Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2015 в 17:32, реферат
Культура (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Философия как одно из явлений культуры уникальна, потому что она многогранная. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.
Философия в системе культуры, ее предмет и функции.
Культура (от лат. культура - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - это исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Философия как одно из явлений культуры уникальна, потому что она многогранная. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно способ мышления, воплощенный в философии и обращенный ко всему полю культуры, называют критически-рефлексивным.
Каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-исторической жизни людей?
· Мировоззренческая функция состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана.
· Культурогенная функция философия состоит в том, что она выявляет и формирует универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.
· Методологическая функция философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.
· Интеграционная функция философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее. Осуществление перечисленных функций и определяет роль философии в жизни человеческого общества.
Функции философии в системе культуры
Функции
философии. Прежде всего, это мировоззренческая функция,
которая связана с абстрактно-теоретическим,
понятийным объяснением мира, в отличие
от всех других видов и уровней мировоззрения.
Единственное, что хотелось бы здесь добавить,
– это указать на двойственный характер
самих философских концепций, который
выражается в их тяготении или к научному
знанию, объективной истине, или к псевдонауке.
Методологическая функция, о которой также уже
шла речь, заключается в том, что философия
выступает как общее учение о методе и
как совокупность наиболее общих методов
познания и освоения действительности
человеком.
Следует выделить и прогностическую функцию
философии, формулировку в ее рамках гипотез
об общих тенденциях развития материи
и сознания, человека и мира. При этом степень
вероятности прогноза, естественно, будет
тем выше, чем больше философия опирается
на науку.
Нельзя не упомянуть и такую
функцию философии, как школы теоретического
мышления и мудрости. Особенно это
касается изучения истории философии.
Критическая функция философии. Она распространяется
не только на другие дисциплины, но и на
саму философию. Принцип «подвергай все
сомнению», со времен античности проповедуемый
многими философами, свидетельствует
о важности критического подхода и наличии
определенной доли скепсиса по отношению
к существующему знанию и ценностям. Он играет антидогматическую роль в их
развитии. При этом необходимо подчеркнуть,
что положительное значение имеет лишь
основывающаяся на диалектическом отрицании
конструктивная критика, а не абстрактный
нигилизм.
С критической функцией философии
тесно связана и ее аксиологическая функция
(от греч. axios – ценный). Любая философская
система содержит в себе момент оценки
исследу-
емого объекта с точки зрения
самых различных ценностей: социальных,
нравственных, эстетических, идеологических
и т.п. Особенно остро эта функция проявляется
в переходные периоды общественного развития,
когда возникает проблема выбора пути
движения и встает вопрос, что следует
отбросить, а что сохранить из старых ценностей.
Социальная функция философии является
довольно многоплановой по своему содержанию
и охватывает различные аспекты общественной
жизни. Но в общем плане философия призвана
выполнить двуединую задачу – объяснять социальное
бытие и способствовать его материальному
и духовному изменению. При этом следует
помнить, что в общественной жизни социальные
изменения, эксперименты и реформы имеют
особую ценность и значение. Поэтому прежде,
чем пытаться изменить социальный мир,
нужно предварительно его хорошо объяснить.
Именно философии принадлежит прерогатива
в разработке всеобъемлющих концепций
интеграции и консолидации человеческого
общества. Ее задача – помочь осознать
и сформулировать коллективные цели и
направить усилия на организацию коллективных
действий по их достижению. При этом степень
жизненности философской концепции определяется
тем, насколько каждый индивид может ее
понять и принять. Следовательно, несмотря
на свой всеобъемлющий характер, философия
должна быть адресована каждому человеку.
С социальной функцией тесно
связана функция философии, которую мы
назвали бы гуманитарной.
Речь идет о том, что философия должна игратьадаптационную и жизнеутвержда-
ющую роль для каждого индивида,
способствовать формированию гуманистических
ценностей и идеалов, утверждению позитивного
смысла и цели жизни. Она, таким образом,
призвана осуществлять функцию интеллектуальной
терапии, которая особенно важна в периоды
нестабильного состояния общества, когда
прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые
не успевают сформироваться или завоевать
авторитет; когда человеческое существование
находится в «пограничной ситуации», на
грани бытия и небытия, и каждый должен
делать свой нелегкий выбор.
Думается, что именно сегодня
эта функция особенно актуальна, и мы должны
быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию (от
греч. logos – смысл, и therapeia – лечение) –
теорию, которая смогла помочь миллионам
людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться
с теми страданиями, которые вызваны философскими
проблемами, поставленными перед человеком
жизнью»1. Название
теории образовано по аналогии с психотерапией.
Однако ученый ставит логотерапию гораздо
выше по своему значению, ибо человек,
по его мнению, – это больше чем психика,
это дух, который и призвана лечить философия.
Следует подчеркнуть, что все
функции философии диалектически взаимосвязаны.
Каждая из них предполагает остальные
и, так или иначе, включает их. Нельзя разорвать,
например, мировоззренческую и методологическую,
методологическую и гносеологическую,
социальную и гуманитарную и т.д. функции.
И вместе с тем только через их целостное
единство проявляется специфика и сущность
философского знания.
Информация о работе Философия в системе культуры, ее предмет и функции