Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:43, реферат
Значительную роль и влияние на развитие мировой философии на рубеже XIX - XX
в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.
Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С.Булгакова и др. Русской
религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно
уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены
мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.
Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в
нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские
мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики.
Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы
и муки затянувшихся преобразований в России.
Краевое автономное
государственное
СПО «ДГТТ имени Сюзева П.И.»
Реферат на тему;
«Философия Владимира Соловьева»
Выполнил: Студент 381 группы
отделения СПО, Пьянков Алексей
Преподаватель: Кугаевская Ольга Владимировна
Добрянка 2012 г
ВВЕДЕНИЕ
Значительную роль и влияние на развитие мировой философии на рубеже XIX - XX
в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.
Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С.Булгакова и др. Русской
религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно
уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены
мировоззренческие итоги многовековой истории развития России.
Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в
нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские
мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики.
Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы
и муки затянувшихся преобразований в России.
Философ и поэт, положивший основание целому направлению в русской поэзии
конца XIX – начала XX в.в., Соловьев был необыкновенным человеком в полном
смысле этого слова. Современников поражала и его внешность, и его ум.
На взгляды Владимира
Соловьева большое влияние
литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-
философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов и у славянофилов.
Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием,
между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и
как существа, наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе
действовать. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и
истину христианства.
СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич
(1853-1900).
Выдающийся русский религиозный философ, прозаик, поэт, публицист, один из
самых оригинальных и глубоких мыслителей конца XIX в.
Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка Сергея
Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших
времен", 16 января 1853 года.
В юные годы ничто не выдавало во Владимире Соловьеве будущего религиозного
мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру. "Это
был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует его приятель. Да и сам
философ признавался, что не верил в божественность Христа, "стал деистом
, а потом атеистом и материалистом". Среднее образование
получил в 5-й московской гимназии, окончив ее с золотой медалью. Затем по
настоянию отца он поступил сначала на историко-филологический факультет, но
быстро перешел на физико-математический. Здесь и началось преображение.
"...Наука не может быть последнею целью жизни, - пишет он своей кузине
Кате Романовой. - Высшая истинная цель жизни другая - нравственная (или религиозная), для которой наука служит одним из средств". Свою жизненную задачу он видит в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную,
гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием. Он покидает естественные науки, экстерном сдает на историко-филологический
факультет и, получив диплом, поступает вольным слушателем в Духовную академию. Его "первою любовью в области философии" был Спиноза. Второе, более значительное увлечение - Шопенгауэр. Но главные философские симпатии, которые он пронесет через всю жизнь, принадлежали Шеллингу. Отталкиваясь от Шеллинга,
используя его терминологию, вдумываясь в поставленные им проблемы, он и будет строить собственную систему взглядов.
Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной
философии (против позитивистов)", которую он защитил в возрасте двадцати одного года. Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства-синтеза, слияния культур. Эту идею он пронесет через всю жизнь.
Вскоре после защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии.
Его покровитель
профессор П.Д.Юркевич
Для пополнения
образования и
стихотворении "Три свидания", ему (увлекавшемуся спиритизмом) явилась сама
Божественная премудрость-София и повелела отправиться в Египет. Там он снова узрел ее - в пустыне, где чуть было не погиб от рук бедуинов, принявших его за нечистого. В Каире, где Соловьев провел зиму, он начал писать диалог "София".
Это первая попытка изложить свои взгляды.
Вернувшись в Россию, Соловьев приступает к систематизации своих идей. В Московском университете читает он курс логики и истории философии, работает над докторской диссертацией, которую защищает в возрасте двадцати семи лет.
Диссертация называется "Критика отвлеченных начал". В начале 1878 года
Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии, которые опубликует под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное, и на восточное христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии. Запад выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в образе "богочеловека".
Восток создал идею "человекобога", олицетворение универсализма. Задача состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа. Идея синтеза владеет умом Соловьева, раньше он отстаивал ее в философии, теперь переносит на религиозные дела, которые в скором будущем поглотят его целиком. На его идее Богочеловечества я остановлюсь чуть позже.
Несмотря на все свои труды, профессором он так и не стал. Петербургский университет держал его по-прежнему в приват-доцентах, вскоре он сам отказался от преподавательской деятельности. Соловьеву не сиделось на одном месте, он
всегда вел неустроенную жизнь странника.
В творчестве Соловьева начинается новый этап. Он отодвигает (на время) философские изыскания и обращается целиком к проблемам религии. Объединение церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная задача. Вчерашний славянофил, он убеждает своих соотечественников в благости латинства, а католикам доказывает правоту православия. Но достается ему и от тех, и от других. "Критика отвлеченных начал" содержала изложение двух первых частей его системы - этики и теории познания. Теперь он начинает работать над третьей частью - эстетикой. Последнее десятилетие жизни Соловьева – наиболее плодотворное. Дарование Соловьева достигло вершины. В эти годы возникают
вдохновенные статьи о поэзии Тютчева и Пушкина, "Смысл любви" – философский гимн высокому чувству, "Три разговора", где ирония и пародия пополам с апокалипсисом, и главный труд философа - "Оправдание добра". Но силы подорваны. Отправившись в очередное странствие, Соловьев заболевает. Его привозят в подмосковное имение князей Трубецких Узкое. Здесь его настигает смерть.
Теоретическая философия Соловьева
Преодоление кризиса,
в котором оказались
славянофильство,
стало главным делом
начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства» «гармонический
синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный, эмпирический
и мистический виды познания; представить историю как процесс
«богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации.
Свое философское мировоззрение Владимир Соловьев изложил в трактате «Философские
начала цельного знания», который может считаться по нынешним определениям
наилучшим образцом философской классики, как учение о сущем, бытии
и идее. Именно свое учение о развитии он уже применил к человечеству в
целом. Категорию развития надо применить и ко всему миру, и к бытию в целом.
Организм есть единство и цельность. Следовательно, и все бытие тоже
есть единство и цельность. Для Соловьева гораздо более полноценной философией
является философия мистическая, но и она слишком часто оказывается
связанной то с натурализмом, то с идеализмом. Поэтому и она, по Соловьеву,
требует совершенно новой разработки.
Очень важно отдать себе отчет в том, что Соловьев понимает под мистицизмом.
«Предмет мистической философии есть не мир явлений, сводимых к нашим
ощущениям, и не мир идей, сводимых к нашим мыслям, а живая
действительность существ в их внутренних жизненных отношениях; эта
философия занимается не внешним порядком явлений, а внутренним
порядком существ и их жизни, который определяется их отношением к существу
первоначальному». Соловьевский «мистицизм» есть просто теория бытия и
жизни как всеобщего и целостного организма, если не входить ни в какие
детали.
Разнобой между философской терминологией и философской сущностью дела у
Владимира Соловьева наблюдается постоянно. Например, под таким термином, как
«церковь», нужно понимать у Владимира Соловьева, согласно его учению, в первую
очередь всеобщую целостность бытия, или, как он говорит, всеединство.
Поэтому, если отнестись критически к терминологии Владимира Соловьева, то
совершенно ничего страшного и ужасного не окажется ни в этом «мистицизме», ни
в этом «всеединстве», ни в «целостности» и ни в этой «церкви». Здесь просто
учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как
о нерушимой и всеединой целостности. Учение это мотивируется чисто жизненными
задачами человека, который хочет преодолеть несовершенство жизни и переделать
ее в целях лучшего будущего.
Свое бытие Владимир Соловьев понимает, по крайней мере, в двух, если не
в трех смыслах. У него совершенно отчетливо говорится о противоположности
сущего и бытия, как это мы констатировали выше. Сущее выше
всякой раздельности, а бытие есть раздельность и множественность.
Теперь же оказывается, что в бытии тоже необходимо различать два
разных бытия. Одно — идеальное, необходимое и то, что философ называет
сущностью. Другое же — реальное, действительное и то, что философ
называет природой. Сказать, что все это разделение вполне ясно, никак
нельзя. Сущее, расчленяясь, становится идеей или, как говорит философ,
Логосом, а эта идея, или Логос, осуществляясь, создает реальную
действительность. Здесь можно понять так, что Логос есть только
«акт проявления или откровения», а идея — само проявленное и открытое
сверхсущее. В общей таблице анализируемых категорий мы тоже находим тройное
деление: Абсолютное, Логос, Идея.
Не очень благополучно обстоит здесь дело также и с категорией Логоса.
Логос расчленяется на внутренний, или скрытый, Логос и открытый
, или проявленный, Логос. Причем философ вдруг говорит почему-то о «видимости»,
или «призрачности», этого второго логоса. Дело запутывается еще больше, когда
философ заговаривает о третьем Логосе, «воплощенном или конкретном»,
который он называет также Христом. Ведь христианство мыслит Христа как
воплощение логоса в чувственной материи.
«Третьему или конкретному Логосу отвечает и конкретная идея, или София».
Другими словами, чистая идея тоже содержит в себе какую-то чистую материю и в
совокупности с этой материей является Софией. Но что это за материя в
чистой идее, об этом можно только догадываться.
Триединство в философии Соловьева
Из всех своих основных триад Соловьев более подробно останавливается только на одной — Сущее, Бытие, Сущность. Это же самое тройное деление он представляет еще и в таком виде: Абсолютное, Логос, Идея. Поскольку, однако, цельность предполагает существование всего во всем, то в каждой из
этих трех категорий снова повторяются те же самые три категории. Получается следующая таблица:
Сущее (абсолютное) |
Бытие (логос) |
Сущность (идея) | |
Абсолютное |
Дух |
Воля |
Благо |
Логос |
Ум |
Представление |
Истина |
Идея |
Душа |
Чувство |
Красота |