Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 22:06, реферат
Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни.
Введение………………………………………………………………………………………………….…......…3
Филосовская идея мудрости………………………..…4
Развитие человеческого общества ..................6
Заключение…………………………………………………………………………………………………..….10
Список используемой литературы …………………………………………………...…………...…11
Алматинский Университет энергетики и связи
Электроэнергетический факультет
Кафедра социальных дисциплин
Философия
Семестровая работа №1
Тема: Философская идея мудрости и развитие человеческого общества
Выполнил: Семби.Г.Ж
гр. Э-12-11
№ зачётной книжки 124112
Проверила:
Доц. Шаракпаева Г.Д.
Алматы, 2013
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Филосовская идея мудрости………………………..…4
Развитие человеческого общества ..................6
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы …………………………………………………...…………...…
Введение:
Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. В учении Платона софия – это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий – философией.
В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.
Итак, любовь к истине и
мудрости, тщательный отбор, сопоставление
наиболее ценных достижений разума постепенно
становится самостоятельным родом
деятельности. Кроме познания мира
любовь к мудрости предполагала также
раздумья о природе человека, его
судьбе, о целях человеческой жизни
и ее разумном устройстве. Ценность
мудрости усматривалась и в том,
что она позволяет принимать
продуманные, взвешенные решения, указывает
правильный путь, служит руководством
человеческого поведения. Считалось,
что мудрость призвана уравновесить
сложные взаимоотношения
«Философия как поиск мудрости»
Философская идея мудрости - это поиск мудрости, поскольку нельзя быть достаточно уверенным ,что ты мудр
Философия зарождается, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Термин «философия» в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580–500 гг. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина <философия> связано с именем Платона. Первоначально понятие <философия> употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин, означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения и образа жизни. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия унаследовала
от мифологии и религии их мировоззренческий
характер, т.е. всю совокупность вопросов
о происхождении мира в целом,
о его строении, о происхождении
человека и его положении в
мире и т.д. Она унаследовала также
весь объем позитивного знания, которое
на протяжении тысячелетий накопило
человечество. Однако решение мировоззренческих
проблем в зарождавшейся
Философия – это
мировоззрение – система общих
теоретических взглядов на мир в
целом, место в нем человека, уяснение
различных форм отношения человека
к миру, человека к человеку. Таким
образом, относя философию к мировоззренческим
формам человеческой культуры, мы подчеркиваем
одну из существенных ее особенностей.
Философия – это теоретический
уровень мировоззрения. Следовательно,
мировоззрение в философии
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватные, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек).
Сравним философию с наукой. Это позволит выявить специфику научной ориентации философии.
Взаимоотношение философии
и науки имеет длительную историю.
В античности различие между ними
еще не было выявлено в должной
степени, любовь к мудрости понималась
как любовь к науке, т.е. к систематическому,
доказательному и проверяемому знанию.
В средние века в основном ситуация
оставалась прежней; новизна же состояла
в том, что и философия, и наука
оказались под прессом
Как бы то ни было, во все исторические эпохи философия и наука шли рука об руку, дополняя Друг друга. Многие идеалы науки, такие как доказательность, систематичность, принципиальная проверяемость высказываний, первоначально были выработаны в философии. Но для науки характерно наличие широкого спектра абстракций, каковые, как правило, в философии неуместны. Так, для философии значение искусства, религии, мифа сравнимо со значением науки; наоборот, в науке область человеческого бытия сужается, причем преднамеренно, именно до сферы науки. Искусство, религию, миф исследуют научными средствами, но их сокровенные черты в арсенал науки не включаются. Там, где наука разъединяет, философия объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы бытия человека.
«Развитие человеческого общества»
Способы и формы развития
общества весьма многообразны, каждый
конкретный социальный организм идет
своим путем, имеет свою историю.
Социальная философия, используя историческое
описание многообразных форм социального
бытия и развития, предлагает два
важных подхода к анализу истории.
При ее анализе одни исследователи
обращают внимание на момент повторяемости,
другие — на своеобразие истории.
Первый подход подмечает единство истории.
Условно его можно назвать
«линейным». В соответствии с «линейной»
концепцией историкo-прогрессивный процесс
совершается путем перехода общества
от одной стадии к другой, от менее совершенной
к более совершенной. Второй подход - культурно-релятивистский
- подчеркивает многообразие, многовариантность
развития социальных единиц (стран, народов,
государств) истории.
«Линейный» подход к истории впервые был
сформулирован в Новое время и оформился
в виде схемы: «Древний мир - Средние века
- Новое время». Этот подход был господствующим
и в XVIII в. в учениях французских просветителей.
В частности, Ж. Кондорсе считал весь исторический
путь человечества процессом перехода
от одной эпохи к другой, от первобытного,
родоплеменного состояния людей через
античные Грецию и Рим, через средние века,
книгопечатание и расцвет наук (Возрождение)
к эпохе буржуазного способа производства,
в котором, по мнению Кондорсе, заключено
будущее человеческого общества. В основу
деления общества на следующие одна за
другой эпохи Кондорсе ставит прогресс
человеческого разума, что вполне соответствует
просветительской модели общества.
«Линейный» подход к истории разделял
Г. Гегель, считавший, что всемирная история
направляется с Востока (это начало истории)
на Запад, где происходит завершение всемирной
истории. Принимая во внимание природные
условия и особенности исторического
общественного развития, их связь с духом
народа, Гегель отмечал, что Восток - это
детский возраст истории. Второй временной
этап — греческий мир — юность истории.
Он формирует индивидуальности. Это период
царства прекрасной свободы, где господствуют
гармония, мир и согласие. Третий период
- римский мир - возмужание истории. В Риме
индивиды становятся юридическими личностями,
частными лицами. Четвертый период — германский
мир, в котором дух достигает полного расцвета
и зрелости. Вершиной всемирной истории
Гегель считал прусскую монархию. Критерием
деления всемирной истории на отдельные
периоды у Гегеля выступает степень свободы
духа, которая в конечном счете ведет к
ее абсолютной форме (германскому миру).
Своеобразным сторонником «линейного»
подхода к истории был К. Маркс. Критерием
деления истории на определенные периоды
у Маркса выступает материальный фактор
— способ производства материальной жизни.
К. Маркс обратил внимание не столько на
особенности отдельных конкретных обществ,
сколько на их сходство и повторяемость,
заключающиеся в единстве (подобии) материальной
основы - способа производства материальных
благ. Если все единичные общества имеют
своим фундаментом (базисом) одну и ту
же систему социально-экономических отношений,
то эти общества относятся к одному и тому
же типу (несмотря на другие различия).
Эти типы обществ К. Маркс назвал общественно-экономическими
формациями. Понятие «формация» он заимствовал
из области геологии, и оно оказалось очень
удачным. Общественно-экономическая формация
означала одновременно состояние и процесс.
Она отображала функционирование социальной
системы через процесс становления и развития,
через достижение конкретных результатов.
Общественно-экономическая формация -
это исторический тип общества, основывающийся
на определенном способе производства
материальных благ и выступающий как ступень
прогрессивного развития мировой истории
человечества. Понятие формации составляет
основу материалистического понимания
истории, суть которого состоит в видении
истории как естественноисторического
и закономерного процесса возникновения
и последовательной смены одной формации
другой. Анализ истории с позиции естественноисторического
процесса представляет социум подсистемой
мира, которая имеет собственные объективные
законы, проявляющиеся в деятельности
масс.
Социальная философия раскрывает понятие
формации в трех аспектах: в теоретическом,
как бы в «чистом» виде; анализе конкретной
формации; в изучении сущностной основы
реальных социальных организмов (стран
и народов). Понятие общественно-экономической
формации в теории представляет абстрактно
логическую модель, которая констатирует
факт существования самостоятельных стадий
в прогрессивном восхождении общества,
а также его тип. В истории такими стадиями
выступают: первобытнообщинная, рабовладельческая,
феодальная, капиталистическая и коммунистическая
общественно-экономические формации.
В исторической реальности каждая конкретная
формация существует только в отдельных
обществах, в конкретных социальных организмах
в качестве их сущностной, объективной
основы. В реальной действительности «чистых»,
идеальных формаций нет. Существуют только
отдельные общества, имеющие типовую систему
экономических отношений, позволяющую
их объединить в конкретную формацию.
Коммунистическая формация в основном
имела гипотетическую, футурологическую
форму.
Каждая формация как целостная система
имеет свои законы возникновения, функционирования
и развития, но в формациях действуют также
и общие для них законы. Одним из таких
законов выступает устойчивое, повторяющееся,
необходимое, внутреннее и существенное
строение формации. В соответствии с данным
законом она представляет собой единство
базиса и надстройки. Базис - совокупность
производственных отношений, состоящая
из господствующего и негосподствующих
экономических укладов, реально существующих
на данный исторический момент. Он — основа,
фундамент, на котором возвышается социальная
надстройка, состоящая из нескольких «этажей».
Такими «этажами» являются политика, право,
мораль, искусство, религия, философия.
Каждый «этаж» представляет собой совокупность
трех основных элементов. Во-первых, надстройку
образуют различные общественные теории,
взгляды, идеи: экономические, политические,
правовые, нравственные, эстетические,
религиозные и пр., образующие общественное
сознание. Во-вторых, в надстройку входят
организации и учреждения (социальные
институты), реализующие теории: государство,
политические партии, профсоюзы, церковь,
семья и пр. В-третьих, надстройку составляют
также идеологические отношения: политические,
правовые, научные, религиозные, атеистические
и другие. Надстройка зависит от производственных
отношений (базиса), от всей системы материального
производства, но и активно воздействует
на него.
Производственные отношения являются
формой производительных сил общества,
предметов труда, орудий труда, людей и
вместе с ними составляют способ производства
материальных благ. С изменением производительных
сил меняются производственные отношения,
а вслед за ними происходит переворот
во всей надстройке. Одна формация сменяет
другую. Понятие формации отражает общую
логику развития всемирной истории с точки
зрения ее детерминации способом производства
и всей материально-производственной
жизнью, показывает единство социального
развития, абстрагируясь от частных явлений
и случайностей. Своеобразие же отдельных
обществ подчеркивает культурно-релятивистская
концепция истории.
Заключение
Слово философия греческого происхождения и означает любовь к мудрости. Любовь или стремление к чему-то предполагает осведомленность о предмете своего стремления и вместе с тем недостаток такой осведомленности. Когда мы слышим о знающем что-то человеке, мы испытываем уважение к нему за его знание и верим что оно может быть полезно и ему и другим. Специалистов (знатоков в каком-то деле) обычно нанимают и платят им деньги за работу по теме, с которой они знакомы. Когда же мы думаем о мудрости, то уважение к мудрому человеку даже превышает степень уважения к знающему. Значит мудрость скорее всего есть ничто иное как некая прогрессивная (более полная, совершенная) форма знания. Это знание и в деталях, и в общем, а также и в отношении ко всему возможному знанию о мире, внешнем и внутреннем. Говоря о мудрости, мы приходим к идее универсального, всеобщего, тотального знания.
Список используемой литературы:
Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Дашков и К», 2007.
Информация о работе Философская идея мудрости и развитие человеческого общества