Философия всеединства Владимира Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:53, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучить философию «всеединства» В. Соловьева.
Задачи - проанализировать биографию и теоретическую философию; изучить триединство в философии Соловьева, учение о Богочеловечестве и космологию Владимира Соловьева.

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Биография Владимира Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2 Теоретическая философия Соловьева . . . . . . . . . . . . . . 8
3 Триединство в философии В. Соловьева . . . . . . . . . . . . 11
4 Учение о Богочеловечестве . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
5 Космология Владимира Соловьева . . . . . . . . . . . . . . . 14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . 18

Файлы: 1 файл

философия реферат готовый.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет вечернего и заочного обучения

Кафедра истории философии

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине  «Философия»

 

Философия всеединства  Владимира Соловьева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                      Руководитель работы

                                                                                      ________ Л.М.Демченко

                                                                                      «___»___________2010 г.

                                                                                      Исполнитель ст.гр з09НН

                                                                                      ___________Л.О.Васильева

 «___»______________ 2010 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оренбург 2010

 

Содержание

     Введение.  .   .   .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .  .  .   .   .  .   .  3   

     1 Биография  Владимира  Соловьева  .   .   .   .   .   .   .   .   .  .   .   .   .   .   .   .   5

     2 Теоретическая философия  Соловьева  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .   .   8

     3 Триединство в философии  В. Соловьева   .   .   .   .   .    .    .   .    .   .   .   . 11

     4 Учение  о Богочеловечестве  .   .   .   .   .   .   .   .   .  .   .   .   .   .   .   .   .   .   .12

     5 Космология  Владимира Соловьева .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .   .   .   .   .   14

     Заключение .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .    .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 17

    Список использованной  литературы     .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 18

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значительную роль и  влияние на развитие мировой философии  на рубеже XIX – XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д.Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С.Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные философы отводят совершенно уникальную роль, т.к. в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Владимир Соловьев был одним из основателей классической русской философии, в нем сочетались достаточно противоречивые жизненные принципы, философские мысли, гармоническое единство слова и дела, духа учения и жизненной практики. Его философия проникнута добром, любовью и человечностью, несмотря на изломы и муки затянувшихся преобразований в России. Философ и поэт, положивший основание целому направлению в русской поэзии конца XIX – начала XX в.в., Соловьев был необыкновенным человеком в полном смысле этого слова. Современников поражала и его внешность, и его ум. На взгляды Владимира Соловьева большое влияние оказала христианская литература, а также идеи неоплатонизма, теософии и других религиозно-философских систем. Многое он заимствовал у немецких философов и у славянофилов. Стремление Владимира Соловьева сгладить противоречия между верой и знанием, между религией и наукой делают его взгляды весьма своеобразными. Сводя воедино все знания человека, веру, религию, философию и науку, Соловьев открыл пути к пониманию человека, не только как существа «познающего», но и как существа, наделенного верой, способностью к целеполаганию и свободе действовать. Сам Соловьев видел свою задачу в том, чтобы отстаивать чистоту и истину христианства.

  Актуальность. Творчество В. Соловьева оказало очень большое воздействие на развитие русской религиозной философии конца XIX - начала ХХ вв., так как он был не только выдающимся философом, который обладал широким кругом знаний, но и был очень хорошим литератором и умел очень аргументировано излагать свои мысли.

Цель работы - изучить  философию «всеединства» В. Соловьева.

Задачи - проанализировать биографию и теоретическую философию; изучить триединство в философии Соловьева, учение о Богочеловечестве и космологию Владимира Соловьева.

  

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Биография  Владимира Соловьева

СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (1853-1900). Выдающийся русский религиозный философ, прозаик, поэт, публицист, один из самых оригинальных и глубоких мыслителей конца XIX в.Владимир Сергеевич Соловьев родился в семье знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева, автора монументальной "Истории России с древнейших времен", 16 января 1853 года. В юные годы ничто не выдавало во Владимире Соловьеве будущего религиозного мыслителя. Скорее, ему можно было предсказать естественнонаучную карьеру. "Это был типический нигилист 60-х годов", - свидетельствует его приятель. Да и сам философ признавался, что не верил в божественность Христа, "стал деистом , а потом атеистом и материалистом". Среднее образование получил в 5-й московской гимназии, окончив ее с золотой медалью. Затем по настоянию отца он поступил сначала на историко-филологический факультет, но быстро перешел на физико-математический. Здесь и началось преображение.

"...Наука не может быть последнею целью жизни, - пишет он своей кузине Кате Романовой. - Высшая истинная цель жизни другая - нравственная (или религиозная), для которой наука служит одним из средств". Свою жизненную задачу он видит в том, чтобы реформировать христианство, выявить его подлинную, гуманную сущность, облечь в современную форму, сделать всеобщим достоянием. Он покидает естественные науки, экстерном сдает на историко-филологический факультет и, получив диплом, поступает вольным слушателем в Духовную академию. Его "первою любовью в области философии" был Спиноза. Второе, более значительное увлечение - Шопенгауэр. Но главные философские симпатии, которые он пронесет через всю жизнь, принадлежали Шеллингу. Отталкиваясь от Шеллинга, используя его терминологию, вдумываясь в поставленные им проблемы, он и будет строить собственную систему взглядов. Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной философии (против позитивистов)", которую он защитил в возрасте двадцати одного года. Здесь впервые Соловьев сформулировал свою любимую идею всеединства-синтеза, слияния культур. Эту идею он пронесет через всю жизнь. Вскоре после защиты юный магистр уже стоял на кафедре Московского университета и читал вступительную лекцию к курсу истории новейшей философии. Его покровитель профессор П.Д.Юркевич скончался, и, согласно воле покойного, Соловьев стал его преемником. В эти же годы обнаруживается поэтический дар философа. Для пополнения образования и исследовательской работы молодого приват-доцента отправляют в Англию... Он прилежно работает в Британском музее. Но потом с ним происходит что-то сверхординарное. Если верить тому, что позднее он описал в стихотворении "Три свидания", ему (увлекавшемуся спиритизмом) явилась сама Божественная премудрость-София и повелела отправиться в Египет. Там он снова узрел ее - в пустыне, где чуть было не погиб от рук бедуинов, принявших его за нечистого.  В Каире, где Соловьев провел зиму, он начал писать диалог "София". Это первая попытка изложить свои взгляды. Вернувшись в Россию, Соловьев приступает к систематизации своих идей. В Московском университете читает он курс логики и истории философии, работает над докторской диссертацией, которую защищает в возрасте двадцати семи лет. Диссертация называется "Критика отвлеченных начал". В начале 1878 года Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии, которые опубликует под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный успех, вся образованная столица съезжалась "на Соловьева". В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит и на западное, и на восточное христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии. Запад выпестовал идею индивидуальности, воплотившуюся в образе "богочеловека". Восток создал идею "человекобога", олицетворение универсализма. Задача состоит в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа. Идея синтеза владеет умом Соловьева, раньше он отстаивал ее в философии, теперь переносит на религиозные дела, которые в скором будущем поглотят его целиком. На его идее Богочеловечества я остановлюсь чуть позже. Несмотря на все свои труды, профессором он так и не стал. Петербургский университет держал его по-прежнему в приват-доцентах, вскоре он сам отказался от преподавательской деятельности. Соловьеву не сиделось на одном месте, он всегда вел неустроенную жизнь странника. В творчестве Соловьева начинается новый этап. Он отодвигает (на время) философские изыскания и обращается целиком к проблемам религии. Объединение церквей - православной и католической - такова, по его мнению, насущная задача. Вчерашний славянофил, он убеждает своих соотечественников в благости латинства, а католикам доказывает правоту православия. Но достается ему и от тех, и от других. "Критика отвлеченных начал" содержала изложение двух первых частей его системы - этики и теории познания. Теперь он начинает работать над третьей частью - эстетикой. Последнее десятилетие жизни Соловьева – наиболее плодотворное. Дарование Соловьева достигло вершины. В эти годы возникают вдохновенные статьи о поэзии Тютчева и Пушкина, "Смысл любви" – философский гимн высокому чувству, "Три разговора", где ирония и пародия пополам с апокалипсисом, и главный труд философа - "Оправдание добра". Но силы подорваны. Отправившись в очередное странствие, Соловьев заболевает. Его привозят в подмосковное имение князей Трубецких Узкое. Здесь его настигает смерть. /1/

                   

 

 

 

 

 

 

 

2 Теоретическая  философия Соловьева

Преодоление кризиса, в  котором оказались философский теизм и славянофильство, стало главным делом религиозного философа Владимира Соловьева. Его система явилась новым этапом в эволюции религиозной философии, последователи которой попытались сделать ее идеологически активной уже в начале столетия. В основе деятельности Соловьева лежали следующие кардинальные устремления: осуществить под знаком «всеединства» «гармонический синтез религии, науки и философии»; объединить рациональный, эмпирический и мистический виды познания; представить историю как процесс «богочеловеческий»; указать пути социального обновления и активизации. Свое философское мировоззрение Владимир Соловьев изложил в трактате «Философские начала цельного знания», который может считаться по нынешним определениям наилучшим образцом философской классики, как учение о сущем, бытии и идее.  Именно свое учение о развитии он уже применил к человечеству в целом. Категорию развития надо применить и ко всему миру, и к бытию в целом. Организм есть единство и цельность. Следовательно, и все бытие тоже есть единство и цельность. Для Соловьева гораздо более полноценной философией является философия мистическая, но и она слишком часто оказывается связанной то с натурализмом, то с идеализмом. Поэтому и она, по Соловьеву, требует совершенно новой разработки. Очень важно отдать себе отчет в том, что Соловьев понимает под мистицизмом. «Предмет мистической философии есть не мир явлений, сводимых к нашим ощущениям, и не мир идей, сводимых к нашим мыслям, а живая действительность существ в их внутренних жизненных отношениях; эта философия занимается не внешним порядком явлений, а внутренним порядком существ и их жизни, который определяется их отношением к существу первоначальному». Соловьевский «мистицизм» есть просто теория бытия и жизни как всеобщего и целостного организма, если не входить ни в какие детали. Разнобой между философской терминологией и философской сущностью дела у Владимира Соловьева наблюдается постоянно. Например, под таким термином, как «церковь», нужно понимать у Владимира Соловьева, согласно его учению, в первую очередь всеобщую целостность бытия, или, как он говорит, всеединство. Поэтому, если отнестись критически к терминологии Владимира Соловьева, то совершенно ничего страшного и ужасного не окажется ни в этом «мистицизме», ни в этом «всеединстве», ни в «целостности» и ни в этой «церкви». Здесь просто учение о жизни и бытии, включая всю человеческую и всю космическую сферу, как о нерушимой и всеединой целостности. Учение это мотивируется чисто жизненными задачами человека, который хочет преодолеть несовершенство жизни и переделать ее в целях лучшего будущего./2/

Свое бытие Владимир Соловьев понимает, по крайней мере, в двух, если не в трех смыслах. У него совершенно отчетливо говорится о противоположности сущего и бытия, как это мы констатировали выше. Сущее выше всякой раздельности, а бытие есть раздельность и множественность. Теперь же оказывается, что в бытии тоже необходимо различать два разных бытия. Одно — идеальное, необходимое и то, что философ называет сущностью. Другое же — реальное, действительное и то, что философ называет природой. Сказать, что все это разделение вполне ясно, никак нельзя. Сущее, расчленяясь, становится идеей или, как говорит философ, Логосом, а эта идея, или Логос, осуществляясь, создает реальную действительность. Здесь можно понять так, что Логос есть только «акт проявления или откровения», а идея — само проявленное и открытое сверхсущее. В общей таблице анализируемых  категорий мы тоже находим тройное деление: Абсолютное, Логос, Идея. Не очень благополучно обстоит здесь дело также и с категорией Логоса. Логос расчленяется на внутренний, или скрытый, Логос и открытый , или проявленный, Логос. Причем философ вдруг говорит почему-то о «видимости»,

или «призрачности», этого  второго логоса. Дело запутывается еще больше, когда философ заговаривает о третьем Логосе, «воплощенном или конкретном», который он называет также Христом. Ведь христианство мыслит Христа как воплощение логоса в чувственной материи. «Третьему или конкретному Логосу отвечает и конкретная идея, или София». Другими словами, чистая идея тоже содержит в себе какую-то чистую материю и в совокупности с этой материей является Софией. Но что это за материя в чистой идее, об этом можно только догадываться.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Триединство  в философии Соловьева

Из всех своих основных триад Соловьев более подробно останавливается  только на одной — Сущее, Бытие, Сущность. Это же самое тройное деление он представляет еще и в таком виде: Абсолютное, Логос, Идея. Поскольку, однако, цельность предполагает существование всего во всем, то в каждой из этих трех категорий снова повторяются те же самые три категории.

Поскольку целостность  предполагает существование всего  во всем, то в каждой из этих трех категорий снова повторяются те же самые три категории. «.Сущее как таковое, или как абсолютное, есть дух, как логос оно есть ум и как идея оно есть душа. Вторая основная категория, а именно бытие, взятое как абсолютное, есть воля, как логос есть представление и как идея оно есть чувство. Такое же тройное деление находим мы в сфере сущности. А именно сущность как абсолютное есть благо, как логос есть истина, и как идея – красота». То есть эти три основные категории находятся во взаимном соотношении, а именно так, что каждая категория, во-первых, есть она сама, во-вторых, она отражает на себе вторую и, в-третьих, — третью категорию. Таким образом, эти три категории, отражая друг друга, превращаются уже в 9 категорий. А если эти три категории не будут превращены в 9, тогда нарушится основной принцип всеединства, а именно тот, что все находится во всем. Троичность рисуется Владимиру Соловьеву в совершенно определенных традиционных христианских тонах. Бог есть абсолютный субъект, который выше всех своих проявлений; он есть проявление самого себя, так как иначе он был бы просто ничем; и это проявленное и произведенное в нем в то же самое время не отлично от него, возвращается к нему, есть оно же само, но только как живое. Православию здесь возразить нечего. Это — традиционный  православный догмат о трех ипостасях.

 

 

4 Учение о  Богочеловечестве

Разработанное Соловьевым учение о Богочеловечестве занимает важное место в его религиозной системе. Оно направлено на истолкование истории человечества и общей жизни. Для Соловьева Богочеловек – это единовременно и универсальное существо, охватывающее все человечество посредством Бога. В нем выражается единство блага, истины и красоты. Преследуя цель совершенствования человека, Бог проявился в земном историческом процессе в виде Богочеловека – Иисуса Христа. "Своим словом и подвигом своей жизни, начинал с победы над всеми искушениями нравственного зла и заканчивал воскрешением, т.е. победой над злом физически – над законом смерти и тления, - действительный Богочеловек открыл людям царство Божие". Центральной в учении Соловьева является идея «всеединого сущего». Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир – как ее самоопределение и воплощение (посредником между ними выступает так называемая мировая душа, или София, мудрость божья). То есть по Соловьеву мир состоит из: всеединства (общественного элемента) и из материального элемента. Этот элемент стремится к всеединству и становится им, когда объединяет себя и Бога. Такое становление всеединства и является развитием мира. Безусловное всеединство (как совершенный онтологический синтез истины, добра и красоты) постигается, по Соловьеву, лишь цельным знанием, которое представляет собой соединение мистического, рационального (философского) и эмпирического (научного) знания. Причем основу этого цельного знания составляет знание мистическое: вера в безусловное существование предмета познания; интуиция (воображение, дающее истинную идею предмета); творчество (реализация этой идеи в данных опыта). Мир по Соловьеву претерпевает два этапа своего развития: природу и историю. Окончательным результатом этого процесса развития выступает торжество царства Божия, так называемое «всеобщее воскрешение и восстановление всех». Человек выступает определенной связью между божественным и природным миром в силу того, что является существом нравственным. Жизнь человека состоит «в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Тот, кто стремится к совершенствованию в нравственном добре, тот идет к абсолютному совершенству. На этом Соловьев и основывает свою этику: человек нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению абсолютному Добру, то есть Богу, и стремится  к устроению богочеловеческого царства. Исторический процесс для Соловьева – это совместное существование добра. В связи с этим он рассматривал проблему соотношения отдельной личности и общества. Он полагал, что «общество есть дополненная и расширенная личность, а личность – сжатое общество». Хотелось бы отметить еще одну черту как церковно-политических, так и философско-национальных исканий Владимира Соловьева в течение 80-х гг. Именно: несмотря на весь энтузиазм и психологический пафос философа, его конструкции обладают некоторого рода  утопическим, и притом мягко-утопическим, характером. Преимущество римского католицизма Владимир Соловьев действительно проповедовал. Но, с другой стороны, сам он в католицизм не переходил и даже не считал нужным. Более того. Реальный переход из православия в католицизм виделся ему как глубокая ошибка и заблуждение. Россию он очень любил и ее мировую роль выдвигал на первый план. Но тут у него не было ни славянофильства, ни западничества. Не было совершенно никакого мессианизма, поскольку и все другие народы тоже, по его мнению, участвуют в строительстве церкви вселенской. Да и сама эта вселенская церковь скорее была для Владимира Соловьева социально-историческим и космическим идеалом, о котором он трактовал весьма свободомыслящим образом. В конце жизни, разуверившись в возможности осуществления всемирной теократии, Соловьев пришел к идее катастрофического конца истории человечества, к эсхатологии./3/

Информация о работе Философия всеединства Владимира Соловьева