Философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 20:02, контрольная работа

Описание работы

Описать основные произведения, указать эпоху, к которой относится философ, философское направление или школу.

Содержание работы

1. Объяснить смысл понятий……………………………………………………………………3
3.Описать основные произведения, указать эпоху, к которой относится философ, философское направление или школу(Ж.- П. Сартр)…………………………………………8
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………11

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 34.17 Кб (Скачать файл)

 

 

ГБОУ  ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

         ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ»

 

Заочное отделение

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По  дисциплине  «Философия»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 22-21 гр. 1 курса

Юридического факультета

Фамилия: Курбанов Мансур Хаджимуратович

Проверил преподаватель:

доцент  Кулагина И.В.

 

 

 

 

                                                    

                                            СУРГУТ 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Объяснить смысл понятий……………………………………………………………………3

3.Описать основные произведения, указать эпоху, к которой относится философ, философское направление или школу(Ж.- П. Сартр)…………………………………………8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           1) Объяснить смысл понятий.

Аксиология - теория ценностей, раздел философии.

Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи  различных ценностей между собой, с социальными и культурными  факторами и структурой личности.

Апостериори - (лат. a posteriori, буквально — из последующего), знание, получаемое из опыта. Такой способ получения знания рассматривался уже в античности у Аристотеля, Платона, Боэция, а в средние века — у Ибн Рушда, Ибн Сины, Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. Анализ апостериорного познания занимал большое место в системе И. Канта, который полагал, что специальные законы науки могут познаваться только А., тогда как общие принципы познания независимы от всякого опыта, априорны.

Априори - (лат. a priori – из предыдущего), философский термин для обозначения особого рода изначального знания, извлекаемого из самого интеллекта (разума). Противопоставляется апостериорному (лат. a posteriori – из последующего) знанию, источником которого полагается чувственный опыт. По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости.

Гносеология - филос. учение о познании. В самом общем виде можно говорить об эмпирич., рационалистич. и иррационалистич. Г. Они могут быть подразделены на "гностические", предполагающие возможность целостного и даже окончательного проникновения в истину, и агностические, утверждающие лишь поверхностное "знакомство" с Абсолютом, если существование такового вообще предполагается. 

Дедукция - (от лат. deductio — выведение) — переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность дедукции заключается в том, что от истинных посылок она всегда ведет только к истинному заключению. 

Дуализм - (от лат. dualis — "двойственный", duo — "два") — качество или свойство двойственности, не сводимое к единству состояний, идей, тем, образов, функций. В сущности, бытие и сознание человека дуалистично, поскольку развивается между миром идей и действительности, духа и материи, Бога и дьявола, добра и зла, души и тела, веры и знания, рациональности и чувственности,пространства и времени, конечности и бесконечности, свободы и необходимости, индивидуальности иархетипа.

Идеализм - (от греч. idea — образ, идея) — филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материализму. Если материализм подчеркивает пространственное, телесное, чувственное, безоценочное, фактическое и механистическое, то И. делает ударение на внепространственном, нетелесном, сверхчувственном, нормативном или оценочном, телеологическом. 

Индукция -  (от лат. inductio — наведение) — форма мысли, в к-рой осуществляется переход от частного знания к более общему. В логике И. наз. умозаключение, позволяющее из наличия к-л. признака у части предметов данного класса делать вывод о присутствии этого признака у всех его предметов.

Иррационализм - (лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разумав постижении мира[1][2]. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Материализм -  (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Онтология -  учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда онтология отождествляется с метафизикой, но чаще рассматривается как ее основополагающая часть, т. е. как метафизика бытия. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе X. Вольфа.

Праксиология - (реже праксеоло́гия; от др.-греч. πράξις — деятельность, и λογία — наука, учение) — учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Область социологических и экономических исследований, которая рассматривает различные действия или совокупности действий с точки зрения установления их эффективности.

Рационализм - (от лат. ratio — разум) — философскомировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В философию термин «разум» перенесен из теологии, где им обозначалось направление, сторонники которого настаивали на очищении религии от всего, что не может найти разумного объяснения, подвергали догматы веры логическому анализу.

Реализм - философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта.

В философском значении термин Реализм употребляется в трех смыслах:

- реализм как направление противоположное номинализму и концептуализму (умеренному реализму) в средневековой философии (проблема универсалий);

- реализм служит для обозначения философского направления нового времени и, противостоящего идеализму. Выразителем этого вида реализма был Гербарт со своими последователями; Эпистемологический реализм или объективизм рассматривает истинное знание независимым от знаний, представлений и верований отдельного субъекта познания.  Эпистемологический реализм настаивает на идее, что наш чувственный опыт обеспечивает прямой, непосредственный доступ к объектам окружающего мира. 

- реализм как направление противоположное антиреализму в современной философии науки второй половины XX в.

Релятивизм - (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания.

Субста́нция - (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое.

Субстрат - (первоматерия, первовещество, первостихия, первоэлемент, единое начало, materia prima) (от лат. substratum — основа, фундамент) — в широком смысле, основа всегосуществующего. При этом субстрат часто отождествляют с материей и субстанцией. В более узком смысле, под субстратом понимают те простейшие структуры или образования, которые остаются устойчивыми, неизменными при любых преобразованиях вещи и обусловливают её конкретные свойства (например, атомы при химических реакциях).

Фальсификация - (лат. falsus— ложный и facio — делать) — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными.

Феноменология - (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающегосознания и выделение в нём сущностных черт.

Экзистенциализм - (философия существования) — иррационалистическое направление в совр. зап. философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам человека сегодняшнего дня, пользовавшееся большим влиянием в 40—60-е гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Описать основные  произведения, указать эпоху, к  которой относится философ, философское  направление или школу.

Вариант 14. Ж.- П. Сартр.

Ж.-П. Сартр (1905-1980) - один из ярчайших философов и идеологов французского экзистенциализма. Его философские и литературные произведения, тесно переплетенные между собой в единый творческий сплав экзистенциальной философии, стали классикой ХХ века. При этом Сартр не принадлежит к числу абстрактных философов, кабинетных теоретиков, академических светил философии. Его по праву можно назвать «идеологом» в прямом смысле этого слова, агитатором и адвокатом свободы личности и индивидуальности.

В конце 30-х Сартр написал  свои первые крупные произведения, в том числе четыре психологических  по своему содержанию труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, Сартр написал «Тошноту» - свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 году. В это же время в «Новом французском обозрении» печатается его новелла «Стена». Оба произведения становятся во Франции книгами года.

«Тошнота» представляет собой  дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля ХVIII века, проникается абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывает чувство тошноты; в финале герой приходит к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Творчество - единственное занятие, имеющее, по мнению Сартра в ту пору, хоть какой-то смысл.

В годы Второй мировой войны Сартр из-за дефекта зрения (он был практически слеп на один глаз) не попал в действующую армию, но служил в метеорологическом корпусе. После захвата Франции нацистами он проводит некоторое время в концлагере для военнопленных, но уже в 
1941 году его отпускают (какую опасность может представлять полуслепой метеоролог?), и он возвращается к литературной и преподавательской деятельности.

Основными произведениями этой поры стали пьеса «За запертой дверью» и объемный труд «Бытие и  ничто», успех которых позволил Сартру оставить преподавание и целиком  посвятить себя философствованию. 
Пьеса «За запертой дверью» представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, а характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по своей сути окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: «Ад - это другие».

Жан Поль Сартр проживал в одной из ключевых эпох в истории европейской культуры, которая была связанна с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Экзистенциализм, или философия  существования, - философское направление XX века, идеи которого получили широкое  распространение во многих европейских  странах, а также в США. Его  основоположниками на Западе считаются  немецкие философы Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские  философы Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриель Марсель (1889-1973), а также Морис  Мерло-Понти (1908-1961) и Альбер Камю (1913-1960). К экзистенциализму близко такое религиозно-философское течение, как персонализм.

Экзистенциализм не является академической доктриной, его основные темы - человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и  обретение смысла жизни, - близкие  любому художнику, писателю, поэту, с  одной стороны, сделали это направление  популярным среди художественной интеллигенции, а с другой - побудили самих экзистенциалистов  обращаться к языку искусства (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель).

Информация о работе Философия