Философия свободы Н.А. Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть философию свободы Н.А. Бердяева.
Задачи:
Изучить центральное место проблемы свободы человеческой личности в философии Бердяева Н.А.
Проанализировать идею Богочеловека в концепции свободы личности и рассмотреть творчество как реализация свободы.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Центральное место проблемы свободы человеческой
личности в философии Бердяева Н.А. 6
ГЛАВА 2. Идея Богочеловека в концепции свободы личности.
Творчество как реализация свободы. 12
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Философия свободы Н.А. Бердяева.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

“Преображение и обожествление” возможны только путем достижения свободы, “проникнутой любовью к Богу”. Бердяев считает, что “они не могут быть достигнуты принудительно; они предполагают свободную  любовь человека к Богу. Поэтому  христианство является религией свободы”. По его мнению, вера в Бога есть не почитание церковных канонов, а стремление к Божьему царству,  мысль о том, что следуя заветам Христа, "с Христом в сердце" можно достичь духовной свободы. Для достижения Царства Божьего, по мнению писателя, необходимо творчество. “Новое, завершающее откровение будет откровением творчества человека. Это и будет чаемая эпоха Духа”. Именно в ней “реализуется христианство как религия Богочеловечества”, так как “совершенное соединение человечества с Божеством может явиться лишь как результат проникновения Св. Духа в путь истории и культуры”.

Для Бердяева важна  “проблема индивидуальной судьбы в  вечности”. “Растворение личности, неповторимой индивидуальности в безликой божественности... противоположно христианской идее”. “Тайна христианства есть тайна Богочеловечности, тайна встречи двух природ, соединяющихся, но не смешивающихся. Человек не исчезает... но наследует свою человечность в вечной жизни”.

"Лишь путь  Богочеловечества  и  Богочеловека  ведет к утверждению человеческой личности и свободы",- пишет Бердяев.  Человечество, оторванное от  Бога, отвергшее Христа, перерождается в бесчеловечное.

Христианство  Бердяева антропологично, оно основано на идее богоподобия человека и очеловечивании Бога. Если это так, то человек призван к соучастию в Божественном творчестве и, следовательно, история становится продолжением миротворения. Причем “конец истории и путь к концу - не исключительно божественный, а богочеловеческий, и в богочеловечности таится возможность осмыслить божественный план истории, не погасив индивидуальной свободы человека”.

Творчество  не оправдывается и не допускается  религией, а само является религией. Его целью служит искание смысла, который всегда находится за пределами  мировой данности; творчество означает "возможность прорыва к смыслу через бессмыслицу". Смысл есть ценность, и потому ценностно окрашено всякое творческое стремление. Творчество создает особый мир, оно "продолжает дело творения", уподобляет человека Богу-Творцу. Бердяев считает, что “все достоинство творения, все совершенство его по идее Творца - в присущей ему свободе. Свобода есть основной внутренний признак каждого существа, сотворенного по образу и подобию Божьему; в этом признаке заключено абсолютное совершенство плана творения”. Присущая человеку способность к творчеству божественна, и в этом состоит его богоподобие. Со стороны Бога высшая природа человека показывается Иисусом Христом, Богом, принявшим человеческий облик; со стороны человека - его творчеством, созданием “нового, небывшего еще”.

Для автора “творчество  человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога от человека, обязанность человека”. “Бог ждет от человека творческого  акта как ответ человека на творческий акт Бога. О творчестве человека верно то же, что и о свободе человека. Свобода человека есть требование Бога от человека, обязанность человека по отношению к Богу”. Бердяев пишет: “Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы”. Тайна творчества также “бездонна и неизъяснима”, как и тайна свободы.

“Творчество - это цель жизни человека на земле - то, для чего Бог создал его. Если христианство есть религия спасения, то это спасение через творчество, а не только через аскетическое очищение от греха”, - пишет Бердяев.

Бердяев считает, что “творчество возможно лишь при  допущении свободы, не детерминированной  бытием, не выводимой из бытия”. Иначе, “без “ничто”, без небытия творчество в истинном смысле слова было бы невозможно”.

В “Смысле творчества”  Бердяев выражает мысль, что “творчество  есть творчество из ничего, то есть из свободы”. На мой взгляд, было бы неправильно  думать, что творчество человека не нуждается в какой-либо материи (материале), так как совершается в реальности. Бердяев поясняет, что “творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт”. Именно в этом смысле “творчество есть творчество из ничего”. Бердяев считает, что творческие дары даны человеку Богом, но в творческие акты человека привходит элемент свободы, не детерминированной ни миром, ни Богом.

Можно сделать  вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшее проявление свободы, создающей из “ничто” подлинное и ценностное, с другой - процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории. “Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. ...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. по существу есть выход, исход, победа”. Творчество - это откровение “я” Богу и миру, в нем оправдание человека, как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря гуманизму  своей философской позиции и  таким отличительным ее чертам, как  “восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание  первичности духовных ценностей, антропоцентрический  подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизни и истории” Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые “горизонты мысли”.

Приверженность  “философии органического духа”  позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы “реальности, свободы, личности”. Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является “Божьей идеей”. Каждый человек, по мнению Бердяева, должен отгадать “Божью идею о себе”, самореализоваться и “помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире”. Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.

Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы  к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бердяев Н.А. Философия свободы.
  2. Русская философия. Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: “Республика”, 1995.

Информация о работе Философия свободы Н.А. Бердяева