Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 14:25, реферат
Философия XX века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие столетия и особенно во второй половине XIX века.
Философия XX века в контексте мировой культуры.
Философия XX века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие столетия и особенно во второй половине XIX века.
Наше время часто определяется как век культуры цивилизации, науки. Сегодня все эти явления достигли такого высокого развития, так глубоко вошли в общественную жизнь, что без ясного понимания их существа и особенностей нельзя понять многие важные стороны современного общества, человеческой истории в целом. Не случайно эти понятия широко используются в философской и социологической литературе всех стран, представителями самых различных идейно-теоретических течений и имеют поэтому много различных определений.
Анализ понятия культуры связан со многими трудностями, обусловленными, прежде всего тем, что оно имеет очень широкое, многостороннее содержание. Часто это содержание связывают со всем тем, что создано людьми и составляет “вторую”, т.е. искусственную очеловеченную природу, что, следовательно, является сверхприродным или отличным от природы. При этом ссылаются на этимологию слова “культура” В переводе с латинского оно означает возделывание, обработку, т.е. как раз то, что создано, возделано человеком.
Исходя из этого многие социологи и философы утверждают: в понятие культуры входит “все материальное и нематериальное, созданное человеком в процессе жизни”; культура охватывает все приобретенное людьми знания и умения как способы удовлетворения их потребностей и все институты, которые регулируют отношения между людьми ; “социально-философская” категория “культура” призвана раскрыть целостность общественной жизни, обозначить социально значимые результаты человеческой деятельности, выраженные в материальном и духовном богатстве общества.
Однако такой подход к культуре, когда понятие культура и общества признается по существу однозначными, не может быть оправданным. Здесь нет ясности относительно специфики данного понятия, выявления в особенности того, что культура, как специфическая социально-философская категория, характеризует приобретения общества не как таковые, не сами по себе, а со своей особой, специфической стороны.
Культура, как социально-философская категория – это такая система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности, которая выражает передовой, совершенный способ функционирования общества, создается в ходе творческой, социально-преобразующей активности людей и в итоге, в своем наиболее общем и обобщенном проявлении выступает как степень, мера духовно-практического развития человека.
Последние полтора десятилетия исследователи философии в контексте мировой культуры, пишут о модернизме и постмодернизме.
Модернизм (новейший, современный) как феномен имел в истории культуры разные толкования: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т.п.); как направление в католицизме, стремящееся к обновлению вероучения на основе науки и философии: наконец, как осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии. Так, к модернизму в свое время относили позитивизм, марксизм, а еще раньше просвещение.
В настоящее время существует достаточно много представлений о философии в мировой культуре. Однако среди этого многообразия можно выделить одно основное: в культурологи философия культуры претендует на понятие культура, как нечто общего, целого, согласно которому культурология есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур. В данном случае возможно отражение с культурологией и культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологи как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или отрезку времени.
Конечно, процессы культуры протекают в неразрывной связи со всеми общественными явлениями, однако они имеют и свою специфику: вбирают в себя общечеловеческие ценности. При этом творчество культуры не совпадает с творчеством истории. Для того чтобы эти процессы понять, необходимо разграничить, например, материальное производство от материальной культуры. Первое представляет сам процесс производства материальных благ и воспроизводства общественных отношений, а вторая представляет собой систему материальных ценностей.
Точно так же неправомерно отождествлять духовное производство с духовной культурой. Духовное производство – это производство всевозможных идей, норм, духовных ценностей, а духовная культура – это и производство самих духовных ценностей, и их функционирование и потребление, в том числе в образовании, воспитании, различных формах человеческой жизнедеятельности и общения. И здесь между духовным производством и духовной культурой существует теснейшая связь и взаимодействие, но одно к другому при этом не сводится. Духовная культура включает в себя духовное производство и детерминирует его, а духовное производство содействует развитию духовной культуры.
Необходимо отметить, что культура не сводится к ценностям как к готовым результатам. Она вбирает в себя степень развития самого человека. Без человека нет культуры, культура неотделима от всей жизнедеятельности человека, который является ее носителем и творцом.
Информация о работе Философия XX века в контексте мировой культуры