Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 13:00, контрольная работа
Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие "свобода личности" все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.
Становление философских взглядов Н.А. Бердяева……………………………5
Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии……………………………………………………….8
Идея Богочеловека в концепции свободы личности…………………………13
Глава 2.
Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия…………15
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………………..21
11
"Человек с его возможностями духовной свободы брошен в слепой
механический мир, который порабощает и губит его". [2] Бердяев отмечает, что у него "есть напряженная устремленность к трансцендентному, к переходу за грани этого мира." "Обратной стороной, - пишет он, - этой направленности моего существа является сознание неподлинности, неокончательности, падшести этого эмпирического мира". "Персоналистическая революция", к которой стремился философ, "означает свержение власти объективации, разрушение природной необходимости, освобождение субъектов-личностей, прорыв к иному... духовному миру". [2] Преодоление объективации связывается Бердяевым не столько со спасением, сколько с творчеством как "обнаружением избыточной любви человека к Богу", ответом его "на Божий зов, на Божье ожидание".
Бердяев убежден, что
свобода трагична: если она составляет
сущность человека, то, следовательно,
она выступает как обязанность;
человек порабощен своей
12
мой взгляд, действительно перекликается со взглядами Достоевского на эту проблему, для которого проблема свободы духа также имеет центральное значение. У Достоевского свобода - не право человека, а обязанность, долг; свобода - "не легкость, а тяжесть". Не человек требует от Бога свободы, а наоборот, "и в этой свободе видит достоинство богоподобия человека". Именно по этой причине "свобода аристократична, а не демократична". Бердяев считает, что "огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет ее". Великий Инквизитор у Достоевского, "враг свободы и враг Христа", считает, что "десятки тысяч миллионов существ... не в силах будут пренебречь хлебом земным ради небесного", он упрекает Христа в том, что возложив на людей бремя свободы он не жалеет их.
Таким образом, взгляд
Бердяева на проблему свободы
человеческой личности мне
Идея Богочеловека в концепции свободы личности.
"Философия свободы
есть философия
13
Богочеловечестве" он отмечает, что христианство есть не только вера в Бога, но и вера в человека, в возможность раскрытия божественного в человеке. Для Бердяева эта идея неразрывно связана с творчеством, в котором человек усыновляет себя Богу. Он пишет: "Тема о творчестве была для меня вставлена в основную христианскую тему о Богочеловечестве, она оправдана богочеловеческим характером христианства. ...Идея Бога есть величайшая человеческая идея. Идея человека есть величайшая Божья идея. Человек ждет рождения в нем Бога. Бог ждет рождения в нем человека. ...Необычайно дерзновенна мысль, что Бог нуждается в человеке, в ответе человека, в творчестве человека. Но без этого дерзновения откровение Богочеловечества лишается смысла". С явлением Богочеловека Христа "прекращается самодержавие Бога, ибо сыновний Богу человек призывается к непосредственному участию в божественной жизни. Управление мира становится богочеловеческим." [1] Таким образом, мировой процесс у Бердяева становится не возвращением к изначальной полноте, а творческим приращение к ней, "восьмым днем творения".
"Преображение и обожествление"
возможны только путем
14
путь истории и культуры" [1].
Для Бердяева важна
"проблема индивидуальной
"Лишь путь Богочеловечества и Богочеловека ведет к утверждению человеческой личности и свободы",- пишет Бердяев. [3] Человечество, оторванное от Бога, отвергшее Христа, перерождается в бесчеловечное (пример этого в "Бесах" Достоевского, в его "легенде о Великом Инквизиторе").
Христианство Бердяева
антропологично, оно основано на
идее богоподобия человека и
очеловечивании Бога. Если это
так, то человек призван к
Глава 2.
Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия.
Суть "персоналистической
революции", объявленной Бердяевым,
раскрывается им в концепции
творчества, центральным стержнем
которой становится идея
15
книге "Смысл творчества", основная тема которой - идея творчества как
религиозной задачи человека. Впечатления современницы писателя Е.К. Герцык о книге: "Сотни пламенных, парадоксальнейших страниц. Книга не написана - выкрикнута. Местами стиль маниакальный: на иной странице повторяется пятьдесят раз какое-нибудь слово, несущее натиск его воли: человек, свобода, творчество. Он бьет бешено молотком по читателю, Не размышляет, не строит умозаключений, он декретирует." [2]
В этой книге Бердяев
ставит вопрос об отношении
творчества и греха, творчества
и искупления, об оправдании человека
в творчестве и через
16
Со стороны Бога высшая природа человека показывается Иисусом Христом, Богом, принявшим человеческий облик; со стороны человека - его творчеством, созданием "нового, небывшего еще".
Для автора "творчество человека не есть требование человека и право его, а есть требование Бога от человека, обязанность человека". "Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога. О творчестве человека верно то же, что и о свободе человека. Свобода человека есть требование Бога от человека, обязанность человека по отношению к Богу." [2] Бердяев пишет: "Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы". Тайна творчества также "бездонна и неизъяснима", как и тайна свободы.
В "Смысле творчества" Бердяев выражает мысль, что "творчество есть творчество из ничего, то есть из свободы". На мой взгляд, было бы неправильно думать, что творчество человека не нуждается в какой-либо материи (материале), так как совершается в реальности. Бердяев поясняет, что "творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт". Я думаю, что именно в этом смысле "творчество есть творчество из ничего". Бердяев считает, что творческие дары даны человеку Богом, но в творческие акты человека привходит элемент свободы, не детерминированной ни миром, ни Богом.
Бердяев говорит о
трагедии человеческого
17
отяжелевает, притягивается вниз... создает не новую жизнь, а культурные
продукты большего или меньшего совершенства". Культура, по мысли писателя, является одной из форм объективации и лишь символически указывает на духовный мир. Подтверждение своей мысли Бердяев видит в том, что великие русские писатели чувствовали конфликт между совершенной культурой и жизнью и стремились к совершенной, преобразованной жизни. В том отношении очень показательны Гоголь, Толстой, Достоевский. Вся русская литература проникнута болью о страданиях народа и человека.
В произведениях писателя можно проследить связь между исключительным отношением Бердяева к творчеству и его достаточно пессимистическим отношением к действительности. Он пишет: "Творческий акт для меня всегда был трансцендированием, выходом за границу имманентной действительности, прорывом свободы через необходимость". "Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира." Автор предупреждает, что может возникнуть иллюзия, что "результаты творческого акта могут быть совершенными в этом мире, могут нас оставлять и не притягивать к иному миру". Бердяев пишет, что совершенные продукты творчества "всегда говорят о мире ином, чем эта мировая действительность, и упреждают преображение мира". Очевидно особое отношение писателя к творчеству. "Творчество, - пишет он, - было для меня погружением в особый, иной мир, мир, свободный от тяжести, от власти ненавистной обыденности. Творческий акт происходит вне времени. Во времени лишь продукты творчества, лишь объективация. Продукты творчества не могут удовлетворять творца. Но пережитый творческий подъем, экстаз, преодолевающий различение субъекта и объекта, переходит в вечность". [2] "Творчество для меня не столько оформление в конечном, в творческом продукте, сколько раскрытие бесконечного, полет в бесконечность." [1]
18
Бердяев понимает под творчеством "потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни, к новому бытию". Именно в творческом опыте "раскрывается, что "я", субъект, первичнее и выше, чем "не-я", объект".
"Творчество не всегда бывает истинным и подлинным, оно может быть ложным и иллюзорным. Человеку свойственно и лжетворчество. Человек может давать ответ не на призывы Бога, а на призыв сатаны". "Подлинное же творчество человека должно в героическом усилии прорвать порабощающее царство объективации... и выйти на свободу, к преображенному миру, миру экзистенцциальной субъективности и духовности, то есть подлинности, к царству человечности, которая может быть лишь царством Богочеловечности".
Можно сделать вывод, что, с одной стороны, творчество - это высшее проявление свободы, создающей из "ничто" подлинное и ценностное, с другой - процесс деобъективации затвердевшего в формах бытия, природы и истории. "Творчество всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы. ...Ужас, боль, расслабленность, гибель должны быть побеждены творчеством. по существу есть выход, исход, победа." [1] Творчество - это откровение "я" Богу и миру, в нем оправдание человека, как бы ответный шаг на его пути к трансцендентному.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как "восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла
19
жизни и истории" (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной
самобытности, открыть перед русской духовностью новые "горизонты мысли".
Понятие "личность"
понимается Бердяевым как
Приверженность "философии органического духа" позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы "реальности, свободы, личности". Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является "Божьей идеей". Каждый человек, по мнению Бердяева , должен отгадать "Божью идею о себе", самореализоваться и "помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире". Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе.