Философия Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:19, доклад

Описание работы

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.

Файлы: 1 файл

философия возрождение.doc

— 44.50 Кб (Скачать файл)

Филостфия Возрождения

Философия Возрождения— направление  в европейской философии  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XV"XV— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_век"XVI веков. Характеризуется неприятием официальной HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Католицизм"католической религиозности и интересом к человеческой HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Личность"личности. Внутри HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманизм"течения гуманистов этот интерес выразился в идеях HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Ренессансный_гуманизм"классического гуманизма и способствовал утверждению HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Практика_(философия)"практического HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Критерий"критерия HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Истина"истины ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Опыт"опыт+польза), который лёг в основу HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Методология"методологии современных HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Естественные_науки"естественных наук. Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Антропоцентризм"антропоцентрическое.

В эпоху Возрождения индивид  приобретает гораздо большую  самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ  человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения  культ красоты. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в  эту эпоху ставится своеобразие  и уникальность каждого индивида.

В эпоху Возрождения философия  вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается  к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое  отношение к природе как несамостоятельной  сфере.

В понимании природы, так  же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет  свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь  как бы сливается с природой, а  последняя тем самым обожествляется.

Натурфилософы Возрождения, например знаменитый немецкий врач, алхимик и астролог Парацельс применял магико-алхимическое понимание природы, выраженное стремлением управлять природой с помощью тайных, оккультных сил, характерное именно для XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить идею творения: мировая душа представлялась как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа обретает самостоятельность и не нуждается больше в потустороннем начале.

 

HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"Ренессансный гуманизм,классический гуманизм—  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Европа"европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Ренессанс"Ренессанса. Возникло во HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Флоренция"Флоренции в середине HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XIV_век"XIV века, существовало до середины HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_век"XVI века; с конца HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XV_век"XV века перешло в Германию, Францию, отчасти в Англию и другие страны.

Ренессансный  гуманизм является первой стадией развития HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманизм"гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени[1]. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"В Ренессанс царила идея окультуривания, «возделывания» души путем изучения античных авторов, способность через гуманистические занятия осуществить и выявить все возможности, заложенные природой в индивидууме. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуарино_Веронезе"Гуарино Веронезе писал: «нет ничего более пригодного и подобающего для приобретения добродетелей и благонравия, чем усердное чтение ученых античных писателей». Гуманисты верили, что через гуманистические занятия человек сможет реализовать все возможности, заложенные в индивидууме, культивировать свои «достоинства». Для Петрарки studia humanitatis были прежде всего средством самопознания.

HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"Э.Гарен толкует ренессансный гуманизм как новое миропонимание, которое привело к всестороннему изменению культуры и явилось важным этапом в истории и философии, и всего мышления в целом. Центром интересов гуманистов являлась «словесность»— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Филология"филология и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Риторика"риторика, в центре философии было Слово, царил культ прекрасной и чистой классической речи. Слово отождествлялось с Знанием и Добродетелью, оно понималось как воплощение универсальной и божественной человеческой природы, как её гармонический HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Этос"этос и инструмент практической деятельности человека в кругу друзей, семьи и родной общины (идеал homo civilis).

Гуманистическая «словесность» позволила выработать новое мировоззрение, которое было проникнуто критицизмом, светскостью, противопоставляло себя темам и  методам средневековой  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Схоластика"схоластики и, вдобавок, дало возможность впервые возникнуть пониманию исторической дистанции по отношению к античности

HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"

HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"

HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"

HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"Николай Кузанский, настоящее имя— Николай Кребс; прозвание Кузанский получил из-за места рождения— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Бернкастель-Кус"Куза на HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозель"Мозеле (1401—1464)— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Теолог"теолог (был HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Кардинал"кардиналом при папе HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Пий_II"Пии II), философ, крупный учёный, особенно значимы его исследования в области HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Математика"математики, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Астрономия"астрономии и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/География"географии. Высказывал идею единства Бога и его проявления в природе (см. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеизм"пантеизм). Предлагал HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Гелиоцентрическая_система_мира"гелиоцентрическую систему мира, вселенную считал бесконечной, считается, что его идеи оказали влияние на HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Джордано_Бруно"Джордано Бруно, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Коперник,_Николай"Николая Коперника и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Галилей,_Галилео"Галилея. Подчёркивал познавательную мощь человека («человек есть его ум»), уподобляя творческие способности божественным. Одной из центральных тем его философии являются сомнения и противоречия. Он рассуждал о границах применимости HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_противоречия"закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы.

 

 

 

HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Джордано_Бруно"Джордано Бруно (1548—1600)— итальянский философ, один из последних представителей философии HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпоха_Возрождения"эпохи Возрождения. Придерживался HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеизм"пантеизма, согласно которому Бог отождествляется с мировым целым. Призывал познавать не сверхприродного Бога, а саму природу, являющуюся «Богом в вещах». Разделял HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Гелиоцентрическая_теория"гелиоцентрическую теорию HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Коперник_Н."Николая Коперника, высказывал идею HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектика"диалектического единства противоположностей (на бесконечности прямая смыкается в окружность, периферия совпадает с центром, материя сливается с формой). Единицей сущего считал монаду, в деятельности которой оказываются слиянной телесное и духовное, объект и субъект. «Монадой монад» является Бог. В этических воззрениях придерживался идеи «героического энтузиазма» и безграничной любви к бесконечности, возвышающей людей. 17 февраля 1600г. был заживо сожжён как HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Еретик"еретик на площади Цветов в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Рим"Риме после 8-летнего заключения .

Главнейшим положением космологии Бруно было учение о бесконечности: “Вселенная есть бесконечная субстанция, бесконечное тело в бесконечном пространстве, т. е. пустой и в то же время наполненной бесконечности. Поэтому Вселенная (universum) – одна, миры же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна”, – писал Бруно в “Камераценском акротизме” [110, т. 1, ч. 1, с. 173].

Вне Вселенной нет ничего, ибо она представляет собой все  сущее, все бытие. Она вечна, не сотворена  богом, неподвижна. Неподвижность Вселенной следует понимать лишь как невозможность перемещения ее в другое место, ибо такого места, такой пустоты вне ее не существует; в самой же Вселенной постоянное изменение, непрерывное движение и развитие происходят вечно.

В борьбе за космологию бесконечной  Вселенной Бруно должен был опровергнуть доводы как аристотелевской философии, так и католического богословия, согласно которому бесконечность является исключительным атрибутом бога, созданный  же им мир неизбежно ограничен в пространстве. Бруно отвергает схоластическое представление о замкнутом мире, вне которого нет ничего – ни тела, ни пустоты, ни пространства, но только Бог-Перводвигатель. Но Стагирит, пожелав ограничить пределы пространства, Все же не в силах его заключить в неприступные стены. И, вопрошая себя, где же высшие неба пределы, Если ни тело его не содержит в себе, ни поверхность, Ни пустота, ни пространство, ни что-либо рода такого, Что содержало б иное в себе, обнимая собою,– Делает вывод, что мир помещается «в собственном месте»

[там же, с. 221].

Этот ответ  вполне логичный с точки зрения перипатетического  учения о пространстве-месте, есть, по мнению Бруно, не ответ, а словесная  уловка. Схоластическое богословие, чтобы  “избежать пустоты и небытия” вне мира, утверждает, что “вне мира находится разумное и божественное существо, так как бог есть место всех вещей” [20, с. 305].

 

 


Информация о работе Философия Возрождения