Философия Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:43, реферат

Описание работы

Значительную роль и влияние на развитие мировой философии на рубеже XIX - XX
в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.
Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С.Булгакова и др. Русской
религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно
уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены
мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.
Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в
нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские
мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики.
Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы
и муки затянувшихся преобразований в России.

Файлы: 1 файл

учение Соловьева.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Краевое автономное государственное образовательное  учреждение

СПО «ДГТТ имени  Сюзева П.И.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему;

«Философия Владимира Соловьева»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студент 381 группы

    отделения СПО,  Пьянков Алексей

 

Преподаватель: Кугаевская Ольга Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добрянка 2012 г

 

ВВЕДЕНИЕ

Значительную  роль и влияние на развитие мировой  философии на рубеже XIX - XX

в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.

Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С.Булгакова и др. Русской

религиозной философии этого  периода современные философы отводят  совершенно

уникальную роль, т.к. в  рамках этой философии ими были подведены

мировоззренческие итоги  многовековой истории развития России.

Владимир Соловьев был  одним из основателей классической русской философии, в

нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские

мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной  практики.

Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы

и муки затянувшихся преобразований в России.

Философ и поэт, положивший основание целому направлению в  русской поэзии

конца XIX – начала XX в.в., Соловьев был необыкновенным человеком в  полном

смысле этого слова. Современников  поражала и его внешность, и его ум.

На взгляды Владимира  Соловьева большое влияние оказала  христианская

литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-

философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов  и у славянофилов.

Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием,

между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и

как существа, наделенного  верой, способностью к целеполаганию  и свободе

действовать. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы  отстаивать чистоту и

истину христианства.

 

 

     СОЛОВЬЕВ  Владимир Сергеевич

                               (1853-1900).                              

     Выдающийся  русский религиозный философ,  прозаик, поэт, публицист, один  из

            самых оригинальных и глубоких мыслителей конца XIX в.           

Владимир Сергеевич  Соловьев родился в семье знаменитого  историка Сергея

Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории  России с древнейших

времен", 16 января 1853 года.

В юные годы ничто  не выдавало во Владимире Соловьеве будущего религиозного

мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру. "Это

был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует  его приятель. Да и сам

философ признавался, что не верил в божественность Христа, "стал деистом

, а потом  атеистом и материалистом". Среднее  образование

получил в 5-й  московской гимназии, окончив ее с  золотой медалью. Затем по

настоянию отца он поступил сначала на историко-филологический факультет, но

быстро перешел  на физико-математический. Здесь и началось преображение.

"...Наука не  может быть последнею целью  жизни, - пишет он своей кузине

Кате Романовой. - Высшая истинная цель жизни другая - нравственная (или религиозная), для которой наука служит одним из средств". Свою жизненную задачу он видит в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную,

гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать  всеобщим достоянием. Он покидает естественные науки, экстерном сдает на историко-филологический

факультет и, получив  диплом, поступает вольным слушателем в Духовную академию. Его "первою любовью в области философии" был Спиноза. Второе, более значительное увлечение - Шопенгауэр. Но главные философские симпатии, которые он пронесет через всю жизнь, принадлежали Шеллингу. Отталкиваясь от Шеллинга,

используя его  терминологию, вдумываясь в поставленные им проблемы, он и будет строить собственную систему взглядов.

Отличительной чертой Соловьева как мыслителя  была высокая историко-философская культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной

философии (против позитивистов)", которую он защитил  в возрасте двадцати одного года. Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства-синтеза, слияния культур. Эту идею он пронесет через всю жизнь.

Вскоре после защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии.

Его покровитель  профессор П.Д.Юркевич скончался, и, согласно воле покойного, Соловьев стал его преемником. В эти же годы обнаруживается поэтический дар философа.

Для пополнения образования и исследовательской  работы молодого приват-доцента отправляют в Англию... Он прилежно работает в Британском музее. Но потом с ним происходит что-то сверхординарное. Если верить тому, что позднее он описал в

стихотворении "Три свидания", ему (увлекавшемуся  спиритизмом) явилась сама

Божественная  премудрость-София и повелела отправиться  в Египет. Там он снова узрел ее - в пустыне, где чуть было не погиб от рук бедуинов, принявших его за нечистого.  В Каире, где Соловьев провел зиму, он начал писать диалог "София".

Это первая попытка  изложить свои взгляды.

Вернувшись  в Россию, Соловьев приступает к  систематизации своих идей. В Московском университете читает он курс логики и истории философии, работает над докторской диссертацией, которую защищает в возрасте двадцати семи лет.

Диссертация называется "Критика отвлеченных начал". В начале 1878 года

Соловьев читает цикл публичных лекций по философии  религии, которые опубликует под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное, и на восточное христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии. Запад выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в образе "богочеловека".

Восток создал идею "человекобога", олицетворение  универсализма. Задача состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа. Идея синтеза владеет умом Соловьева, раньше он отстаивал ее в философии, теперь переносит на религиозные дела, которые в скором будущем поглотят его целиком. На его идее Богочеловечества я остановлюсь чуть позже.

Несмотря на все свои труды, профессором он так  и не стал. Петербургский университет держал его по-прежнему в приват-доцентах, вскоре он сам отказался от преподавательской деятельности. Соловьеву не сиделось на одном месте, он

всегда вел  неустроенную жизнь странника.

В творчестве Соловьева  начинается новый этап. Он отодвигает (на время) философские изыскания и обращается целиком к проблемам религии. Объединение церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная задача. Вчерашний славянофил, он убеждает своих соотечественников в благости латинства, а католикам доказывает правоту православия. Но достается ему и от тех, и от других. "Критика отвлеченных начал" содержала изложение двух первых частей его системы - этики и теории познания. Теперь он начинает работать над третьей частью - эстетикой. Последнее десятилетие жизни Соловьева – наиболее плодотворное. Дарование Соловьева достигло вершины. В эти годы возникают

вдохновенные  статьи о поэзии Тютчева и Пушкина, "Смысл любви" – философский гимн высокому чувству, "Три разговора", где ирония и пародия пополам с апокалипсисом, и главный труд философа - "Оправдание добра". Но силы подорваны. Отправившись в очередное странствие, Соловьев заболевает. Его привозят в подмосковное имение князей Трубецких Узкое. Здесь его настигает смерть.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая философия Соловьева

Преодоление кризиса, в котором оказались философский теизм и

славянофильство, стало главным делом религиозного философа Владимира Соловьева. Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной философии, последователи которой попытались сделать ее идеологически активной уже в

начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства» «гармонический

синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный, эмпирический

и мистический  виды познания; представить историю как процесс

«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.

Свое философское  мировоззрение Владимир Соловьев изложил  в трактате «Философские

начала цельного знания», который может считаться по нынешним определениям

наилучшим образцом философской классики, как учение о сущем, бытии 

и идее.  Именно свое учение о развитии он уже применил к человечеству в

целом. Категорию  развития надо применить и ко всему  миру, и к бытию в целом.

Организм есть единство и цельность. Следовательно, и все бытие тоже

есть единство и цельность. Для Соловьева гораздо  более полноценной философией

является философия  мистическая, но и она слишком  часто оказывается

связанной то с  натурализмом, то с идеализмом. Поэтому и она, по Соловьеву,

требует совершенно новой разработки.

Очень важно  отдать себе отчет в том, что Соловьев понимает под мистицизмом.

«Предмет мистической  философии есть не мир явлений, сводимых к нашим

ощущениям, и  не мир идей, сводимых к нашим мыслям, а живая

действительность  существ в их внутренних жизненных  отношениях; эта

философия занимается не внешним порядком явлений, а внутренним

порядком существ  и их жизни, который определяется их отношением к существу

первоначальному». Соловьевский «мистицизм» есть просто теория бытия и

жизни как всеобщего и целостного организма, если не входить ни в какие

детали.

Разнобой между  философской терминологией и философской сущностью дела у

Владимира Соловьева наблюдается постоянно. Например, под таким термином, как

«церковь», нужно  понимать у Владимира Соловьева, согласно его учению, в первую

очередь всеобщую целостность бытия, или, как он говорит, всеединство.

Поэтому, если отнестись  критически к терминологии Владимира Соловьева, то

совершенно  ничего страшного и ужасного не окажется ни в этом «мистицизме», ни

в этом «всеединстве», ни в «целостности» и ни в этой «церкви». Здесь просто

учение о  жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как

о нерушимой  и всеединой целостности. Учение это мотивируется чисто жизненными

задачами человека, который хочет преодолеть несовершенство жизни и переделать

ее в целях  лучшего будущего.

Свое бытие  Владимир Соловьев понимает, по крайней  мере, в двух, если не

в трех смыслах. У него совершенно отчетливо говорится о противоположности

сущего и  бытия, как это мы констатировали выше. Сущее выше

всякой раздельности, а бытие есть раздельность и множественность.

Теперь же оказывается, что в бытии тоже необходимо различать два

разных бытия. Одно — идеальное, необходимое и то, что философ называет

сущностью. Другое же — реальное, действительное и то, что философ

называет природой. Сказать, что все это разделение вполне ясно, никак

нельзя. Сущее, расчленяясь, становится идеей или, как говорит философ,

Логосом, а эта  идея, или Логос, осуществляясь, создает  реальную

действительность. Здесь можно понять так, что Логос есть только

«акт проявления или откровения», а идея — само проявленное и открытое

сверхсущее. В  общей таблице анализируемых  категорий мы тоже находим тройное

деление: Абсолютное, Логос, Идея.

Не очень  благополучно обстоит здесь дело также и с категорией Логоса.

Логос расчленяется на внутренний, или скрытый, Логос  и открытый

, или проявленный,  Логос. Причем философ вдруг  говорит почему-то о «видимости»,

или «призрачности», этого второго логоса. Дело запутывается еще больше, когда

философ заговаривает о третьем Логосе, «воплощенном или конкретном»,

который он называет также Христом. Ведь христианство мыслит Христа как

воплощение логоса в чувственной материи.

«Третьему или  конкретному Логосу отвечает и конкретная идея, или София».

Другими словами, чистая идея тоже содержит в себе какую-то чистую материю и в

совокупности с этой материей является Софией. Но что это за материя в

чистой идее, об этом можно только догадываться.

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Триединство в философии Соловьева

Из всех своих  основных триад Соловьев более подробно останавливается только на одной — Сущее, Бытие, Сущность. Это же самое тройное деление он представляет еще и в таком виде: Абсолютное, Логос, Идея. Поскольку, однако, цельность предполагает существование всего во всем, то в каждой из

этих трех категорий  снова повторяются те же самые три категории. Получается следующая таблица:

    

 

Сущее

(абсолютное)

Бытие

(логос)

Сущность

(идея)

Абсолютное

Дух

Воля

Благо

Логос

Ум

Представление

Истина

Идея

Душа

Чувство

Красота

Информация о работе Философия Владимира Соловьева