Философия в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 20:06, контрольная работа

Описание работы

Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII-VI веках до н.э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов сделался поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, относящихся к мировоззрению. Уяснение таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно ощутимо в эпохи перемен с их сложным сплетением проблем - ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение.

Содержание работы

Мировоззрение и философия……………………………………………………3
Генезис философии: отклик на потребности культуры……………………….8
Назначение философии в культуре (функции философии)………………….13
Основные направления философской культуры (Восток и Запад; материализм и идеализм)……………………………………………………………………………15
Список использованной литературы………………………………………………..21

Файлы: 1 файл

1386 философия.docx

— 49.71 Кб (Скачать файл)

Если обратиться к западной философии, то и в ней хорошо просматривается методологическая функция философии. Например, греческие философы – софисты, которые вошли в историю философии под названием учителей мудрости и красноречия, ставили своей задачей научить своих учеников хорошо, «сильно» мыслить, выступать со знанием сущности предмета, о котором ведется речь, и использовать свои философские знания в политической деятельности.

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

Даже в исследовании самой проблемы человека существует различие в философских концепциях Запада и Востока. Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому в ней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека, его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями правителям, старшим и младшим по возрасту людям, а также людям, занимающим разное социальное положение в обществе. Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философия, и как религия. Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотя бы распространенных в Древней Греции и Риме религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.

В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией и «Ригведами»: инь – женское начало и янь – мужское начало, их соединение с эфиром – ци; или рассмотрение вещей как комбинации пяти материальных первооснов – земли, воды, воздуха, огня и дерева. Часто обсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души, сознания и его состояний. Вводятся понятия: сансара – перевоплощение, возрождение души, карма – воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судьба человека, аскеза – достижение сверхъестественных способностей путем самоограничения, нирвана – высшее состояние, цель человеческих стремлений, «состояние души, освобожденной от оков материи» и др. Конечно, восточная философия использует и традиционно философские категории – движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их изучение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально – правило, рассуждение, вхождение в предмет, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследует четыре источника достижения истины: восприятие, вывод, сравнение, доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же для древневосточной философии более характерно самопознание.

Следует отметить, что специфика западной и восточной философии отчетливо просматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточной философии это проблемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Так, Конфуций стремится показать необходимость иерархии социальных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию: «Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает…».7

Следует сказать, что философии древнего мира является «душой» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

В целом же философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия.   3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
  2. Конфуций. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. - М., 1972. - Т. 1.
  3. Лапина, Т.С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование // Философия и общество. Выпуск №2(50)/2008.
  4. Ойзерман, Т.И. Основные вопросы философии / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2005. – №11.
  5. Фролов, И.Т. Введение в философию: учеб. для вузов; в 2 ч. /авт. кол.: И.Т.Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева, [и др.]; под общ. ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1989.
  1. Фролов, И.Т. Введение в философию.  3-е изд., перераб. и доп. / И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2003.

  1. Философия культуры. Становление и развитие. / Под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской — СПб.: Издательство «Лань», 1998.
  2. Философия: учеб. для вузов /под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма 2005.
  3. Чанышев, А.Н. Философия древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 2003.

 

1 Фролов И.Т. Введение в философию.  3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. — С. 120.

2 Фролов И.Т. Введение в философию. — С. 122.

3 Философия культуры. Становление и развитие. / Под редакцией М.С. Кагана, Ю.В. Перова, В.В. Прозерского, Э.П. Юровской — СПб.: Издательство «Лань», 1998. — С. 189.

4 Лапина Т.С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование // Философия и общество. Выпуск №2(50)/2008.  –С. 22.

5 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.   3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — С. 220.

6 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — С. 56.

7 Конфуций. Древнекитайская философия, собрание текстов: В 2 т. - М., 1972. - Т. 1. - С. 194.

    

 


Информация о работе Философия в системе культуры