Философия «Всеединства» Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 01:04, творческая работа

Описание работы

Владимир Соловьев (1853-1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………………………3

Биография Владимира Соловьева…………………………………………………………5

СЕМЬЯ………………………………………………………………………………………….5

ДЕТСТВО……………………………………………………………………………………….5

ОБРАЗОВАНИЕ……………………………………………………………………………..…5

ПРЕПОДАВАНИЕ………………………………………………………………………….….7

КОНЧИНА ………………………………………………………………………………..……8

Философские взгляды Владимира Соловьева……………………………………………9

Философия «Всеединства» Владимира Соловьева…………………….………….…….13

Заключение ……………………………………………………………………………….….19

Список литературы ……………………………………………………………………....…20

Файлы: 1 файл

В.Соловьёв!!!! философия.docx

— 78.89 Кб (Скачать файл)

ГОУ СПО  ЯО Ярославский медицинский колледж

Предмет: Философия  

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Философия «Всеединства» Владимира Соловьева»

 

 

 

 

 Выполнили: Студентки 1ак/д

Абашина.Т., Крупина.К., Майоршина.П.

Преподаватель: Синцова.Г.И.

 

 

 

 

2012 год

План

 

 

  1. Введение ………………………………………………………………………………………3

 

  1. Биография Владимира Соловьева…………………………………………………………5

 

  1. СЕМЬЯ………………………………………………………………………………………….5

 

  1. ДЕТСТВО……………………………………………………………………………………….5

 

  1. ОБРАЗОВАНИЕ……………………………………………………………………………..…5

 

  1. ПРЕПОДАВАНИЕ………………………………………………………………………….….7

 

  1. КОНЧИНА ………………………………………………………………………………..……8

 

  1. Философские взгляды Владимира Соловьева……………………………………………9

 

  1. Философия «Всеединства» Владимира Соловьева…………………….………….…….13

 

  1. Заключение ……………………………………………………………………………….….19

 

  1. Список литературы ……………………………………………………………………....…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Владимир  Соловьев (1853-1900) – крупнейший русский  философ, заложивший основы русской  религиозной философии. Он пытался  создать целостную мировоззренческую  систему, которая связала бы воедино  запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения  по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева  в том, что он ратовал за объединение  всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что  он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны, т. к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, главное, с человеком. Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге».

Всеединство – это единство творца и творения. Бог по Соловьеву - «космический разум», «особая организующая сила, действующая в мире». Окружающий мир по Соловьеву не может рассматриваться как совершенное создание, непосредственно исходящее из воли одного божественного художника. Божественный ум, органическая сила по Соловьеву распадается на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой, что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной динамики бытия Соловьев вводит такое активное начало как мировая душа, которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию, которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно, она нуждается в божественном импульсе. Импульс – Бог дает мировой душе идею всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир – это не только творение Бога. Основой мира является «душа мира» – София – связующее звено между творцом и творением, придающая общность Богу, миру и человечеству. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и является целью развития всего исторического процесса. На этой цели базируется соловьевская историософия.

3

Целью и  смыслом всего исторического  процесса является одухотворение человечества, соединение человека с Богом, воплощение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение. Иисус Христос открыл моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет воплощенный в человеке Бог.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства  реализуется через концепцию  цельного знания, представляющего собой  неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве основополагающего принципа цельное  знание предполагает в существование  абсолютного начала – Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию. Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии под эгидой католического Рима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

БИОГРАФИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬВА

 

СЕМЬЯ

Владимир Сергеевич Соловьёв родился  в Москве 16 (28) января 1853 в семье  известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820—1879). Род  Владимира Соловьева ещё в  пятом-шестом колене принадлежал к  среде великорусского крестьянства, но затем перешёл в духовное сословие. Отец философа, однако, не продолжил  линию отцов, обратившись к научной  деятельности. Собственным неустанным трудом он шаг за шагом завоевал место в обществе, но, опровергая авторитет Карамзина, постоянно  оставался чужим в дворянской среде профессорских кругов. В  семье он отличался строгостью и  непререкаемым авторитетом.

Со стороны матери, Поликсены  Владимировны, Владимир Соловьёв принадлежал  к украинско-польской дворянской семье  Романовых. Двоюродным прадедом Соловьева  с материнской стороны был  известный украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода (1722—1794).

 

ДЕТСТВО

Обстановка ранних лет Владимира  Соловьёва сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного  развития. Отец Владимира Соловьёва  отличался строгостью нрава, необычайной  систематичностью в своих исторических занятиях, в силу чего он почти каждый год издавал по одному тому своей  «Истории России с древнейших времен» (1851 − 1879), и таких томов он издал  двадцать девять. В его семье всё  было подчинено строгим правилам, которые и обеспечивали для С. М. Соловьева его необычайную  научную продуктивность в течение  всей жизни. Его «История России»  современными историками расценивается  весьма высоко. В молодости он слушал Ф. Гизо и Ж. Мишле, исторический процесс понимал весьма органически, сделал большой вклад в историю развития русской государственности, был настроен прогрессивно и либерально, имел среди своих учеников таких, как В. О. Ключевский.

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Среднее образование Соловьёв получил  в московской 5-й гимназии, в которую  поступил в 1864 г., а высшее образование  — в Московском университете, в  который поступил в 1869 г. и окончил  в 1873 г. Необычайно одаренная натура Владимира Соловьёва и его  постоянные и, можно сказать, страстные  поиски высших истин сказались уже  в ранние годы его жизни. Известно, что Соловьёв очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета он зачитывался вульгарными тогдашними материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его постоянно добродушного отца.

5

Хотя, вообще говоря, С. М. Соловьёв был  настроен достаточно либерально, чтобы  насильственно внедрять религию  в своих детей. К чтению Владимиром Соловьёвым тогдашней вольнодумной литературы он относился вполне спокойно, считая это болезнью роста своего сына. Что же касается значительного  либерализма в семье С. М. Соловьёва, то об этом достаточно говорит, например, такой факт, как возмущение и отца и сына по поводу известия в 1864 г. о  ссылке Чернышевского на каторгу. 11-летний Владимир Соловьёв уже тогда счел это большой несправедливостью  в отношении уважаемого писателя и философа. Факт этот ярко свидетельствует  о том, насколько ярко и глубоко  и насколько давно, почти в  детстве, залегали корни соловьёвского либерализма, принесшие в дальнейшем весьма значительные плоды.

Вероятно, не без влияния материализма Владимир Соловьёв поступил сначала  на физико-математический факультет, где  преподавались не только математика и физика (их он никогда не любил), но и все естественные науки. Владимир Соловьёв увлекался в те годы биологией, а из биологии больше всего зоологией  и ботаникой. Но достаточно было ему  только провалиться на одном экзамене на II курсе физико-математического  факультета, чтобы он тут же перешёл  на историко-филологический факультет  того же университета и с ещё большим  рвением приступил к изучению чисто философских наук.

О том, с какой страстностью Соловьёв стал овладевать философией и знакомиться  с такими прежними властителями умов, как Хомяков, Шеллинг и Гегель (впрочем, не без интереса к Канту  и Фихте), об этом свидетельствует  тот, например, факт, что уже в  течение первого года по окончании  университета он написал магистерскую диссертацию, которую и защитил  в 1874 г.

Между прочим, имеются некоторые  сведения о пребывании Владимира  Соловьёва в Московской духовной академии в качестве вольнослушателя  в промежутке между окончанием университета и защитой магистерской диссертации. Хотя Владимир Соловьёв в течение этого года и проживал в Сергиевом Посаде, где помещалась Московская духовная академия, но из свидетельств бывших его однокашников по учебному году видно, что лекции он почти не посещал, со студентами Академии знакомств не заводил, жил в предоставленной ему комнате крайне уединенно, к окружающим относился достаточно свысока, и по всему видно, что серьезного влияния Духовная академия на него не оказала. И не трудно догадаться почему. Владимир Соловьёв потратил этот год на подготовку к магистерскому диспуту, был слишком углублён в создание собственных философских и богословских концепций, чтобы чему-нибудь существенному поучиться у тогдашних профессоров Академии, проводивших, конечно, традиционную официальную богословскую линию, далекую от его уже тогда создававшейся сложной философской системы.

Написание и защиту диссертации 21-летним молодым человеком надо считать  чем-то удивительным и поразительным  даже для тех времен, когда диссертации  хотя и содержали всего несколько  десятков страниц и почти не имели  научного аппарата, но зато должны были опираться на твердо обоснованную собственную  теорию.

6

Эта работа молодого Соловьёва ярко свидетельствует о необычайном  напоре, а также о простоте и  ясности его философского мышления, о его убедительности и очевидности, соперничавших с его глубиной и широтой исторического горизонта.

 

ПРЕПОДАВАНИЕ

В июне 1876 г. Владимир Соловьёв приступил  к преподаванию в университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москву и перевёлся  в Петербург. Там он стал членом Ученого  комитета при Министерстве народного  просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил  докторскую диссертацию. Но игравший в  Петербургском университете основную роль М. И. Владиславлев, который раньше столь положительно оценил магистерскую диссертацию Владимира Соловьёва, стал теперь относиться к нему довольно холодно, так что Владимир Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора.

В 1881 г. преподавательская деятельность Владимира Соловьёва навсегда закончилась  после прочтения им публичной  лекции 28 марта 1881 г., в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Поступок Владимира Соловьёва  был продиктован наивным, искренним  и вполне честным его убеждением в необходимости христианского  всепрощения. Прочтение этой лекции, текст которой не сохранился, обычно считают причиной ухода Соловьёва  из университета. Однако ради соблюдения исторической точности необходимо сказать, что в несколько более ранней публичной лекции, от 13 марта того же года, Владимир Соловьёв энергично  протестовал против всякого революционного насилия. После прочтения лекции от 28 марта петербургский градоначальник хотел сурово наказать Соловьёва. Министр  внутренних дел — М. Т. Лорис-Меликов написал Александру III докладную записку, в которой указывал на нецелесообразность наказания Вл. Соловьёва ввиду его всем известной глубокой религиозности и того обстоятельства, что он — сын крупнейшего русского историка, бывшего ректора Московского университета С. М. Соловьёва. Александр III счёл Владимира Соловьёва «чистейшим психопатом», удивляясь, почему у «милейшего» его отца, С. М. Соловьёва сын, которого К. П. Победоносцев назвал «безумным». И дело осталось без серьёзных последствий.

Из университета Владимиру Соловьёву  все же пришлось уйти, хотя его никто  не увольнял. Да и ушёл он, как можно думать, не столько из-за шумихи по поводу его лекции, сколько потому, что весьма не любил преподавание с его принудительными моментами вроде лекционных программ, расписания лекций, студенческих экзаменов, учёных советов, отчётов и т. д. Несмотря на обширные философские знании и редкую научную выучку, Владимир Соловьёв чувствовал, что в его жилах билась кровь проповедника, публициста и вообще оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и визионера — человека, преданного изысканным духовным интересам. Быть профессором было для него просто скучно.

Информация о работе Философия «Всеединства» Владимира Соловьева