Философия власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Интересующая нас прежде всего философия власти (англ. philosophy of power) — это область знаний на стыке философии, кратологии, права и политологии. Проблема власти во всех ее аспектах продолжает занимать умы, как профессиональных политиков, так и теоретиков - философов, социологов, политологов, ученых самых разных специальностей. Без преувеличения можно сказать, что любая социально-политическая доктрина отводит проблеме власти и механизмам ее реализации центральное место.

Файлы: 1 файл

хор.docx

— 20.44 Кб (Скачать файл)

Начало. Философия власти.

 

Интересующая нас прежде всего философия власти (англ. philosophy of power) — это область знаний на стыке философии, кратологии, права  и политологии. Проблема власти во всех ее аспектах продолжает занимать умы, как профессиональных политиков, так и теоретиков - философов, социологов, политологов, ученых самых разных специальностей. Без преувеличения можно сказать, что любая социально-политическая доктрина отводит проблеме власти и механизмам ее реализации центральное место. Власть уже не принадлежит одному человеку или группе людей, она уже представляет собой (как отмечает Фуко) не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, т.е. "отношение отношений", неперсонифицированное и неовеществлённое, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил. Понятие "власть" относится к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т.д.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость  в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения. Другими словами, без отношений власти человеческая цивилизация невозможна.

Сказанное позволяет дать в самом первом подходе определение  власти как таковой (т.е. независимо от ее конкретных форм). В своем общем  значении понятие "власть" означает право и возможность одних  повелевать, распоряжаться и управлять  другими; способность и возможность  одних осуществлять свою волю по отношению  к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Конечно, каждая форма проявления власти заслуживает внимания и изучения. И этим занимаются соответствующие  научные дисциплины. На современные  исследования власти, включающие как  определение этого понятия, так  и последующую концептуализацию, сильное влияние оказал М.Вебер. Многочисленные последователи продолжили и развили в свете новых  эмпирических и теоретических изысканий  основные линии признанного "классическим" веберовского анализа. Вебер не ограничивал формы проявления власти исключительно принуждением и насилием, признавая роль убеждения, влияния, авторитета и т.п. Феномен власти анализируется им с различных точек зрения: психологической, социологической, экономической, политической, этической.

Т.Парсонс, например, усматривает  суть индивидуальной власти в том, что  она выражает отношение господства одного индивида над другим посредством  манипулирования позитивными и  негативными санкциями. Это отношение, по Парсонсу, может быть сравнимо с обменом в экономической области, посредством которого стороны взаимно предлагают друг другу материальные блага или инструментальные услуги. Политическая же власть в отличие от индивидуальной - символическое и интернализованное средство господства, цель которого - организация коллективного действия.

Так, согласно Г.Лассуэллу  и А.Каплану, уделявшим большое  внимание проблеме соотношения политики и психологии, "политическая наука  занимается властью в целом, во всех ее существующих формах. Основной тенденцией рассмотрения властных отношений является их психологизация.

Власть определяют чаще всего  как межличностное отношение, позволяющее  одному индивиду изменять поведение  другого. Власть - это такие "отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответственные единицы) зависит при некоторых обстоятельствах от поведения других единиц (контролирующие единицы)". Для более смягченного варианта этого определения власть есть "потенциальная способность, которой располагает группа или индивид, чтобы с его помощью влиять на другого".

Сохраняя момент принудительности, характерный для Вебера, некоторые  авторы определяют власть как "способность  одного индивида или группы осуществлять свою волю в отношении других - либо через страх, либо отказывая в  обычных вознаграждениях, либо в  форме наказания и вопреки  неизбежному сопротивлению; все  эти способы воздействия представляют собой негативные санкции". Общим моментом этих определений является то, что властные отношения интерпретируются в них прежде всего как отношения двух партнеров, воздействующих друг на друга в процессе взаимодействия.

 

«Политика» Аристотеля (384-322 до н. э.) начинается словами: «Всякое  государство представляет собой  некую форму общежития». Политическое устройство предполагает власть закона. «Закону страсть не причастна». Аристотель подчеркивал, что «государство по своей  природе - множество», оно «состоит из многих частей». Одни народы поддаются  только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная  политическая жизнь.

 

 

ВСЕ.

 

 

ФИЛОСОФИЯ ВЛАСТИ. Она вправе оцениваться как важная самостоятельная наука в системе  учений о власти, дающая философскую  интерпретацию власти, этого уникального  общественного явления, необходимого и в принципе разумного регулятора общественных отношений и человеческого  поведения. Именно философия власти позволяет понять, что истоки возникновения власти уходят в общественную природу человека и связаны с совокупностью его материальных и духовных потребностей и интересов, а также с потребностью в таком общественном институте, как власть во всем многообразии ее видов и проявлений, и особенно с возникновением малых и больших общественных групп людей (семей, слоев, классов, сословий, партий, стран, наций).

Понятие «власть» возникло в древнегреческих городах. На их территории появилась необходимость регулирования взаимоотношений граждан и достижения их общих интересов. Так зародилась власть как насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей.

Одну из первых теорий управления создал Конфуций (551-478 до н. э.). Он разработал концепцию человека, благородного не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Конфуций считал, что такой человек, прежде всего, должен любить людей, быть гуманистом, справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям, с особым почтением относиться к родителям и старикам. Закон идеальных отношений выражался принципом: «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». Конфуций отмечал: «Достигни любви народной - и ты достигнешь власти, если же потеряешь любовь народную, то потеряешь власть».

Древнегреческий философ  Платон (427-347 до н. э.) трактовал государство  как максимально возможное воплощение идей мира в земной общественно-политической жизни. Справедливость состоит в  том, чтобы заниматься своим делом  и не вмешиваться в чужие дела. Она требует соответствующей  иерархической подчиненности во имя целого. «Бог, вылепивший людей, в тех из них, кто способен править, примешал при рождении золото, в  их помощников - серебро, а в земледельцев и ремесленников - железа и меди». В идеальном государстве Платона  нет частной собственности, женщины  уравнены в правах с мужчинами, детей  воспитывает государство, справедливое управление принадлежит лучшим и  благородным.

«Политика» Аристотеля (384-322 до н. э.) начинается словами: «Всякое  государство представляет собой  некую форму общежития». Политическое устройство предполагает власть закона. «Закону страсть не причастна». Аристотель подчеркивал, что «государство по своей  природе - множество», оно «состоит из многих частей». Одни народы поддаются  только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная  политическая жизнь.

 


Информация о работе Философия власти