Филостфия
Возрождения
Философия Возрождения— направление
в европейской философии HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XV"XV— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_век"XVI
веков. Характеризуется неприятием
официальной HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Католицизм"католической религиозности и интересом
к человеческой HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Личность"личности. Внутри HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманизм"течения
гуманистов этот интерес выразился в идеях HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Ренессансный_гуманизм"классического
гуманизма и способствовал утверждению HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Практика_(философия)"практического HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Критерий"критерия HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Истина"истины ( HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Опыт"опыт+польза), который лёг в основу HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Методология"методологии современных HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Естественные_науки"естественных
наук. Философское мышление этого
периода можно охарактеризовать как HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Антропоцентризм"антропоцентрическое.
В эпоху Возрождения индивид
приобретает гораздо большую
самостоятельность, он все чаще представляет
не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда
вырастает новое самосознание человека
и его новая общественная позиция: гордость
и самоутверждение, сознание собственной
силы и таланта становятся отличительными
качествами человека. Индивид эпохи Возрождения
склонен приписывать все свои заслуги
самому себе. Разносторонность - вот идеал
возрожденческого человека. Человек становится
творцом самого себя. В результате человек
уже не нуждается в божественной благодати
для своего спасения. По мере того как
человек осознает себя в качестве творца
собственной жизни и судьбы, он оказывается
и неограниченным господином над природой.
В период возрождения огромную
значимость приобретает искусство,
и как результат, возникает культ
человека-творца. Творческая деятельность
приобретает своего рода сакральный (священный)
характер.
С антропоцентризмом связан
характерный для Возрождения
культ красоты. В эпоху Возрождения,
как никогда раньше, возросла ценность
отдельного человека. Выше всего в
эту эпоху ставится своеобразие
и уникальность каждого индивида.
В эпоху Возрождения философия
вновь обращается к изучению природы.
Интерес к натурфилософии усиливается
к концу XV - началу XVI века по мере того,
как пересматривается средневековое
отношение к природе как несамостоятельной
сфере.
В понимании природы, так
же как и в трактовке человека,
философия Возрождения имеет
свою специфику - природа трактуется
пантеистически. Христианский Бог здесь
как бы сливается с природой, а
последняя тем самым обожествляется.
Натурфилософы Возрождения,
например знаменитый немецкий врач, алхимик
и астролог Парацельс применял магико-алхимическое
понимание природы, выраженное стремлением
управлять природой с помощью тайных,
оккультных сил, характерное именно для
XV-XVI веков. Натурфилософы стремились устранить
идею творения: мировая душа представлялась
как имманентная самой природе жизненная
сила, благодаря которой природа обретает
самостоятельность и не нуждается больше
в потустороннем начале.
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"Ренессансный
гуманизм,классический гуманизм—
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Европа"европейское интеллектуальное движение,
являющееся важным компонентом HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Ренессанс"Ренессанса. Возникло во HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Флоренция"Флоренции в середине HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XIV_век"XIV
века, существовало до середины HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_век"XVI
века; с конца HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/XV_век"XV века перешло в Германию, Францию,
отчасти в Англию и другие страны.
Ренессансный
гуманизм является первой стадией развития HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманизм"гуманизма, движением, в котором гуманизм
впервые выступил как целостная система
взглядов и широкое течение общественной
мысли, вызвав подлинный переворот в культуре
и мировоззрении людей того времени[1].
Основной идеей ренессансных гуманистов
было улучшение человеческой природы
через изучение античной литературы.
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"В
Ренессанс царила идея окультуривания,
«возделывания» души путем изучения античных
авторов, способность через гуманистические
занятия осуществить и выявить все возможности,
заложенные природой в индивидууме. HYPERLINK
"http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуарино_Веронезе"Гуарино
Веронезе писал: «нет ничего более пригодного
и подобающего для приобретения добродетелей
и благонравия, чем усердное чтение ученых
античных писателей». Гуманисты верили,
что через гуманистические занятия человек
сможет реализовать все возможности, заложенные
в индивидууме, культивировать свои «достоинства».
Для Петрарки studia humanitatis были прежде всего
средством самопознания.
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"Э.Гарен
толкует ренессансный гуманизм как новое
миропонимание, которое привело к всестороннему
изменению культуры и явилось важным этапом
в истории и философии, и всего мышления
в целом. Центром интересов гуманистов
являлась «словесность»— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Филология"филология и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Риторика"риторика, в центре философии было Слово,
царил культ прекрасной и чистой классической
речи. Слово отождествлялось с Знанием
и Добродетелью, оно понималось как воплощение
универсальной и божественной человеческой
природы, как её гармонический HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Этос"этос и инструмент практической
деятельности человека в кругу друзей,
семьи и родной общины (идеал homo civilis).
Гуманистическая
«словесность» позволила выработать
новое мировоззрение, которое было
проникнуто критицизмом, светскостью,
противопоставляло себя темам и
методам средневековой HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Схоластика"схоластики и, вдобавок, дало возможность
впервые возникнуть пониманию исторической
дистанции по отношению к античности
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Николай_Кузанский"Николай
Кузанский, настоящее имя— Николай Кребс;
прозвание Кузанский получил из-за места
рождения— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Бернкастель-Кус"Куза на HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Мозель"Мозеле (1401—1464)— HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Теолог"теолог (был HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Кардинал"кардиналом при папе HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Пий_II"Пии
II), философ, крупный учёный, особенно
значимы его исследования в области HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Математика"математики, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Астрономия"астрономии и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/География"географии. Высказывал идею единства
Бога и его проявления в природе (см. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеизм"пантеизм). Предлагал HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Гелиоцентрическая_система_мира"гелиоцентрическую
систему мира, вселенную считал бесконечной,
считается, что его идеи оказали влияние
на HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Джордано_Бруно"Джордано
Бруно, HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Коперник,_Николай"Николая
Коперника и HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Галилей,_Галилео"Галилея. Подчёркивал познавательную
мощь человека («человек есть его ум»),
уподобляя творческие способности божественным.
Одной из центральных тем его философии
являются сомнения и противоречия. Он
рассуждал о границах применимости HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_противоречия"закона
противоречия в математическом познании,
и о возможности применения математических
понятий в познании природы.
HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Джордано_Бруно"Джордано
Бруно (1548—1600)— итальянский философ,
один из последних представителей философии HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Эпоха_Возрождения"эпохи
Возрождения. Придерживался HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Пантеизм"пантеизма, согласно которому Бог отождествляется
с мировым целым. Призывал познавать не
сверхприродного Бога, а саму природу,
являющуюся «Богом в вещах». Разделял HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Гелиоцентрическая_теория"гелиоцентрическую
теорию HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Коперник_Н."Николая
Коперника, высказывал идею HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Диалектика"диалектического единства противоположностей
(на бесконечности прямая смыкается в
окружность, периферия совпадает с центром,
материя сливается с формой). Единицей
сущего считал монаду, в деятельности
которой оказываются слиянной телесное
и духовное, объект и субъект. «Монадой
монад» является Бог. В этических воззрениях
придерживался идеи «героического энтузиазма»
и безграничной любви к бесконечности,
возвышающей людей. 17 февраля 1600г. был
заживо сожжён как HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Еретик"еретик на площади Цветов в HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/Рим"Риме после 8-летнего заключения
.
Главнейшим положением космологии
Бруно было учение о бесконечности: “Вселенная
есть бесконечная субстанция, бесконечное
тело в бесконечном пространстве, т. е.
пустой и в то же время наполненной бесконечности.
Поэтому Вселенная (universum) – одна, миры
же бесчисленны. Хотя отдельные тела обладают
конечной величиной, численность их бесконечна”,
– писал Бруно в “Камераценском акротизме”
[110, т. 1, ч. 1, с. 173].
Вне Вселенной нет ничего,
ибо она представляет собой все
сущее, все бытие. Она вечна, не сотворена
богом, неподвижна. Неподвижность Вселенной
следует понимать лишь как невозможность
перемещения ее в другое место, ибо такого
места, такой пустоты вне ее не существует;
в самой же Вселенной постоянное изменение,
непрерывное движение и развитие происходят
вечно.
В борьбе за космологию бесконечной
Вселенной Бруно должен был опровергнуть
доводы как аристотелевской философии,
так и католического богословия,
согласно которому бесконечность является
исключительным атрибутом бога, созданный
же им мир неизбежно ограничен в
пространстве. Бруно отвергает схоластическое
представление о замкнутом мире, вне которого
нет ничего – ни тела, ни пустоты, ни пространства,
но только Бог-Перводвигатель. Но Стагирит,
пожелав ограничить пределы пространства,
Все же не в силах его заключить в неприступные
стены. И, вопрошая себя, где же высшие
неба пределы, Если ни тело его не содержит
в себе, ни поверхность, Ни пустота, ни
пространство, ни что-либо рода такого,
Что содержало б иное в себе, обнимая собою,–
Делает вывод, что мир помещается «в собственном
месте»
[там же, с. 221].
Этот ответ
вполне логичный с точки зрения перипатетического
учения о пространстве-месте, есть,
по мнению Бруно, не ответ, а словесная
уловка. Схоластическое богословие, чтобы
“избежать пустоты и небытия”
вне мира, утверждает, что “вне мира находится
разумное и божественное существо, так
как бог есть место всех вещей” [20, с. 305].