Философия жизни. Философские аспекты психоанализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 11:21, контрольная работа

Описание работы

Философия ХХ века стала уделять всё большее внимание целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и немалому значению его нерациональных элементов. Были изменены акценты в понимании сравнительного значения рационального и нерационального в духовном опыте, психике человека.
Представители немарксистской философии XIX и XX веков отказались от примата познавательно-рациональных процессов и форм, но перенесли акцент не на противоречивую целостность социально-исторической практики, жизни индивидов, их познания и действия, а на какой-нибудь из нерациональных элементов психики, будь это воля, инстинкт, бессознательное и т.д.

Содержание работы

Философия жизни: общая характеристика и основные положения……3
Философские аспекты психоанализа……………………………………..7
Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и 3. Фрейда и объясните их. (Можно взять любые произведения названых авторов)……………………………………………………………………12
Использованная литература…………………………………………………15

Файлы: 1 файл

filkr2.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по философии на тему:

 

 

 

 

Философия жизни. Философские  аспекты психоанализа

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Толкачёва  Дарья Андреевна

Факультет: финансово-кредитный

Направление подготовки: бакалавр экономики

Группа: день

№ личного дела: 11флб00771

Проверил: Башаримов Юрий Петрович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Липецк - 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

  1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения……3
  2. Философские аспекты психоанализа……………………………………..7
  3. Приведите характерные высказывания из произведений Ф. Ницше и 3. Фрейда и объясните их. (Можно взять любые произведения названых авторов)……………………………………………………………………12

Использованная литература…………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Классическая философия  внесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых  форм духовного опыта, которыми она  главным образом и интересовалась. Но ведь «в состав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное – бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Эти формы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы от рационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, от расчёта и логических процедур и т.д.

Философия ХХ века стала  уделять всё большее внимание целостности, спонтанности человеческого  духовного опыта, специфике и  немалому значению его нерациональных элементов. Были изменены акценты в понимании сравнительного значения рационального и нерационального в духовном опыте, психике человека.

Представители немарксистской философии XIX и XX веков отказались от примата познавательно-рациональных процессов и форм, но перенесли акцент не на противоречивую целостность социально-исторической практики, жизни индивидов, их познания и действия, а на какой-нибудь из нерациональных элементов психики, будь это воля, инстинкт, бессознательное и т.д.

Как пример немарксистской философии XIX-XX вв., рассмотрим в контрольной работе «философию жизни», а также философию фрейдизма и неофрейдизма..

 

 

 

  1. Философия жизни: общая характеристика и основные положения

 

«Философия жизни» - направление  в философии, сложившееся на рубеже XIX – XX вв. в Германии (Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), Г. Зиммель (1858-1918), Л. Клагес (1872-1956), О. Шпенглер (1880-1936)) и Франции (А. Бергсон (1859-1941)).

«Философия жизни» критически относилась к рационализму классической философии и исходила из той мысли, что разум, ранее считавшийся универсальным инструментом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Опираясь на данные биологических, психологических и других наук, «философия жизни» утверждала несводимость биологических явлений к законам классической механики и выступала против постулатов, выдвинутых механистическим естествознанием. Одну из своих задач она видела в принципиальной переоценке ценностей научного знания и всей предшествующей философии.

Согласно «философии жизни», целостное мировоззрение может возникнуть на базе философствования, вытекающего из полноты «переживания жизни». Это положение было сформулировано «философией жизни» под влиянием традиций немецкого романтизма. Теоретик романтизма Ф. Шегель в лекциях о «философии жизни» и в работе «Философия жизни» призывал обратиться к философии, созданной из самой внутренней духовной жизни, и отказаться от блужданий «в пустом пространстве абсолютной мысли».

Для «философии жизни», жизнь  – это первичная активная реальность; целостный, органический, иррациональный процесс непрерывного становления, развития, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Жизнь противостоит всему механическому, застывшему, определённому.

Трактовка понятия жизни  в «философии жизни» довольно многозначна. Для Ницше «жизнь» есть «воля к власти», Бергсон понимает «жизнь» как космический «жизненный порыв», Дильтей и Зиммель рассматривают «жизнь» как культурно-исторически обусловленный поток переживаний.

В теории познания «философия жизни» придерживается позиции антисциентизма, иррационализма и интуитивизма. Наука, опирающаяся на рассудочно-механистическое познание, может постичь лишь отношения между вещами, но не сами вещи. Жизнь не возможно понять с помощью разума, она доступна лишь переживанию, постигается внеинтеллектуально, интуитивно. Основными средствами её постижения являются эстетическая интуиция, вчувствование, вживание.

«Философия жизни» разводит науки о природе и «науки о  духе», исторические науки. Методом  исторических наук является понимание, как непосредственное переживание историком определённых исторических событий, на основе которого интерпретируется прошлое (Дильтей), или интуиция вчувствования (Шпенглер).

Общество, как биологический  культурный организм, не подчинено  власти объективных закономерностей, которые действуют лишь в мире природы. Каждый культурный организм своеобразен и не сводим к другому, развивается циклично.

Многие представители  «философии жизни» были среди тех, кто  подметил отрицательные стороны  промышленного переворота, те негативные явления, которые возникли вместе с появлением капиталистических отношений и научно-техническим прогрессом, а вместе с этим кризисные процессы в области культуры. Различно объясняя причины этого кризиса, сторонники «философии жизни» часто выступали в защиту «аристократической», «элитарной» культуры.

Значительное влияние  «философии жизни» на духовную жизнь  западного общества сохранилось  вплоть до 20-х гг. ХХ столетия. На смену  ей пришли «философская антропология», экзистенциализм, персонализм и др., опирающиеся на основные положения «философии жизни», но существенно их преобразовавшие.

Ф. Ницше, один из наиболее ярких представителей «философии жизни», вошёл в историю с дерзкой  идеей – «взглянуть на науку под  углом зрения художника». Он говорил о себе как об «артисте со склонностью к исторической науке» (см. список исп. лит-ры 4, стр. 178). Его художественной натуре был близок романтизм И.Ф. Гёте и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода). Ницше с самого начала обратился к истории духа, в котором видел всегда по-новому индивидуализирующую себя жизнь, движущую силу становления, всплывающую из «бессознательного» и никогда не исчерпывающую себя в рациональных процессах и целеполагании.

Важно подчеркнуть, что Ницше верил в развитие без Бога и против Бога. Страстный атеизм и антихристианство Ницше были усилены обострённым чувством собственного Я – чувством человека, боявшегося потерять в религии своё величие, индивидуальность и свободу(см. список исп. лит-ры 4, стр. 178). Так создаётся философия истории радикального атеизма, из которой следуют выводы о полном самообожествлении и освобождении человека руками эстетствующей аристократией духа.

Ницшеанская философия  духа – это прежде всего идея жизни, обоготворяющая бессознательную творческую силу и потому презирающая всякую экономику и «человеческие массы». Другими словами, это непреклонный и последовательный аристократизм. Ницше был убеждён, что над массами господствуют низкие потребности и рабское стремление к подчинению и силе. Массы всегда должны удерживаться на почтительном расстоянии от интеллектуалов: чтобы в них не поселилось стремление к невозможному и недовольство, ибо последнее опасно. Также Ницше был уверен в том, полноценное образование, глубокие знания требуются лишь для небольшой секты интеллектуалов.

Дух в ходе эволюции воспаряет  над аристократическими массами  для того, чтобы гордо и одиноко  проявить себя в творческих личностях. Бок о бок со сверхчеловеком живут  рядовые люди, которые несут в себе страшную возможность упадка и разложения, осуждены на стадное существование. Но они необходимы истории: благодаря их неиссякаемой воли к жизни в процессе эволюции накапливаются положительные качества, что приводит к появлению всё новых и новых блистательных личностей.

 

2. Философские аспекты  психоанализа

 

Основателем психоанализа является З. Фрейд (1856-1939), мировоззренческие  установки которого оказали большое  влияние на мыслителей ХХ века. По мнению многих, достижения в этой области  поставили его в один ряд с такими мыслителями, как Дарвин, Маркс и Эйнштейн. Опираясь на свой клинический опыт диагностики и лечения истерических и невротических расстройств, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся её и на социальные явления. Он во многом перевернул существовавшее до него представление о человеке. Согласно Декарту, Локку и Канту, природа наделила каждого индивида свободой воли. Способность совершать свободный выбор составляет наиболее глубокую сущность индивида и связана с сознательным «Я». Фрейд трактует это мнение о человеческой психике (душе, psyche) как иллюзию. Сознательное «Я» является только вершиной могучей, бессознательной ментальной (см. список исп. лит-ры, 2, стр. 620) жизни.

В общем плане, психика  человека представлялась Фрейду расщеплённой на две противостоящих друг другу сферы сознательного и бессознательного, разделённых между собой психической инстанцией – предсознательным. Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть включает скрытые представления и влечения, а также вытесненные из сознания идеи. Бессознательное, как резервуар психической энергии, - иррационально и вневременно. Сознание – отпечаток внешнего мира – надстраивается над бессознательным, выступает посредником между бессознательным и внешним миром. В его формировании особую роль играет идентификация – бессознательное уподобление объектам (лицам) внешнего мира.

Согласно Фрейду, все  душевные процессы, в конечном счёте, бессознательны. Источником психической  динамики являются желания бессознательного, стремящегося к разрядке в виде действия. Цензуру желаний бессознательного осуществляет предсознательное. Психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а деятельность предсознательного – принципу реальности. Предсознательное сопротивляется попыткам проникнуть в сознание неприемлемых желаний и идей (сексуальных, эгоистических, асоциальных) и вытесняет их обратно в бессознательное.

Однако, бессознательные  желания, сохраняющие активность, проявляются в поведении и сознании человека: в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах и др. Происходит также сублимация бессознательных влечений – замещение запретных стремлений социально приемлемыми действиями.

Созданная Фрейдом модель личности соотносилась с соответствующими системами психики и включала «Оно» (бессознательное), «Я» (предсознательное) и «Сверх-Я» (сознание, проявляющееся как совесть). После формирования «Сверх-Я» в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Поведение человека, по Фрейду, определяется инстинктом родового самосохранения (Эрос, половой инстинкт). Все остальные  стремления – только следствия неудовлетворённости  и сублимированного переключения либидо (сексуальной энергии) на другие области. Механизм сублимации оказывается основным источником творчества. Также Фрейд в дополнение к Эросу обращается и к инстинкту смерти (Танатосу). Инстинкт смерти разлагает живой организм и возвращает его в исходное, неорганическое состояние. Не так-то просто понять, как действует этот инстинкт. Фрейд считает, что этот инстинкт обращается против внешнего мира и обнаруживает себя в агрессивных и разрушительных действиях. Ограничение направленной вовне (экстравертивной) агрессии увеличивает саморазрушительную деятельность, которая всегда присутствует в индивиде. Танатос может также «смешаться» с Эросом, примером чего является садизм. В то же время мазохизм иллюстрирует взаимосвязь между направленными внутрь (интровертивными) разрушительными инстинктами и сексуальностью.

Таким образом, Фрейд  осуществил биологизацию человеческого  существования и в этом смысле придерживался традиции социологии и антропологии XIX века, в которых сложные социальные и психические явления сводились к элементарным физическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших  категорий психоанализа – «Эдипов  комплекс» - обозначает эротическое  бессознательное влечение к родителю противоположного пола и агрессивное  чувство к родителю собственного пола. С вытеснением Эдипова комплекса Фрейд связывал возникновение «Сверх-Я». Переживание данного комплекса, с точки зрения Фрейда, определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования  психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к институтам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд, - это проблема конфликта человека и общества.

Информация о работе Философия жизни. Философские аспекты психоанализа