Философия Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения - Ренессанс (примерные границы - XIV - XVI вв.) - одна из самых ярких в истории человечества. То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV веке, а в XV веке достигло расцвета. В XVI веке культура Ренессанса стала общеевропейским явлением - прежде всего западноевропейским. Этот период ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли.

Файлы: 1 файл

К.Р. Философия.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления  и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Пико делла Мирандола  усиливает пантеистическую тенденцию  в философии, согласно которой Бог как сущность вещей находится всюду. По его мнению, "Бога мы постигаем прежде всего как всеобщность всякого акта, полноту самого бытия". Постижение мира, согласно Пико, демонстрирует вездесущность Бога, являющегося основой единства мира".

"Речь о достоинстве  человека" - одно из самых знаменитых  свидетельств ренессансного мировоспитания, законченное выражение философского  учения о достоинстве и высоком  назначении человека, об уникальном  положении в космической иерархии. Человек, наделенный свободной волей, сам формирует свою сущность, определяет свое место в мире, и это уподобляет его Богу. Пико полагал, что истина едина, в каких бы философских и религиозных обличиях она не проявлялась; он стремился к всеобщему "примирению философов".

2.3 Натурфилософия

Высшим результатом  философской эволюции эпохи Возрождения  явилась натурфилософия, под которой  мыслители понимали не только предмет  своего исследования, философию природы, но и естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям. Натурфилософия уступает философии нового времени, которая возникает вне завершившей своё развитие философии Возрождения - будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической (механической) картины мира.

Представители натурфилософии:

    • Обосновывали материалистический взгляд на мир;
    • Стремились отделить философию от теологии;
    • Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
    • Выдвигали новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной;
    • Считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму.

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей.

Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой "великих  открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда впервые  представилась возможность выйти за пределы "мира", известного античной и средневековой географии, предшествовали многочисленным важным открытиям в самых различных областях естествознания. Однако ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений и открытий не имело такого исключительно важного значения, как создание великим польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической системы мира.

Опубликованная в 1543 г. книга Николая Коперника "О  вращениях небесных сфер" не только определила характер научной революции XVI в., но сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире. В ней возрождается, развивается, математически обосновывается древняя идея гелиоцентризма: Земля не является центром мира и не стоит на месте. Она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами - вокруг Солнца.

Коренному пересмотру подвергался  и вопрос о причине и характере  движения небесных тел. Коперник объясняет  движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, т.е. их природой. Благодаря этому отпадает надобность во внешних двигателях ("интеллигенциях" схоластической философии, "ангелах" схоластической теологии), и бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. Тем самым не только в космологию, но и в философскую картину мира вводился принцип самодвижения тел.

Разрушение иерархической  системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом  коперниканства. Именно вокруг новой  космологии будут идти главные идеологические битвы XVI - начала XVII в. Подлинный смысл революции - не только в естествознании, но и в философии, которую произвела книга Николая Коперника, раскроет в своем творчестве Джордано Бруно.

Как философ Бруно  испытал влияние идей неоплатонизма  и ранней греческой философии. Он считал целью философии познание природы, являющейся "Богом в вещах". Убежденный сторонник теории Коперника, Бруно развивал учение о подобии Земли и небес, множестве миров ("О бесконечности, Вселенной и мирах"). Возрождая суждения древнегреческих атомистов, философ выдвинул учение о "монадах", минимальных неделимых частицах, в деятельности которых сливаются телесное и духовное, объект и субъект ("О причине, начале, едином"). Высшая субстанция есть "монада монад", или Бог. Вселенная и природа у Бруно совпадает с Богом.

Этика Бруно проникнута утверждением "героического энтузиазма", любви к бесконечному, возвышающей  человека над повседневностью и  уподобляющей его божеству.

Почти все открытия Галилея положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. До сих пор католическая церковь была вынуждена терпеть воззрения тех ученых, которые признавали теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу в качестве теории невозможно. Теперь же, когда эти доказательства появились, римская курия принимает решение, запрещающее всякую пропаганду взглядов Коперника, даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника "Об обращении небесных сфер" вносится в "Список запретных книг".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Эпоха Возрождения —  знаменуют собой разрыв со средневековой  традицией и переход к новому времени. Этот этап явился закономерным и необходимым в истории философской  мысли. Не было непосредственного перехода от “Сводов" Фомы Аквинского к “Рассуждению о методе” Декарта, от поисков парижских и оксфордских номиналистов XIV в. к новой физике и механике Галилея. Однако было бы неверно сводить роль философии Возрождения только к разрушению или изживанию схоластической традиции. Мыслителями XIV-XVI вв. была разработана картина мира и человека, глубоко отличная от средневековой.

Таким образом, культура эпохи Возрождения подготовила  интенсивное развитие философских  достижений Нового времени. И самое  главное — произошло изменение  направления развития мысли от схоластики к реальности, обращение философской мысли к человеку и природе, философии и науке была придана практическая направленность — с этого времени не Бог, а человек привлекает все большее внимание философии и культуры. Предложенная ей схема устройства мироздания была еще во многом наивной и даже фантастической по сравнению с более строгой механистической концепцией мира Нового времени. Философию Ренессанса отмечал переходный характер, однако многие из ее новаторских идей были развиты всей философской и естественнонаучной традицией следующих веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.
  2. Грядовой Д.И. Философия: структурированный учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 383 с.
  3. Курбатов В.И. История философии. Конспект. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 448 с.
  4. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:,1980.
  5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М.: Логос, 2002.
  6. Введение в философию. Под ред. А.Л. Субботина. М.: Центр, 2001. - 365 с.

Информация о работе Философия Возрождения