Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:41, реферат
Современный объективный взгляд на историю философии в советской России (1917-1991) только еще формируется. В порядке предварительных заключений можно указать на следующие особенности развития философского процесса в этот период. Он, этот процесс, протекал под сильнейшим давлением политических обстоятельств, особенно с конца 20-х по 50-е годы. Господствующей (государственной) идеологией был признан марксизм. Возможности развития других, альтернативных направлений философии были резко урезаны, если не сведены к нулю. Под жестким партийным контролем протекало развитие и самой марксистской философии, что привело к известной вульгаризации и догматизации ряда ее теоретических положений, особенно в области социальной теории, и, в конечном счете, к кризису.
Философия в советской России. Современный объективный взгляд на историю философии в советской России (1917-1991) только еще формируется. В порядке предварительных заключений можно указать на следующие особенности развития философского процесса в этот период. Он, этот процесс, протекал под сильнейшим давлением политических обстоятельств, особенно с конца 20-х по 50-е годы. Господствующей (государственной) идеологией был признан марксизм. Возможности развития других, альтернативных направлений философии были резко урезаны, если не сведены к нулю. Под жестким партийным контролем протекало развитие и самой марксистской философии, что привело к известной вульгаризации и догматизации ряда ее теоретических положений, особенно в области социальной теории, и, в конечном счете, к кризису.
Тем не менее, живая философская мысль не исчезла. Она продолжала развиваться, и плоды ее развития не потеряли своего актуального значения и по сей день. Прежде всего надо отметить историко-философские исследования, как зарубежной, так и отечественной философии (В.Ф. Асмус, А.Ф. Лосев, И.К. Луппол и др.). Активно развивались исследования истории философии Востока, что способствовало преодолению европоцентризма. В рамках отечественной философии приоритетное значение получило, конечно, исследование материалистической традиции. Большое внимание уделялось критике западной философии.
Что касается самой марксистской философии, то была проделана немалая работа по ее систематизации, как учения в целом, так и материалистической диалектики, в частности. Эта систематизация не лишена актуальной значимости, хотя несет глубокий отпечаток своего времени и требует критического взгляда.
Следует, далее, отметить постановку и разработку ряда перспективных проблем - единства диалектики, теории познания и логики, единства сознания и деятельности, проблемы философии науки, цивилизации и культуры, философской антропологии.
Среди мыслителей,
труды которых приобретают