Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 08:42, контрольная работа
Техника (от греч. techne — искусство, мастерство) в качестве понятия имеет два смысла. В первом обозначает орудия и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как предметы труда, и создание др. средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. М. Хайдеггер придал ему еще один смысл: особого отношения к миру как к материалу, источнику вещества и энергии, срывающему завесы природных тайн, превращающему бытие лишь в форму и условие человеческого существования.
Введение
Техника как фактор цивилизации
Технологический детерминизм и технократия
Философский смысл проблемы «человек-техника»
Заключение
Контрольная работа
по философии на тему:
«
Философия техники
»
Содержание:
Введение
Заключение
Введение
Человеку свойственно стремится к улучшению
своей жизни, приспосабливаться и приспосабливать
мир под свои нужды и техника в этом ему
помогает.
Техника всегда привлекала внимания философов,
и это легко объяснить. Дело в том, что
деятельность человека технична по своей
природе. Выделившись благодаря труду
из мира животных, человек, по существу,
превратил трудовую деятельность и связанные
с нею представления, навыки, способы и
средства производства в фундаментальные
основания, базис своего бытия (1).
Техника (от греч. techne — искусство, мастерство)
в качестве понятия имеет два смысла. В
первом обозначает орудия и инструменты
труда и любые искусственные устройства
(артефакты), созданные человеком и используемые
для преобразования окружающей среды,
выступающие как предметы труда, и создание
др. средств производства и предметов,
необходимых для удовлетворения различных
потребностей. Во втором смысле обозначает
систему навыков, уровень мастерства в
реализации того или иного вида деятельности.
М. Хайдеггер придал ему еще один смысл:
особого отношения к миру как к материалу,
источнику вещества и энергии, срывающему
завесы природных тайн, превращающему
бытие лишь в форму и условие человеческого
существования.
В технике человечество аккумулировало
свой многовековой опыт, приёмы, методы,
познания и преобразования природы, воплотило
все достижения культуры. В формах и функциях
технических средств своеобразно отразились
формы воздействия человека на окружающей
его мир.
1.
Техника как фактор цивилизации.
Техника как область человеческой деятельности
с давних пор привлекает к себе внимание
философов. Мыслители Древней Греции и
Рима, эпохи Возрождения, нового времени
обращались к рассмотрению теоретических
и философских проблем техники.
В XX в. проблемами философского анализа
техники занимались Фр. Дессауэр, Э. Чиммер,
А. Дюбуа-Реймон и др. Большой вклад в развитие
философии техники внесли М. Хайдеггер,
К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев,
X. Йонас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и другие
философы. Русский инженер П.К. Энгельмейер,
один из родоначальников философии техники
в России, еще в начале XX в. написал работы
"Теория творчества" и "Философия
техники"
Петр Константинович Энгельмейер (1855 -
1942) - русский инженер, занимавшийся техническими
проблемами газовой и нефтяной промышленности,
выдвинувший первую программу "философии
техники" и психологии технического
творчества. Согласно концепции Энгельмейера,
техника как система машин обладает собственным
существованием и специфическими законами
существования и развития. Основываясь
на идеях техницизма, Энгельмейер называет
человека существом техническим и предлагает
программу перестройки технического образования.
После революции 1917 г. в России Энгельмейер принимал
участие в разработке и пропаганде плана
ГОЭЛРО, в создании и работе Всероссийской
Ассоциации Инженеров, в работе Политехнического
музея в Москве.
С 1960-х годов философские исследования
техники приобретают статус самостоятельной
философской дисциплины. В 1970-е годы была
сформулирована программа этого направления,
предполагавшая всестороннее исследование
техники как одного из важнейших факторов
развития человеческого общества. Почему
это происходит именно во второй половине
XX в.? Почему только сейчас вопросы, связанные
с феноменом техники, его специфической
ролью в жизни общества, перспективами
развития, становятся философскими?
Обычно это связывают с тем, что влияние
техники в современном мире становится
всеобъемлющим. Определяющее воздействие
техники испытывают такие социальные
сферы и институты, как экономика, экология,
наука, политика и т.д. В XX в. это принципиальным
образом изменяет социальный статус техники,
превращая ее в фактор, определяющий будущее
человечества. Сегодня "техника не должна
быть истолкована в терминах орудий. Важно
не то, как сделана вещь, но то, что можно
сделать с нею..." (О. Шпенглер).
Научно-техническая революция поставила
человечество перед лицом глобальных
проблем. Было бы трагедией для мировой
цивилизации продолжать дальнейшее спонтанное,
непродуманное развитие техники. Поэтому
столь важно создать новую область знания,
обращенную к исследованию феномена техники.
Необходим критический философский анализ
сложившейся ситуации, оценка результатов
технической деятельности, возможных
перспектив ее развития.
По мнению американского философа X. Сколимовски,
"философия техники является философией
нашей культуры. Это философия человека
в цивилизации, увидевшей себя в тупике,
которой угрожает специализация, раздробленность
и распыленность и которая осознает, что
избрала ложный язык для своего общения
с природой" (2, с. 242)
Что же такое техника? Что она может дать
человеку, и чего она лишает его? Это - главные
вопросы современной философии техники.
Их анализ осуществляется сегодня под
влиянием двух философских традиций: философии
и методологии науки (анализ технического
знания) и философской антропологии (нравственно-этическая
и культурологическая проблематика техники,
гуманистические и ценностные аспекты
техники). Вследствие этого проблемное
поле философии техники необычайно широко:
уточнение самого понятия техники, изучение
ее исторического развития, рассмотрение
специфики технического знания, его взаимосвязей
с фундаментальными науками, искусством,
политикой, экономикой, поиски новой концепции
взаимодействия человека и природы, нового
"технического поведения" в современном
мире, вопросы этики в сложном индустриальном
мире. Соответственно так называемая антропология
техники изучает вопросы технического
образования и воспитания, формирования
системы ценностей, сочетания интеллектуальных
и нравственных начал в человеке, роли
человека в развитии техники, ее использовании,
распространении технических знаний и
рациональном осмыслении пределов технического
роста.
2.
Технологический детерминизм и технократия.
Все больше внимания современная философия
техники уделяет роли технической интеллигенции
в современном мире. В середине XX в. широкое
распространение получила технократическая
концепция, ставшая следствием прогрессивного
и всеохватывающего развития науки и техники.
Первоначально идея "технократии"
как власти инженеров была развита в произведениях
Т. Веблена, в том числе в его социальной
утопии "Инженеры и система цен" (1921),
в которой технические специалисты представлены
служителями промышленного и социального
прогресса, способными во имя общей пользы
в сфере социального управления сменить
буржуазию и финансистов. По концепции
Веблена, в XX в техническим специалистам
надлежит объединиться и занять ключевые
позиции в промышленности, осуществляя
рациональное управление обществом. Концепция
технократии была встречена с энтузиазмом.
Идеи Веблена развивали А. Берл, А. Фриш
и другие.
В 1930-е годы в США в обстановке экономического
кризиса возникает общественное движение
технократии, организационные принципы
и программа которого были направлены
на построение "совершенного социального
механизма", что в полной мере согласовывалось
с концепцией Т. Веблена. Движение провозгласило
приближение новой социальной эры, общества
всеобщего благоденствия, когда роль инженерно-технической
интеллигенции станет главенствующей,
функции собственников перейдут к управляющим
корпорациями и будет осуществляться
бескризисное регулирование экономики,
распределение энергетических ресурсов
в масштабах страны и т.п. Технократическое
движение в США было достаточно широким,
количество его низовых организаций доходило
до 300. Всех их объединяло стремление совершить
индустриальный переворот, используя
научное планирование производства в
широких масштабах.
В 1941 г. американский социолог Дж.
Бернхейм в книге "Революция менеджеров",
развивая идею "власти специалистов",
обратил внимание на то, что технократия
в лице менеджеров (управляющих) стала
политической реальностью в ряде стран
мира и что под воздействием "технологической
революции" капитализм сменяется не
социализмом, а "обществом управляющих".
Собственность означает контроль, считал
Бернхейм: если нет контроля, то нет и собственности.
Поскольку собственность и контроль в
корпорациях и государстве отделены друг
от друга, то собственность должна перейти
в руки осуществляющих контроль, в данном
случае менеджеров.
В 60 - 70-х годах идею технократии развивал
Дж. К. Гэлбрейт ("Новое индустриальное
общество" и "Экономические теории
и цели общества"). Основное понятие
концепции Гэлбрейта - "техноструктура"
- обозначает складывающуюся в обществе
иерархию технических специалистов, людей,
владеющих техническим знанием (от рядового
техника, инженера до руководителя сложного
технического комплекса и т.д.). "Техноструктура",
согласно Гэлбрейту, - обширная, иерархическая
организация, "носитель коллективного
разума и коллективных решений" (3, с.
82).
По мере развития индустриального общества
"техноструктура", считает Гэлбрейт,
играет все более важную роль как в экономике,
так и в управлении обществом в целом.
Поэтому политическая власть должна быть
сосредоточена в руках технических специалистов,
управляющих обществом на базе научно-технических
знаний.
Идеи технократии стали также основой
концепций "технотронного общества"
(3. Бжезинский), "постиндустриального
общества" (Д. Белл), в которых нашли
отражение важные перемены в организации
и управлении современным обществом и
производством.
Даниел Белл (р. 1919) - американский социолог,
профессор Гарвардского университета.
Представитель сциентистско-технократического
направления социальной философии. В 60-е
годы предложил концепцию постиндустриального
общества, в которой обосновывал прогноз
трансформации капитализма в результате
прогресса науки и техники в новую социальную
систему, отличную от индустриального
общества и свободную от его противоречий
(4).
Долгое время техницистские прогнозы
развития общества казались достаточно
реальными. Вторая половина XX в. отмечена
невиданными научно-техническими достижениями,
повышением производительности труда
и уровня жизни в ряде стран мира. В то
же время неограничиваемое развитие техники
привело к необычайному обострению многих
проблем, грозящих человечеству мировой
катастрофой. Это значительно умерило
оптимистическое восприятие результатов
научно-технического прогресса. Критическая
оценка техницистского оптимизма, радужных
перспектив теории технократического
благоденствия отразилась в ряде современных
художественных произведений, в том числе
антиутопиях ("Утопия 14" К. Воннегута,
"451 по Фаренгейту" Р. Брэдбери, "О,
дивный новый мир" О. Хаксли, "1984"
Дж. Оруэла и др.). Эти произведения можно
рассматривать как предостережение человечеству,
критику технократического тоталитарного
государства, в котором доведенные до
совершенства наука и техника подавляют
индивидуальность и свободу человека.
Сегодня в рамках философии техники проблема
технократии стоит очень остро. Критики
технократии убеждены, что философия с
помощью своих фундаментальных, социологических,
этических, философско-правовых установок
и интерпретаций может убедить общество
в неприемлемости технократической перспективы
прогресса. В обществе "технической
цивилизации" (О. Шельски) человек является
не только "конструктором мира", но
и сам становится объектом конструирования.
С этих позиций философия техники подходит
к оценке роли технической интеллигенции
в развитии техники в современном мире
и управлении ею.
Технологический детерминизм (греч. techne
— искусство, мастерство, logos — учение,
слово) — распространенная на Западе философская
концепция, согласно которой технические
средства производства, т. е. машины, механизмы,
компьютеры, роботы и т. д., а также научно
обоснованные технологические знания
представляют собой решающий фактор, однозначно
определяющий все стороны общественной
жизни характер и направление социального
развития. Технологический детерминизм
во всех его проявлениях представляет
собой неадекватную реакцию на современную
научно-техническую революцию. Он не учитывает,
что техника и технология приводят к разным
последствиям в различных социально экономических
системах на различных стадиях их исторического
развития. В противоположность Технологический
детерминизм исторический материализм
считает технику и технологию элементами
производительных сил, главный из которых
является человек. Именно в этом качестве
материальные средства производства и
соответствующие знания входят в структуру
способа производства и оказывают влияние
на функционирование и развитие общества
в единстве и взаимодействии с производственными
отношениями. Таким образом, технико-технологический
фактор не определяет прямо и однозначно
социально-исторический процесс, но, играя
важную роль в материальной структуре
общества, приводит к различным последствиям
в различных общественно-экономических
системах на конкретно-исторических стадиях
их бытия.
3.
Философский смысл проблемы «человек-техника».
Мыслители разных направлений не раз высказывали
и продолжают высказывать опасение о возможном
выходе техники из-под контроля людей.
От Аристотеля до Мохандаса Карамчанда
Ганди подобных опасений высказано немало.
Еще в 30-е гг. нашего века Освальд Шпенглер
в книге «Человек и техника» утверждал,
что человек, властелин мира, сам стал
рабом машин. Техника вовлекает всех нас,
помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет
собственному ритму. И в этой бешеной гонке
человек, считающий себя властелином,
будет загнан насмерть. «Бунт машин» —
расхожая тема в современном массовом
культе.
Человек возвышаясь над природою с помощью
техники делает себя её рабом, освободившись
от одного властелина, переходит под власть
другого.
Когда-то в 1846 г. английская писательница
Мэри Шелли создала образ Франкенштейна,
искусственного чудища, восставшего против
создавших его людей. С тех пор этот неомифологический
образ не покидает страниц печати, кинолент
и экранов телевизоров. Он стал нарицательным
для подогрева технофобии во всех ее формах.
Механизация и моторизация проникают
в нашу жизнь, делают подчас человека своеобразным
гибридом организма и технического устройства.
Стоит, например, оценить воздействие
современных транспортных систем. По данным
известной книги рекордов Гиннеса, в 1991
г. в мире было произведено 46500000 автомобилей,
в том числе почти 35000000 легковых моделей.
Это обстоятельство накладывает специфический
рисунок на повседневный ход жизни, психологию
людей. Автомобиль во многих странах —
показатель уровня престижности, вожделенная
цель, символ успеха. Автомобильная промышленность
и транспортная система становятся одним
из основных потребителей нефтяных ресурсов,
цветных и черных металлов, занимая главенствующее
положение в индустриальной системе. Их
интересы во многом формируют внутреннюю
и международную политику, финансовые
отношения, быт и нравы. Предполагается,
что к концу нашего столетия по дорогам
планеты будет курсировать до 300000000 собственных
автомобилей, т.е. по одному на каждые пять
человек, находящихся в продуктивном возрасте
(5)
Вторжение техники во все сферы человеческого
бытия - от глобальных до сугубо интимных,
— порождает своеобразную идеологию и
психологию техницизма. Трубадуры подобных
идей с восторгом переносят на человечество
и личность характеристики, присущие машинам
и механизмам. Старый тезис материалистов
XVIII в. «человек есть машина», облекается
в модную электронно-кибернетическую,
компьютеризированную терминологию. Широко
пропагандируется идея о том, что человек
и человечество так же, как и механизмы
обладают системным свойством, могут быть
промерены техническими параметрами и
представлены в технологических показателях.
К чему приводит одностороннее «технизированное»
рассмотрение, человеческих проблем, можно
судить по той концепции отношения к телесно-природной
структуре человека, которая выражена
в концепции «ки6оргизации». Согласно
этой концепции, в будущем человек должен
будет отказаться от своего тела. Современных
людей сменят «киборги» (кибернетические
организмы), где живое плюс техническое
дадут какой-то новый сплав. Такое упоение
техническими перспективами, на наш взгляд,
опасно и антигуманно. Без тела нет человека.
Разумеется, включение в человеческую
телесность искусственных органов (различных
протезов, кардиостимуляторов и т.д.) —
вещь разумная и необходимая. Но и она
не может переходить тот рубеж, за которым
конкретная личность перестает быть сама
собой.
Телесная организация человека, вышедшая
не чересчур совершенной из горнила эволюции,
тем не менее не может быть радикально
вытеснена никакими техническими приспособлениями.
Современная фантастика буквально переполнена
проигрыванием подобных ситуаций и показом
их разрушительности для бытия людей.
Заключение.
Техника только средство, сама по себе
она не хороша и не дурна. Все зависит от
того, что из нее сделает человек, чему
она служит, в какие условия он ее ставит.
Весь вопрос в том, что за человек подчинит
ее себе, каким проявит он себя с ее помощью.
Техника не зависит от того, что может
быть ею достигнуто, в качестве самостоятельной
сущности это бесплодная сила, парализующий
по своим конечным результатам триумф
средства над целью. Может ли случиться,
что техника, оторвавшись от смысла человеческой
жизни, превратится в средство неистового
безумия нелюдей, или, что весь земной
шар вместе со всеми людьми станет гигантской
фабрикой, муравейником, который уже все
поглотил, и теперь, производя и уничтожая,
остается в этом вечном круговороте пустым
циклом сменяющих друг друга, лишенных
всякого смысла и содержания событий?
Рассудок может конструировать такую
возможность, однако, сознание нашей человеческой
сущности будет твердить: это невозможно.
Итак, философская проблема техники существует.
Технику изучали многие философы, но только
в наше время эта проблема получила свое
наибольшее распространение. Техника,
преобразуясь сама, преобразует и человека,
заставляет его жить в своем бешеном темпе.
Философская мысль должна отчетливо понимать
весь смысл этой реальности, и от того,
насколько правильно, осмысленно мы подойдем
к решению этих вопросов, напрямую зависит
будущее человечества.
Список используемой
литературы: