Философия Владимира Ивановича Вернадского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 10:39, реферат

Описание работы

Философская тенденция в научном творчестве В.И. Вернадского. Связь естествознания и философии в его трудах. Переспективы развития человечества и задачи сознательного регулирования процесса созидания ноосферы.

Содержание работы

Биография 2
1. Творчество В.И. Вернадского и философия 5
1.1. Представление В.И. Вернадского о научной и
философской мыслях 6
1.2. Некоторые черты, отличающие работу ученого от работы
философа 9
2. Проблема пространства и времени 10
2.1. Проблема пространства и времени в живом веществе 12
3. Философские подходы к естествознанию 14
3.1. Вопросы диалектики природы в работах
В.И. Вернадского 17
4. Основные положения учения о ноосфере 20
4.1. Единство биосферы и человека 20
4.2. Наука как основной фактор ноосферы 24
4.3. Переспективы развития человечества и задачи
сознательного регулирования процесса
созидания ноосферы. 27
Заключение 29
Литература 31

Файлы: 1 файл

VERNADSK.DOC

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Его уверенность в будущем основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.

Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере, и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы»; идея о государственном объединении усилий человечества.

Поражает созвучность идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс.

 

 

Заключение

 

История науки знает немало выдающихся исследователей отдельных направлений естествознания, но значительно более редко встречались ученые, которые своей мыслью охватывали все знания о природе своей эпохи, и пытались дать их синтез. Таковыми были во второй половине XV и начале XVI в. Леонардо Да Винчи (1452-1519), в XVII столетии М.В. Ломоносов (1711-1765), в конце XVIII и первой половине XIX в. А. Гумбольдт (1769-1859).

Наш крупнейший естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) по строю мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими корифеями научной мысли.

В.И. Вернадский устремил главное внимание на изучение живого вещества земли – совокупности обитающих на ней организмов, на процессы их питания, дыхания и размножения, на эволюцию этих процессов в истории Земли и роль человеческой деятельности в преобразовании природных условий.

Среди великих естествоиспытателей сравнительно немногие предпринимали попытки философски проанализировать и изложить свое мировоззрение, свое понимание процессов развития природы и человеческого общества. В.И. Вернадский принадлежал к числу таких счастливых исключений. При знакомстве с его трудами бросается в глаза то обстоятельство, что в них постоянно присутствует, кроме основного научного текста, еще подтексты – эстетический и философский.

«Философская тенденция в научном творчестве В.И. Вернадского была  настолько сильна, что, пытаясь бороться с ней, стремясь не дать возможности стать доминирующей, ученому приходилось сознательно идти по пути жесткого ограничения философского полета своей мысли. Его философская мысль часто опереживала развитие его научной мысли в области естествознания. Благодаря этому она освещала последней дорогу вперед. Он понимал, что здесь таится большая опасность, прежде всего для самих философских обобщений, их глубины и обоснованности. И он боролся против этого, как он сам говорил, «великого соблазна» заняться философскими проблемами ранее, чем будут получены необходимые для этого точные и неоспоримые эмпирические данные».

В этих внутренних противоречиях типичных для всякого крупного натуралиста – мыслителя, лежит причина известной отрывочности многих философских экскурсов В.И. Вернадского, мозаичность его отдельных философских мыслей, как бы вкрапленных в основной научный текст, но отнюдь не чужеродных ему.

Кроме того, не следует забывать о том, что взгляды В.И. Вернадского, как действительно великого ученого, который был в постоянном творческом горении, развивались, эволюционировали. Поэтому, если сравнивать ранние и поздние работы ученого, нередко можно заметить не только разные оттенки, но иногда и различие в трактовке тех или иных философских, социальных и других вопросов.

Взаимосвязь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского носила постоянный и твердый характер. Она никогда не была только внешним украшением его научных исследований, а составляла их стержень и всегда носила внутренний характер. Его философские выводы вытекали из его конкретных естественно научных изысканий, давая в свою очередь толчок к постановке новых научных проблем и намечая пути их возможного решения.

Наконец, связь естествознания и философии в трудах В.И. Вернадского всегда была связью глубоко творческой, приводившей к новым философским выводам и обобщениям.

Интерес В.И. Вернадского к философии, философским вопросам и произведениям носил чрезвычайно постоянный характер. Он сопровождал ученого всю его сознательную жизнь – с юношеских лет и до последних дней.

 

Литература.

 

  1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., Наука, 1988 г.
  2. Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М., 1940 г.
  3. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М., Наука, 1979 г.
  4. Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. М., Наука, 1988 г.
  5. Гумилевский Л. Вернадский. М., Молодая гвардия, 1961 г.
  6. Семенова С.Г., Грачева А.Г. Русский Космизм: Антология философской мысли. М., Педагогика-пресс, 1993 г.
  7. Мир философии: Книга для чтения. Часть 2. М., Политиздат, 1991 г.
  8. Мочалов И.И. Творчество В.И. Вернадского и философия. // Философские науки, 1988 г., №4. Стр. 101-107.
  9. Кузнецов М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества. // Вопросы философии, 1988 г., №3. Стр. 39-48.
  10. Казначеев В.П. Вопросы диалектики природы в работах В.И. Вернадского. // Вопросы философии, 1981 г., №8. Стр. 100-108.

 

 


Информация о работе Философия Владимира Ивановича Вернадского