          

Фамилия И.О.

Преподаватель:   

____________________

Фамилия И.О.

 

 

 

2012 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………2-5

Основная часть

Проблема свободы в  философии Н. А. Бердяева …………………….6-10

 

Идея Богочеловека в  концепции свободы личности. ………………..10-11

 

Творчество как реализация свободы…………………………………..11-15

 

Заключение…………………………………………………………………...16

Список литературы………………………………………………………….17

 

Введение

 

“Борьбу за свободу я понимал, прежде всего, не как борьбу общественную, а как борьбу личности против власти общества»

Николай Александрович Бердяев

Николай Александрович  Бердяев является крупным представителем русской религиозной философии. В период первой мировой войны и революции философия Н. А. Бердяева определяется тем, что он называет "космическим мироощущением". По его мнению, микрокосмическая природа человека превращает мировую историю в личную судьбу. Развитие взглядов Н. А. Бердяева осуществляется в контексте поисков и достижений современной ему западной философии. В центре внимания он ставил человека и его творчество. Творчество он трактовал как откровение человека, как совместно с Богом продолжающееся творение.В тесной связи с проблемой творчества Н. А. Бердяев рассматривает и проблему времени. Суть этих взаимоотношений, имеется в виду взаимоотношение между анализом процесса творчества и категорией времени, кратко заключается в следующем. В процессе творчества всегда создается новое, так что необходимо представлять, что такое "будущее" как модус времени, вместе с тем творчество основывается на критическом анализе наследия прошлого, следовательно, возникает необходимость осмысления сути "прошлого" как опять-таки модуса времени. Н. А. Бердяев пишет: "Проблема времени есть основная проблема человеческого существования". При этом он подчеркивает, что для философии существования (имеется в виду экзистенциализм, представителем которого являлся Бердяев) проблема времени ставится совершенно иначе, чем для философии математической и натуралистической. Для философии существования проблема времени – это проблема человеческой судьбы, что касается понятий актуальной и потенциальной бесконечности и других специфических математических понятий, которые используются при исследовании свойств времени в математике, то они имеют с точки зрения Н. А. Бердяева лишь косвенное значение для философии человеческого существования. В этой связи можно сделать примечание. В современной науке используются специфические математические методы для исследования нейронных сетей, для исследования природы интеллекта, сформировалась идея "временной организации" процессов, происходящих во "внутреннем мире" личности. Так что "дивергенция" экзистенциальных и математических проблем, о которой пишет Бердяев, является относительной. Что касается таких понятий, как "объективность" и "субъективность", то Н. А. Бердяев пишет: "Одинаково можно было бы сказать, что время субъективно и объективно. Это значит, что время есть продукт объективации, происходящей с субъектом. Объективация принимается за реальность, данную извне". Это принципиальное суждение: осмысление внешнего мира осуществляется за счет субъективного осознания того, что происходит вне субъекта, внешнее во многом опосредуется внутренним. Н. А. Бердяев вводит термин "овременение". Овременение может быть различным по своей окраске: это может быть страх, обеспокоенность тем, что предстоит человеку пережить, а может – и надежда, связанная прежде всего с творчеством, радость, обусловленная воплощением замысла. Поэтому Н. А. Бердяев считает, что время есть парадокс и понять его возможно только в его двойственности. Один подход – время есть суета, отпадение от вечности. Эти суждения характерны для индийской философии, для Парменида, платонизма и т. п. Другой подход – время имеет онтологическое значение, через него раскрывается смысл – проповедует христианство и этим обосновывается динамизм истории. Этих взглядов придерживается и динамический эволюционизм. Одни думают, что изменение призрачно и суетно, что онтологически реально лишь неизменное и бездвижное. Другие думают, что изменение реально, что через творчество и активность осуществляется новизна и прибыль, нарастает смысл бытия. И Н. А. Бердяев делает вывод, что подлинная философия человеческого существования может держаться лишь второй точки зрения. Далее он показывает, что отношение к прошлому должно основываться на умении в самом происходящем выделять подлинные ценности. "Есть два прошлых: прошлое, которое было и которое исчезло, и прошлое, которое и сейчас для нас есть как составная часть нашего настоящего. Второе прошлое, существующее в памяти настоящего, есть уже совсем другое прошлое, прошлое преображенное и просветленное, относительно его мы совершим творческий акт и оно вошло в состав нашего настоящего". Исключительный интерес представляют суждения Н. А. Бердяева о том, что собой представляют воспоминания. Он пишет: "Воспоминание не есть сохранение или восстановление нашего прошлого, но всегда новое, всегда преображенное прошлое. Воспоминание имеет творческий характер. Парадокс времени в том, что в сущности, прошлого в прошлом никогда не было, в прошлом существовало лишь настоящее, иное настоящее, прошлое существует лишь в настоящем. Прошлое и настоящее имеют совершенно разное существование. Настоящее в прошлом по-иному существовало, чем существует прошлое в настоящем" (там же). В этой связи можно вспомнить о гениальном произведении французского писателя Марселя Пруста "В поисках утраченного времени", в котором автор показывает, что наш внутренний мир – это поток сознания. Анализ этого произведения дан в специальном курсе лекций известного философа Мераба Мамардашвили. Вся эта проблематика ориентирована на соотнесении категории времени с анализом структуры внутреннего мира личности. Н. А. Бердяев считает Марселя Пруста значительным и оригинальным писателем. Центральная тема творчества М. Пруста – уловление уходящего времени, восстановление прошлого в творческом, художественном воспоминании. Сам М. Пруст думал, что он нашел и восстановил утраченное время. Н. А. Бердяев в этой связи отмечает, что проблема времени стала основной и для философии, и для искусства. Действительно, за тот период, который прошел после написания Н. А. Бердяевым своей работы, поток исследований по проблеме: "Время в искусстве" лавинообразно возрастает. Н. А. Бердяев также обращает внимание на необходимость увековечить то, что было для нас дорогим, прекрасным, добрым. "Тут отношение к прошлому сплетено с отношением к будущему… Родное, дорогое нам, ценное настоящее должно было бы быть вечным, для него не должно было бы наступать того будущего, которое делало бы его прошлым". Н. А. Бердяев считает, что "есть люди прошлого, люди будущего, люди вечного. Большинство людей живет в тех или иных разорванных частях времени, и лишь немногие прорываются к вечности… Пророки обращены к будущему, но они прозревают его только потому, что они в духе преодолевают время, судят о времени из вечности. В духе меняется измерение времени, время угасает и наступает вечность". Особое внимание Н. А. Бердяев уделяет проблеме времени в связи с анализом процесса творчества. В этом отношении, пишет Н. А. Бердяев, преимущество среди других модусов времени имеет будущее. Преимущество будущего заключается в том, что по отношению к нему раскрывается свобода, что оно может активно твориться. Но вопрос о свободе – это отдельная большая тема. Моя цель, опираясь на источники информации, изучить философию свободы личности Н.А. Бердяева.

 

Есть ли единое определение  свободы личности?  Ведь люди, имеющие  различные точки зрения, чаще всего  вкладывают в эти слова разный, иногда совершенно противоположный, смысл. И пути достижения свободы предлагаются, соответственно,  различные. При  этом даже само понятие свободы трактуется  всеми по-разному,  с учетом особенностей мировосприятия той или иной личности. Проблемы понимания свободы как философской категории всегда занимали умы философов  потому, что   именно  свобода характеризует  сущность человека и его существование.  Кант и Гегель, Шопенгауэр и Ницше, Сартр и  Ясперс, Бердяев и Соловьев размышляли над этим понятием, пытаясь дать ему трактовку, исходя из своих взглядов. Понятие свободы эволюционировало, изменяя свои трактовки,  от «свобода от чего-либо» до «свобода для чего-либо», от полного отрицания самой возможности свободно выбирать  (бихвеоризм) до обоснования «бегства от свободы» (Э.Фромм). В основе «философии свободы» лежит деление на два типа мироощущения и мироотношения – мистический и магический. Мистика пребывает в сфере свободы, в ней – трансцендентный прорыв из необходимости естества всвободу божественной жизни. Магия еще пребывает в сфере необходимости, не выходит из заколдованности естества. Путь магический во всех областях легко становится путем человекобожеским. Путь же мистический должен быть путем богочеловеческим. Философия свободы есть философия богочеловечества.

 

Проблема свободы  в философии Н. А. Бердяева

Проблема свободы развивается  Бердяевым со времени перехода его  на позиции «богоискательства». Эти  взгляды получили развернутое выражение  в работе «Философия свободы» (1911 г.). В ней был раскрыт исходный для его философии принцип: «Свобода, прежде всего свобода - вот душа христианской философии и вот что не дается никакой другой отвлеченной и рационалистической философией». Свобода - главная идея Бердяева. В ее развитии он осмысливает вопросы, почему человек, по своей природе свободное и творческое существо, так неумело пользуется этими дарами Всевышнего, почему в истории осуществляется совсем не то, что задумывалось человеком, почему свои знания и умения человек обращает во зло себе, на угнетение себе подобных, почему одинок талант, трагична судьба гения и торжествует посредственность, почему человек рожден быть свободным, а между тем всегда и везде вынужден быть в оковах. Свобода безосновна, она не втянута в причины отношений, которым подчинено бытие. Бердяев отмечал, что свобода является обязательным условием в творчестве. Но с другой стороны великий творческий акт нуждается в материи, потому, как он совершается не в пустоте. Но творчество человека не может определяться только материалом, в нём есть нечто, не подчиняющееся мировым законам. Это и есть элемент свободы. Любую проблему он рассматривает через призму своих представлений о свободе, только затем включая ее в состав своего философствования. Философ убежден в самоочевидности свободы человека. То, что человек осознает мир, говорит о свободе от мира. Человек может познать свет, смысл, свободу потому, что в нем самом есть свет, смысл, свобода. И даже когда человек признает себя лишь созданием мировой среды и целиком от нее зависит, он возвышается над ней и обнаруживает в себе начало высшее, чем мировая деятельность, обличает в себе пришельца из другого мира и иного плана мира. Свобода Бердяева - это свобода духа человека, его сознания и самосознания. У него свобода выступает не как форма действия, а скорее как свобода воли. «Свобода есть динамика и может быть понята лишь динамически. И приближает нас к тайне свободы, ее внутренней диалектики». Свобода неразрывно связана с творчеством. Человек стремится выйти из «мира» призрачного бытия, освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Преодолеть этот путь человек способен благодаря творчеству, способностью к которому он одарен, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога - Творца. 
Бердяев различает три вида свободы: первичную иррациональную свободу, т. е. произвольность; рациональную свободу, т. е. исполнение морального долга; и, наконец, свободу, проникнутую любовью Бога. Человеческая иррациональная свобода коренится в «ничто», из которого Бог сотворил мир. Это «ничто» не есть пустота; это первичный принцип, предшествующий Богу и миру и не содержащий никакой дифференциации, т. е. никакого деления на какое-либо число определенных элементов. Эту концепцию Бердяев заимствовал от Якова Бёме (немецкий философ - мистик, 1575 - 1624), который обозначал этот первичный принцип термином Ungrund (лишенный основания, первичный хаос). По мнению Бердяева, Ungrund Бёме совпадает с концепцией о «Божественном Ничто» в отрицательной теологии Дионисия Ареопагита и с учением Мейстера Экегарта (1260 - 1327), проводившего различие между Gottheit (Божество) и Gott (Бог). Бердяев пишет: «Из божественного Ничто, или из Ungrund, рождается Святая Троица, Бог - Творец». Сотворение мира Богом - Творцом есть вторичный акт. С этой точки зрения, можно сказать, что свобода не создается Богом. Противоположность между Богом-Творцом и свободой является вторичной; в первобытном обряде божественного Ничто эта противоположность выходит за пределы, так как и Бог и свобода выступают из Ungrund. Бог - создатель не может быть ответственным за свободу, которая породила зло. Человек есть детище Бога свободы - ничто, небытия. Меоническая свобода согласуется с божественным актом творения; небытие свободно приемлет бытие. Отсюда следует, что Бог не обладает властью над свободой, которая им не создается. Бог - создатель является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет власти над небытием, над несотворенной свободой. Эта свобода первична по отношению к добру и злу, она обусловливает возможность как добра, так и зла. С точки зрения Бердяева, действия какого-либо существа, обладающего свободной волей, не может предвидеть даже Бог, поскольку эти действия всецело свободны. 
Бердяев отвергает всемогущество и всеведение Бога и утверждает, что Бог не творит воли существ вселенной, которые возникают из Ungrund, а просто помогает тому, чтобы воля становилась добром. К этому выводу он пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не может быть создана и что если бы это было так, то Бог был бы ответственным за вселенское зло. Тогда, как думает Бердяев, теодицея была бы невозможной. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпадению от Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога. В результате это приводит к распаду в сфере материального и естественного бытия и к рабству вместо свободы. Но в конечном итоге, происхождение зла остается величайшей и трудно объяснимой тайной. Вторая свобода - это рациональная свобода, которая состоит в подчинении моральному закону и ведет к обязательной добродетели, т. е. снова к рабству. Выход из этой трагедии может быть только трагическим и сверхъестественным. «Миф о грехопадении говорит о бессилии Создателя отвратить зло, вытекающее из свободы, которую Он не создавал. Затем наступает Божественный второй акт по отношению к миру и человеку: Бог появляется в аспекте не Творца, а Искупителя и Спасителя, в аспекте страдающего Бога, берущего на себя все грехи мира. Бог в аспекте Бога-Сына нисходит в первичный хаос, в Ungrund, в пучину свободы, из которой появляется зло, так же как и всякого рода добро». Бог - Сын «проявляет себя не в силе, а в жертве. Божественная жертва, Божественное самораспятие на кресте должны покорить порочную меоническую свободу путем просвещения ее извнутри, без насилия над ней и не отвергая созданного мира свободы».  
Можно сделать вывод, что в своей метафизике свободы Бердяев действительно оставался «одиноким» мыслителем (его собственное признание). «Нужно выбирать между двумя философиями - философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием, - настаивал философ. - Этот выбор не может определяться одним лишь мышлением, он определяется целостным духом, т.е. и волей. Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности. Система онтологии, признающая абсолютный примат бытия, есть система детерминизма. Она выводит свободу из бытия… Но свобода невыводима из бытия, свобода вкоренена в ничто, в бездонности, в небытие, если употреблять онтологическую терминологию. Свобода безосновна, не определена и не порождена бытием». Сделав свой «целостный» (продиктованный преимущественно интуицией и волей) выбор в пользу свободы, Бердяев оказался едва ли не один на один со всей европейской философской традицией. Сама по себе переоценка ценностей - явление в истории философии совершенно нормальное и даже органичное. Но Бердяев, естественно далекий от какого бы то ни было гносеологизма, отказался следовать и иным путем - путем онтологии. Точнее, он свел последнюю исключительно к идее «безосновной свободы». Критикуя современный ему «онтологизм», русский мыслитель упрекал, в частности, Хайдеггера и «талантливого молодого философа» Сартра в том, что те, хотя и принципиально различным образом, признали «примат бытия» и, соответственно, отреклись от свободы.

 

Идея Богочеловека в концепции свободы личности.

«Философия свободы  есть философия богочеловечества», - вот идея Бердяева.

  Идея богочеловечества, характерная для русской философской  мысли, восходит к христианскому  учению о единстве божественной  и человеческой природы Иисуса  Христа. Во взглядах Вл. Соловьева это отражено в  “видении целостности, всеединства мира, божественного космоса,  в котором нет отделения частей от целого, нет вражды и раздора, нет ничего отвлеченного и самоутверждающегося". В «Чтениях о Богочеловечестве» Соловьев отмечает, что христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке. А  Бердяев, развивая  эту идею,  неразрывно связывает ее  с творчеством. Он пишет: «Тема о творчестве была для меня вставлена в основную христианскую тему о Богочеловечестве, она оправдана богочеловеческим характером христианства. ...Идея Бога есть величайшая человеческая идея. Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бога. Бог ждет рождения в нем человека. ...Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. Но без этого дерзновения откровение Богочеловечества лишается смысла». С явлением Богочеловека Христа «прекращается самодержавие Бога, ибо сыновний Богу человек призывается к непосредственному участию в божественной жизни. Управление мира становится богочеловеческим». Таким образом, мировой процесс развития у Бердяева становится не возвращением к изначальному, а творческим процессом, «восьмым днем творения». «Преображение и обожествление» возможны только путем достижения свободы, «проникнутой любовью к Богу». Бердяев считает, что «они не могут быть достигнуты принудительно; они предполагают свободную любовь человека к Богу. Поэтому христианство является религией свободы». По его мнению, вера в Бога есть не почитание церковных канонов, а стремление к Божьему царству,  мысль о том, что, следуя заветам Христа, «с Христом в сердце» можно достичь духовной свободы. Для достижения Царства Божьего, по мнению писателя, необходимо творчество. «Новое, завершающее откровение будет откровением творчества человека. Это и будет чаемая эпоха Духа». Именно в ней «реализуется христианство как религия Богочеловечества», так как «совершенное соединение человечества с Божеством может явиться лишь как результат проникновения Святого Духа в путь истории и культуры». Очень серьезной считает Бердяев «проблему индивидуальной судьбы в вечности». «Растворение личности, неповторимой индивидуальности в безликой божественности... противоположно христианской идее». «Тайна христианства есть тайна Богочеловечности, тайна встречи двух природ, соединяющихся, но не смешивающихся. Человек не исчезает... но наследует свою человечность в вечной жизни». «Лишь путь  Богочеловечества  и  Богочеловека ведет к утверждению человеческой личности и свободы»,- пишет Бердяев. Человечество, оторванное от  Бога, отвергшее Христа, перерождается в бесчеловечное. Христианство Бердяева антропологично, оно основано на идее богоподобия человека и очеловечивании Бога. Человек призван к соучастию в Божественном творчестве и, следовательно, история становится продолжением миротворения. «В богочеловечности таится возможность осмыслить божественный план истории, не погасив индивидуальной свободы человека».

Творчество  как реализация свободы.

Когда большинство исследователей творчества Н. А. Бердяева утверждает, что его философия религиозная, то очень легко соблазниться ответом относительно этики Н. А. Бердяева, определив ее также – религиозной. Но это было бы сильным упрощением проблемы, так как этика Н. А. Бердяева – это сплав многих этических традиций. Главной при этом является именно гуманистическая, поскольку собственно религиозный аспект этики Н. А. Бердяева не составляет сути содержания его этики. Трансцендентное является скорее фоном и сверхзадачей нравственной жизни человека, тогда как сущность этической жизни связана с самим человеком, погруженным в мир объективации и борющимся за творчество, «расколдовывающее» этот мир объектов. Сущность этического роста видится философу в переходе человечества от этики закона к этике искупления, спасения и любви и далее к этике свободы и творчества. Именно две последние идеи составляют этос его морали. Философия Н. А. Бердяева насквозь этична. Настоящая философия, по его мнению, «которой действительно что-то открывается, есть… та, которая мучится смыслом жизни и личной судьбы». Это философия персоналистическая и, как признается сам Н. А. Бердяев, весьма редкая. Она испытывает не безликую любовь «к добру, отвлеченной идее, а любовь к личности, к конкретному живому существу», «к человеку в Боге», что позволяет ему указать, что персонализм есть любовь к ближнему. «Адресная», а не всечеловеческая любовь к человеку есть первейшее требование персонализма, отличающее его, по мнению Н. А. Бердяева, от отвлеченной любви гуманизма к человеку вообще. Он хочет быть более гуманным, чем гуманист, абсолютно человечным в своем внимании к судьбе каждого человека. Вся телеология философии Н.А. Бердяева имеет своим содержанием и целью достижение блага единичной, неповторимой личности, пусть даже это благо обретает не совсем обычные для этики формы. В первую очередь, этими благами становятся у Н.А. Бердяева свобода и творчество. Именно они позволяют человеку достичь того качества и той высоты, которые ему приличествуют как существу духовному, отмеченному знаком богочеловечности. Николай Бердяев, как выше уже не раз отмечалось, постоянно подчеркивал, что высшее достижение человека состоит в его свободе: «Несвободные не нужны Богу, не входят в божественный космос… Свобода – религиозная добродетель. Несвободный, раб не может войти в царство Божье, он не сыновен Богу и подчинен низшим сферам». Уже отсюда следует, что приоритетной добродетелью человека является именно свобода: «Творчество не детерминировано, оно всегда есть творчество из ничего, т.е. из свободы…».Свобода и творчество неразрывны. Свобода и творчество есть послушание Божьей воле, раскрытие божьей идеи о человеке. Но, как и формально понятая свобода, ложное творчество «не во имя Божье, а во имя свое… создает призрачное, лживое бытие, творит небытие». Свобода – это первый элемент творчества, благодаря которой возможно сотворение нового, ранее не бывшего. Второй элемент творчества, согласно Н. А. Бердяеву, – дар и связанное с ним назначение человека. И, наконец, третий, – «элемент сотворенного уже мира, в котором и совершается творческий акт…». Разумеется, свобода – реальность более широкая, выходящая за рамки этической проблематики, особенно в своем генезисе, но ее миссия быть высшей добродетелью, ценностью, самой энергией добра. Сущность добра Н. А. Бердяев видел в творчески-свободном соединении человека с Богом, в обожении человеческой природы. «Свобода личности не есть ее право… Свобода личности есть долг, исполнение призвания, реализация Божией идеи о человеке, ответ на Божий призыв. Человек должен быть свободен, не смеет быть рабом, ибо должен быть человеком. Такова воля Бога», – пишет он в работе «О рабстве и свободе человека». Человек должен каждый раз творить добро, потому что в его распоряжении нет заранее готового «нравственно-должного выхода» из возникающих моральных конфликтов. Обязательство религиозно-гуманистической философии творить нового человека и новую жизнь заставляло Н. А. Бердяева формулировать решительные императивы: «Человек обязан быть дерзновенным, дерзновением воли стяжает он благодатные дары Духа». Однако при этом он сознавал, что нет такой онтологии, которая бы объяснила, откуда у человека берется свобода, откуда у него сила для осуществления ценностей, т.е. творчества. Он полагает, что объяснение творческой природы человека нужно искать в новой антропологии богочеловечности, указывающей на равенство Бога и человека, предполагающей, что основой «самобытно-свободной природы человека, способной к творческому откровению» является человекоподобие Бога. По его мнению, творчество – это «обнаружение избыточной любви человека к Богу, ответ человека на Божий зов, на Божье ожидание». Творчество имеет огромное значение в обожении, преображении человека и его нравственной жизни. Оно есть не только освобождение от рабства, но и освобождение для человека, оно есть восхождение от мира к Богу в бесконечном времени к вечности. Поэтому Н. А. Бердяев утверждает творческий нравственный императив: «Творчество и творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность человека». Каким же образом понимает Н. А. Бердяев творчество как главный способ проявления этой богочеловечной дерзновенности? Таких способов, в принципе, два. Первый, положительный, – это творчество новых человечных, истинных, разумных, прекрасных и благих реальностей, ценностей новых и вечно молодых, как он говорит в своей работе «О назначении человека». Второй, деструктивный, – это разрушение, деобъективация неподлинного мира, мира объективированных – в результате ложно направленной свободы – понятий сознания, ставших миром необходимости и несвободы, миром «больного» бытия. Творчество в последнем случае связано с освобождением от «рабства у мира» в ходе творческого «расширения сознания», одухотворения действительности. Мыслитель уверен, что творить, находясь в постоянном чувстве осознания своей греховности, или исключительно в состоянии смирения, невозможно: творчество означает переход человека в иной план бытия. Идея творчества составляет одну из существенных особенностей бердяевской концепции гуманизма, поскольку оно оценивалось как проявление величия личности, высший способ ее самореализации. Кроме того, Н. А. Бердяев сознательно и целеустремленно ассоциирует творчество с божественным творчеством, с самим творением мира. Он утверждает, что мир твориться не только Богом, но и человеком, «он есть Богочеловеческое дело». Свободным творчеством уподобляется человек Богу, делая отношения с ним двунаправленными, активными, преображающими и очеловечивающими действительность. Наконец, креативность как единство способности к творчеству и сам результат творческого акта связано с бердяевской идеей «христологической антропологии». По мысли Бердяева, «новая христологическая антропология должна открыть тайну о творческом признании человека и тем дать высший религиозный смысл творческим порывам человека»

 

 

Заключение

 

Ценность свободы личности в современном  обществе уже давно  не подвергается сомнению. Это –  неоспоримое право человека и  гражданина, задекларированное в  Конституции нашей страны.   Это понятие часто встречается  в  выступлениях политических лидеров, в средствах массовой информации,  в литературе и публицистике. «Идея свободы для меня первичнее идеи совершенства, потому что нельзя принять принудительного, насильственного совершенства», писал Н. А. Бердяев, отвергая свободу как нечто, предлагаемое свыше. Только понимание свободы, как возможности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями, а не  по принуждению (внешнему, либо внутреннему), способность человека свободно и осознанно выбирать альтернативу  дает личности возможность обретения подлинной духовной свободы.

Н. А. Бердяев, один из выдающихся русских философов,  выделил тему свободы личности, как центральную  проблему философской мысли и  предложил пути ее решения. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что для Бердяева свобода -  основа мироздания и ключ к объяснению природы человека.  В свободе скрыта не только тайна мира,  но и тайна человеческого существования,  с ней связано его предназначение,  ибо свобода лежит в основе замысла Божьего о мире и человеке.  В иерархии человеческих ценностей свобода как свобода духа, совести, мысли и творчества безусловна и абсолютна.

 

Список использованной литературы

  1. Н.А. Бердяев «Философия свободы» Москва , 1989 

  1. Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская «Антиномия личности и общества» 1997

  1. Н.А.Бердяев «Самопознание» 1991.

 

  1. http://citaty.info/man/nikolai-aleksandrovich-berdyaev     

 

  1. http://www.chronos.msu.ru/biographies/lubinskaya_berdyaev.html 
  1. http://philosophystorm.org/pomorzah/1409

  1. http://www.humanism.ru/exi14.htm

  1. http://refstudy.ru/dip/philosophy_of_freedom/m/52030/1.7.html

 




Информация о работе Философия свободы личности Н.А. Бердяева