Философия пользуется множеством
категорий, которые помогают осмыслить ценность
жизни – «бытие», «существование», «бессмертие».
Однако в ней есть и другой ряд категорий
- «смерть», «небытие», «разрушение». Понять
жизнь можно только через их сопоставление.
Смерть – ответственный и важный момент
жизни. Уже из библейских текстов известно:
чтобы прийти к вечной жизни, нужно сначала
умереть. В свою очередь, жизнь – одна
из форм существования материи, отличающая
мир организмов от всей остальной действительности.
Она закономерно возникает при определенных
условиях развития материи.
В XX вв. революционные сдвиги
в научном познании, технический прогресс
и ряд других социокультурных изменений
несколько ослабили жесткое противостояние
классов, каким оно было в XIX в. Возникновение
философии жизни было связано с быстрым
развитием биологии, психологии и других
наук, обнаруживающих несостоятельность
механической картины мира. В центре этой
философии – понимание жизни как бесконечного,
абсолютного, уникального начала мира,
которое активно, многообразно, вечно
движется. Жизнь нельзя понять с помощью
чувства или разума, она постигается только
интуитивно, доступна лишь переживанию
Фридрих НИЦШЕ и Вильгельм
ДИЛЬТЕЙ заложили основы "философии
жизни" в Германии.
Среди основных идей ницшеанства
выделяется учение, которое Ницше
заимствовал непосредственно у
Шопенгауэра - это учение о воле как
первооснове всего сущего. Это
учение - ВОЛЮНТАРИЗМ - впервые у
Шопенгауэра оформляется как
самостоятельное направление в
философии. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра
явились одним из источников философии
Ницше.
"ВОЛЯ К ВЛАСТИ" - это одно
из основных понятий ницшеанства. "Воля к власти"
выступает у Ницше движущим началом мира.
Космологические принципы у Ницше являются
тем фоном, на котором провозглашаются
социально-политические и этические принципы,
каковые, по мнению автора, приобретут
больший вес, если предстанут как проявление
вселенских, универсальных, космических
сил. Даже предположение о существовании
мира "самого по себе" у Ницше есть
"метафизика". Термин "онтология"
по отношению к ницшеанству должен быть
взят в кавычки. Вся "онтология" Ницше
- это по сути только "аксессуары"
его философствования.
Теория познания Ницше направлена,
прежде всего, на создание благоприятного
фона для проведения им социально-политических
и этических принципов. По Ницше, в этом
мире, где нет никакого постоянства и устойчивости
"вещей", само познание обречено оставаться
лишь средством полезной для субъекта
выработки фикций, которые позволяют ему
выжить и осуществить свою "волю к власти".
"Познание работает как орудие власти",
- пишет Ницше.
Тематика человека как социального
существа у Ницше разработана куда более
детально, чем его "натурфилософия".
Однако здесь важно подчеркнуть, что этика
Ницше детерминирована его социально-политическими
установками, которые были реальной базой
его картины мира.
Социально-политические идеи составляют
ядро ницшеанства. "Космология" Ницше,
представляющая собой некий комплекс
"онтологических", "гносеологических"
и "этических" идей (все эти термины
приходится брать в кавычки в силу их недостаточной
адекватности применительно к ницшеанскому
философствованию) есть, в конечном счете,
обоснование его социально-политических
идеалов.
Мы выяснили, что важнейшим понятием
ницшеанства является "воля к власти".
Остановимся более подробно на идеях и
концепциях Ницше. Ницше решительно осуждает
господствовавшую в Европе мораль, если,
конечно, пытаться превратить ее в универсальное,
для всех значимое условие деятельности.
Она - "сумма условий сохранения бедных,
полуудачных или полностью неудачных
видов человека". Ницше пишет: "Что
справедливо для одного, вовсе не может
быть справедливым и для другого; требование
однообразной морали для всех ведет ко
вреду для людей высшего порядка; существуют
градации между людьми и, следовательно,
между видами нравственности".
Это не отрицание морали, а
ее релятивизация. Он пишет: "Я объявил войну
малокровному христианскому идеалу не
в намерении его уничтожить... Продолжение
христианских идеалов относится к числу
наиболее желательных вещей среди тех,
которые имеются..." Как реакцию на христианскую
"мораль рабов" Ницше провозглашает
новую "переоценку ценностей", возрождающую
"мораль господ" в самой откровенной
и жестокой форме.
СВЕРХЧЕЛОВЕК, по Ницше, является
субъектом "новой морали". Он пишет:
"Красота сверхчеловека явилась мне, как тень.
О, братья мои! Что мне теперь боги!" Здесь -
отказ от христианства, связанный с истолкованием
его генезиса как религиозной санкции
"морали рабов". На место христианской
религии Ницше ставит миф о сверхчеловеке.
Ницше выступает против демократии,
утверждая: "Так с неизбежностью образуется песок человечества:
все очень одинаковые, очень маленькие,
очень круглые, очень уживчивые, очень
скучные". Демократия является для него
адекватной формой господства "низкого"
человеческого начала. Ницше писал: "...создайте
себе понятие народа: для этого вам достаточно
никогда не думать о благородном и высоком".
Ницше резко негативно относится
к идеям социализма, утверждая, что социалисты
"прокладывают посредственным натурам свободный
путь", предлагают "додуманную до конца
тиранию низших и глупейших". Если демократизацию
Европы Ницше считал неизбежной, то социализм,
по Ницше, самое большее, "...может питать
надежду просуществовать лишь короткое
время крайне террористическими средствами...
Поэтому он втихомолку готовится к господству
ужаса".
Ницше считал социализм невозможным,
потому что "собственников всегда будет
более чем достаточно, что помешает социализму
принять характер чего-то большего, чем
приступ болезни: и эти собственники как
один человек держатся той веры, что "надо
иметь нечто, чтобы быть чем-нибудь",
и это старейший и самый здоровый из всех
инстинктов... Иметь и желать иметь больше,
рост, одним словом, - в этом сама жизнь".
Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием,
и в определенном смысле прав неокантианский историк философии
Виндельбанд, усмотревший в философии
Ницше протест против угнетения личности.
Однако нельзя закрывать глаза на то, что
Ницше не признавал за каждым человеком
права быть личностью. Напротив, громадное
большинство человечества для него - стадо,
в массах видел он и главную угрозу для
развития творческой личности. Во многих
отношениях фашистским идеологам, использовавшим
философию Ницше в своих целях, вовсе и
не нужно было "извращать смысл" воззрений
Ницше (хотя налицо были и тенденциозное
редактирование поздних работ Ницше его
сестрой, и практика избирательного цитирования
его сочинений).
В Германии существовало философское
течение, которое с помощью онтологических
моделей, основанных на понятии "жизнь",
истолковывало ИСТОРИЧЕСКИЙ процесс. Родоначальником
этого течения был Вильгельм ДИЛЬТЕЙ.
Он стал основателем так называемой "академической"
"философии жизни" в Германии, стремящейся
истолковать исторический процесс и соответственно
изменить понимание смысла и задач исторической
науки. Историческое знание или, говоря
шире, гуманитарное знание, совпадает
у Дильтея с науками о ДУХЕ.
Науки о духе Дильтей противопоставляет
наукам о ПРИРОДЕ. Здесь его позиция отличается от точки
зрения его современников - позитивистов
- философов, считающих все науки в принципе
однородными. Но она близка взглядам представителей
другого философского течения этого периода,
которые поставили вопрос о специфике
исторического, или вообще гуманитарного
знания - НЕОКАНТИАНЦЕВ фрейбургской (баденской)
школы. Однако в рассмотрении этого вопроса
ими и Дильтеем были существенные различия.
Дильтей утверждает, что "природу
мы объясняем, душевную жизнь понимаем".
Если неокантианцы, отвергнув понятие закона применительно
к истории, все же считали необходимым применение в историческом
исследовании рационального метода, то Дильтей, утверждая,
что предметом наук о духе является ЖИЗНЬ,
говорит, что "жизнь не может предстать
перед судейским креслом разума". То
есть по Дильтею, познание жизни или душевных
явлений, что является предметом наук
о духе - это понимание, оно достоверно,
истинно, но интуитивно и, по сути дела,
иррационально. "Во всяком понимании,
- говорит Дильтей, - имеется иррациональное,
как иррациональна и сама жизнь". Познание
же природы - это предметное знание, это
объяснение. Оно рационально, осуществляется
с помощью логических категорий, рассудочных
понятий. Но оно не достоверно, гипотетично
и не схватывает самой сути бытия.
У Дильтея методом наук о духе провозглашается непосредственное
переживание исторических событий и их истолкование.
В его системе "наук о духе" они принимают
форму "герменевтики" (с древнегреческого
- искусство истолкования), т.е. "искусства
понимания письменно зафиксированных
жизненных проявлений". Таким образом,
в отличие от неокантианства в философии
жизни Дильтея в трактовке им специфики
наук о духе проявляется сильная иррационалистическая
тенденция. Дильтей не отвергает науку.
Скорее он хочет ее иррационализировать,
внести в нее иррациональное начало, создав
тем самым какой-то совершенно новый, необычный
тип науки, в которой логика играет третьестепенную
роль. Самая общая задача, которую ставил
Дильтей, состояла в том, чтобы единой
методологией охватить всю историю духа.
Методологию наук о духе Дильтей
нашел в ПСИХОЛОГИИ. Дильтей утверждает,
что любая область наук о духе нуждается в психологии
для понимания своего предмета. Психология,
которая предлагается Дильтеем в качестве
основы и методологии наук о духе, должна,
однако, отличаться от той психологической
науки, которая сделала значительные успехи
во второй половине XIX века.
ОПИСАТЕЛЬНУЮ психологию
предлагает Дильтей в качестве основы
для наук о духе. Объясняющая психология,
полагает Дильтей, пользуется всем обычным
для естествознания научным аппаратом.
Она пытается вскрыть причинную связь
психических явлений, подвести эти явления
под определенные законы. Описательная
же психология не ставит своей целью давать
причинные объяснения психических явлений,
она хочет лишь описывать переживаемые
человеком душевные состояния. Описательная
психология лишь в самой общей форме давала
указания о принципах гуманитарного, в
частности, исторического познания или
"понимания". Они явно нуждались в
уточнении и конкретизации.
Решение многих проблем Дильтей
в последний период своей жизни увидел в древнем искусстве
ГЕРМЕНЕВТИКИ, которое, считал Дильтей,
может дать возможность реконструировать
и восстановить реальность прошлого на
основании документов, источников, исторических
памятников и произведений, запечатлевших
эту историческую реальность.
Герменевтика у Дильтея становится
специфическим и универсальным методом
философии. Но предметом ее остается иррациональная
жизнь во всех ее многообразных проявлениях
и выражениях. Философия, по сути дела,
оказывается сведенной к герменевтической
расшифровке "знаков" таинственной
жизни.