«Философия всеединства» Вл. Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Соловьев пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских конфессий. Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки. Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее.

Содержание работы

Введение 3
Соловьев В.С. Биографические сведения. 4
«Философия всеединства» Вл. Соловьева. 6
Жизненный путь и этапы творчества Бердяева 8
Экзистенциально-религиозная философия Н.А. Бердяева 10
Заключение 15
Библиографический список 16

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

Предмет и задачи философии  Бердяев однозначно определяет с  экзистенциально-антропологических  позиций: философия призвана познавать  бытие из человека и через человека, черпая содержание свое в духовном опыте и духовной жизни. Поэтому  основной философской дисциплиной должна быть философская антропология.

Большое влияние на формирование философских взглядов Бердяева оказала  теория познания Канта. Он был «потрясен» кантовским различением мира явлений  и мира вещей в себе, порядка  природы и порядка свободы. Показав, что объект порождается субъектом, Кант раскрыл возможность построения метафизики, исходя из субъекта, обоснования философии свободы, т. е. экзистенциальной метафизики. Однако Бердяев считает, что, хотя он многим обязан немецкой идеалистической философии, все же никогда не был ей полностью привержен и стремился ее преодолеть, учитывая, что развитие немецкого идеализма после Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля шло в направлении устранения «вещи в себе», утери свободы в необходимости торжествующего мирового разума. При таком подходе бытие разлагается, заменяется противостоящими друг другу субъектом и объектом познает не живой человек, а некий абстрактный гносеологический субъект, находящийся вне бытия и познающий не бытие, как токовое, а мысленно создаваемый  специально для познания объект. В результате подлинное бытие исчезает и из объекта, а человек превращается в функцию, орудие «мирового духа».

Из этого вытекает, что экзистенциальная философия  призвана быть познанием смысла бытия  через субъект, а не через объект. Смысла вещей раскрывается не в объекте, входящем в мысль, и не в субъекте, конструирующем свой мир, а в третьей, не объективной и не субъективной сфере — в духовном мире. Дух — это свобода и свободная энергия, прорывающаяся в природный и исторический мир. Духовная сила в человеке, по Бердяеву, изначально носит не только собственно человеческий, но и богочеловеческий характер, поскольку ее корни заключены в высшем духовном существе — Боге.

Хотя понимание Бердяевым  задач философии во многом идет в русле идей основоположников философии экзистенциализма, но имеются и существенные отличия. Так, признавая М. Хайдеггера самым сильным из современных экзистенциальных философов, Бердяев вместе с тем подвергает критике его попытку построить еще одну онтологию, по сути дела таким же путем, каким строит ее рациональная академическая философия. Хайдеггер, по существу, развивает не философию «экзистенции», а лишь философию не личного человеческого существования, заброшенного в мир обыденности, заботы, страха покинутости и неизбежной смерти. Бердяев упрекает Хайдеггера в том, что он не оставляет человеку возможности прорыва в бесконечность, в сферу божественного, в результате чего человек оказывается в положении «богооставленности». В противовес этому пессимизму он видит свою задачу в том, чтобы развивать экзистенциальную диалектику божественного и человеческого, совершающуюся в самой глубине бытия человека. При этом используется метод творческой интуиции, интуитивного раскрытия универсального в индивидуальном, личностного характера духовно-религиозного опыта.

Другое отличие философии  Бердяева от традиционного  экзистенциализма заключается в том, что в ней  не употребляются свойственные экзистенциализму понятия «экзистенция», «бытие-в-мире»  и другие «экзистенциалы». Важнейшей категорией его философствования является личность. Теоретики же экзистенциализма, напротив, употребляют это понятие крайне редко, поскольку считают, что оно традиционно обременено социальными, предметно-заземленными характеристиками, «заслоняющими» подлинную, непредметную экзистенцию человека и вследствие этого мешающими познанию его собственного достоинства, его сокровенной сути.

Из этого следует, что Бердяева скорее стоило бы назвать экзистенциально мыслящим философом, а не просто последователем философии экзистенциализма как сложившегося течения. Понятия «экзистенциальный тип мышления» и «экзистенциализм» — не одно и то же. Первое носит более широкий характер и обозначает метод философствования, свойственный не только теоретикам экзистенциализма, но и философии жизни, творчеству Достоевского и других «экзистенциальных» писателей. И не случайно сам Бердяев в разных местах определяет свои взгляды не только как философию «экзистенциального типа», но и как персонализм, философию духа и эсхатологическую метафизику.

Окружающий человека объективный мир представляется Бердяеву не настоящим. Поэтому целью  экзистенциального познания, он считает, должно быть не отражение объективированной действительности, а нахождение ее смысла. Разум имеет тенденцию все превращать в объект, из которого исчезает экзистенциальность. Вследствие изначальной пораженности человека первородным грехом происходит его подчинение условиям пространства, времени, причинности, выбрасывание человека вовне, иными словами, — объективация. Это понятие — одно из важнейших в философии Бердяева. Оно образует как бы антипод другим основополагающим понятиям — свободному духу и творчеству. Объективация есть результат не только мысли, но и известного состояния субъекта, при котором происходит его отчуждение. Объективация умственных образований начинает жить самостоятельной жизнью и порождает псевдореальности. Бердяев устанавливает следующие основные признаки объективации: 1) отчуждение объекта (мира явлений) от субъекта бытия (личности), 2) поглощение неповторимо-индивидуального безличным, всеобщим, 3) господство необходимости и подавление свободы, 4) приспособление и миру явлений, среднему человеку, социализация человека и др.

В качестве форм объективированного мира Бердяев подвергает анализу дегуманизирующее воздействие на духовность человека различных экономических систем, техники, государства, церковных организаций и т. д. Процессу объективации, приводящей к отчуждению и разобщению, он противопоставляет возможность духовного восстания, общения в любви, творчества, преодоления эгоцентризма, признания каждой личности высшей ценностью.

У Бердяева существуют два пути выхода человека из своей замкнутой субъективности: путь объективирования личности, путь небытия, т.е. подчинение личности власти объективного, выброс личности вовне. В результате возникает рабство человека (рабство у бытия, Бога, природы и общества).

Второй путь – это  путь  выхода личности из объективации – путь творчества. Творческий акт  – прорыв духа в мир объектов и одновременно – реализация личности в человеке. Это  - духовный путь, предполагающий экзистенциальную встречу с Богом, с другим человеком, коммюнотарной общности (противоположной объективному обществу). Творчество - путь к преодолению объективации, а это преодоление составляет смысл и назначение мировой истории, которая, согласно Бердяеву, имеет смысл лишь в том случае, если она имеет конец.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В русской философии XX в. своим своеобразием выделяются три периода: 1. «серебряный век» (1900-1917) Характеризуется бурным и свободным развитием русской культуры и философии.

2. Советский – период (1917-1991) Этот период распадается на два параллельных течения: русская философия в эмиграции и «советская философия» в России.

3. Постсоветский период (1991г.- по настоящее время). Этот  период составляет 19 лет, поэтому  в развитии философии пока  еще нельзя отметить каких-то особенно ярких отличий от предыдущего периода.

 

Философия в частности, отражает духовное развитие общества на текущем этапе развития этого общества

У самых оригинальных русских мыслителей на первый план всегда выдвигается две тесно  связанные проблемы: проблема сущности и смысла человеческого бытия и проблема смысла и закономерности истории. При этом русская философия отмечает резкое дуалистическое видение человека и истории.

В русском характере  сходятся противоположные устремления, не поддающиеся гармоничному соединению и согласованию: предельно чуткое отношение к природному бытию, любование природным миром и одновременно "прозрение" высшей, божественной реальности, определяющей подлинное в человеке и его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

  1. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому. Отв. ред. Г.А.Антипов - Новосибирск: Сиб. Отделение, 1990г. - 154с.
  2. Бердяев Н.А. Сочинения. М.: Раритет, 1994. - 416с.
  3. Гриненко Г.В. История философии: учебник. -2-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт- Издат,2007.-688с. – (Основы наук.)
  4. Киютина Т.Н. К 46 Философия: Учеб.пособие/ Т.Н. Киютина; КГТЭИ.-Краснолярск, 2003-200с.

 




Информация о работе «Философия всеединства» Вл. Соловьева