Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:13, доклад
В книге «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд обращается к анализу и истолкованию такого сложного психического явления как сновидение. Сделав в начале ретроспективный обзор традиционных воззрений на эту проблему, Фрейд обращается к своему собственному толкованию сновидения.
Вопреки мнению предыдущих исследователей, склонявшихся к соматической и абсурдистской интерпретации, для Фрейда сновидение имеет определенный смысл. Этот смысл может быть скрытым и заменяющий собою другой мыслительный процесс. Речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.
З. Фрейд «Толкование сновидений» (конспект)
В книге «Толкование сновидений»
Зигмунд Фрейд обращается к анализу
и истолкованию такого сложного психического
явления как сновидение. Сделав в
начале ретроспективный обзор
Вопреки мнению предыдущих исследователей, склонявшихся к соматической и абсурдистской интерпретации, для Фрейда сновидение имеет определенный смысл. Этот смысл может быть скрытым и заменяющий собою другой мыслительный процесс. Речь идет лишь о необходимости правильно раскрыть эту замену, чтобы понять скрытое значение сновидения.
Во второй части, посвященной методики
истолкования, Фрейд пишет, что для
истолкования сновидения необходима психическая
подготовка больного, в качестве усиление
внимания к его психическим
В целях его самонаблюдения при помощи повышенного внимания целесообразно, чтобы он занял спокойное положение и закрыл глаза. Особенно важным представляется устранение критики воспринятых мыслей и ощущений. Он должен относиться совершенно беспристрастно к своим мыслям, и именно эта критика сыграла бы важную роль, если бы ему не удалось найти желанного разъяснения сновидения, навязчивой идеи и т.п.
В части под названием «Сон – осуществления желания» разбору повергается устойчивое мнение о том, что сон представляет собой исполнение неудовлетворенного наяву желания.
В начале четвёртой части «Искажающая деятельность сновидения» критикуется простое понимание сновидения как воображаемого удовлетворения нереализованного желания, чье исполнение оказалось по каким-то причинам запрещенным в состоянии бодрствования. Фрейд обнаруживает несостоятельность такого заурядного мнения, поскольку во сне порой происходят отнюдь не самые желанные события. А зачастую снятся самые неприятные вещи, включая сцены получения травмы и гибели сновидцем или его родным или близким.
Там, где осуществление желания скрыто, замаскировано, там должна быть налицо тенденция, противоположная желанию, и вследствие этой тенденции желание могло проявиться исключительно в искаженном виде. Этой тенденцией является функция цензурирования.
Выясняется, что по большой части сновидение существенно искажает реальные события и реальных участников событий. Выясняется, что в работе искажения принимает участие особая инстанция цензуры, которая находится между двумя уровня сновидения – явного и неявного содержания, которые формируется в так называемых «первой» и «второй» системах соответственно.
Скрытые в сновидении мысли до анализа не сознаются человеком, между тем как проистекающее из них явное содержание сновидения сознательно вспоминается. Значит, функция инстанции цензуры заключается именно в допущении к сознанию.
Из первой системы ничто не может достичь сознания, не пройдя предварительно через инстанцию цензуры, а вторая инстанция не пропускает ничего, не осуществив своих прав и не произведя желательных ей изменений в стремящемся к сознанию материале.
Таким образом, осознание неявного содержания является особым психическим актом, отличным и независимым от процесса воспоминания или представления, и сознание кажется органом чувства, воспринимающим содержание, данное ему извне.
В качестве примера отношения желания и цензуры Фрейд приводит широко распространенный пример из социальной практики, когда имеется двое людей, из которых один обладает известной силой, другой же принужден считаться с последней. Это второе лицо искажает тогда свою психическую деятельность, «притворяется», и вежливость - это результат этого «притворства.
Совпадение феноменов цензуры
и феноменов искажения в
В разделе «Материалы и источники
сновидения» Фрейд выясняет участие
в механизме образования
Фрейд отмечает особое значение остатков второстепенных переживаний, которые сновидение содержит в себе, как проявление искажающей деятельности сновидения путем смещения. И каждое сновидение в своем явном содержании связано со свежими переживаниями, скрытое же содержание его обнаруживает связь с более ранними переживаниями.
Механизм действия вытеснения образуется инстанцией цензуры, что формируется под воздействием внешних обстоятельств, запрещающих преследование тех или иных асоциальных целей, в которых целое социума видит угрозу для своего существования. Очевидно, что наиболее опасными устремлениями в этом смысле выступают сексуальные и убийственные мотивы.
Наиболее мощному вытеснению повергается вызывающая наибольшее негативное волнение эмоция страха смерти, который дублируют, повторяют, но в обращенной форме, различные заместительные образы. Далее Фрейд в контексте анализа различных сновидений раскрывает основной характер, подвергаемых вытеснению желаний.
Прежде всего, эти желания касаются
так называемого Эдипова
Именно раннедетские переживания, никогда не изживаемые из сознания взрослого сновидца, являются главным источником неявного содержания сновидений, и подвергаются наиболее мощным искажениям.
В разделе «Работа сновидения»
Фрейд переходит к
Сгущение и смещение – основные
тенденции искажения и
Фрейд подробно останавливается на
функции сгущения. Дело в том, что
сновидение скудно, бедно и лаконично
по сравнению с объемом и
В наиболее конкретной форме процесс сгущения в сновидении проявляется в том случае, когда он избирает своим объектом слова и имена. Слова вообще очень часто играют в сновидении роль вещей и претерпевают тогда те же самые соединения, смещения, замещения, а также и сгущения, как и представления о вещах. В результате таких сновидений обнаруживаются комические и причудливые комбинации слов.
Фрейд выясняет структуру образования сновидения, и находит его особые отношения с логическими, языковыми суждениями и высказываниями. Так, например, обнаруживается, что во сне язык не выступает в своей прямой функции сообщения смысла.
Любая фраза является скорее зашифрованной записью, где слова и буквы выступают в качестве символов, имеющих измененное значение. Сновидение никогда не выражается явно, открыто. Оно действует по принципу намёка, иносказания, аллегории. В сновидении отсутствуют прямые значения, а есть только переносные.
Содержание сновидения составлено как бы иероглифами, отдельные знаки которых должны быть переведены на язык мыслей. Истолкователь впадает в заблуждение, если захочет читать эти знаки по их очевидному значению, а не по их внутреннему смыслу.
Особенность сновидческих записей
характеризуется отсутствием
Причина отсутствия этой способности лежит в материале, при помощи которого оба искусства стремятся вообще к воплощению чего-либо. До тех пор пока живопись не достигла понимания своих законов, она старалась устранить этот дефект. Например, на средневековых иконах изображались с запиской в руках, на которой было написано то, что желал изобразить художник.
Фрейд настаивает на необходимости отказа сновидения от изображения логической связи, опровергая прямой смысл сновидений, в которых совершаются самые сложные умственные операции, в которых находятся аргументации и противоречия, сравнения и связи, - совсем как в бодрствующем мышлении.
Это только иллюзия. Стоит подвергнуть такое сновидение толкованию, можно увидить, что все это лишь материал сновидения, а не изображение интеллектуальной работы в нем. Мнимое мышление в сновидении передает лишь содержание мыслей, о не их взаимную связь, в установлении которой состоит мышление.
Подобно тому, как живописи удается
выразить речь изображаемого лица и
его чувства иначе, чем при
помощи записки, так и сновидение
имеет возможность
Материал сновидения, лишившись большей части своих внутренних взаимоотношений, подвергается процессу сгущения, между тем как одновременно процесс смещения отдельных его элементов вызывает психическую переоценку всего материала.
Смещение же оказалось замещением одного представления другим, так или иначе соответствующим ему по ассоциации; оно служит целям сгущения: вместо двух элементов в сновидение включается одно среднее, общее.
Результатом смещения первого рода является то, что один элемент замещается другим, другого же рода - что словесное выражение элемента заменяется другим. Смещение совершается обычно таким образом, что бесцветное и абстрактное выражение мысли, лежащей в основе сновидения, заменяется более пластичным, конкретным.
Таким образом, и сгущение, и сновидение
являются способами одного и того
же вытеснения идущего по центрально-периферийному
контуру сновидческого
Слово как узловой пункт различных представлений может воплощать собою самый различный смысл, и неврозы (навязчивые представления, фобии) так же часто используют выгоды, представляемые словом для сгущения и маскировки, как и сновидение. Сон характеризуется заменой обыденного и простого выражения фигуральным.
Далее Фрейд наряду со сгущением
и смещением обнаруживает третий
элемент в структуре
Завершает Фрейд свое рассуждение тезисом о том, что сновидение совершает подавление аффектов. Дело в том, что большинство сновидений представляются крайне индифферентными, между тем как мысли, скрывающиеся за ним, связаны постоянно с глубоким, повышенным и аффективным чувством, вызывающим неприятное волнение.
С одной стороны, мыслям, образующим желание, приходится выдерживать сопротивление цензуры, с другой же - каждая мысль, будучи аффективной, также является нежеланной.
Подавление аффектов является результатом тормозящего воздействия, которое оказывают друг на друга противоречивые элементы и которое испытывают подавленные стремления со стороны цензуры. Таким образом, подавление аффектов есть второй результат воздействия цензуры в сновидении; первым результатом его было искажение.
Фрейд выдвигает гипотезу, что сновидение является результатом сохранения физиологического гомеостаза организма, который желает, как можно дольше сохранять состояние сонного покоя. Дело в том, что сон как физический процесс является оптимальным состоянием для человеческого организма в его стремлении к динамическому равновесию.
Находясь во сне, организм переживает
всю полноту существования, не нуждаясь
в том, чтобы тратить силы вовне.
Сон – это ситуация тотального
замыкания системы организма
на себе, полного исключения себя из
взаимоодействия с внешней
Однако, при всёй пассивной отъединенности
от внешней среды система