Философская категория бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 13:35, контрольная работа

Описание работы

1. На основании категории бытия возможно понимание места человека в мире. Бытие – все реально сущее.
2. Гносеологическое определение материи как объективной реальности дополняется субстанциональным аспектом и позволяет удовлетворительно объяснять окружающий мир.
3. Материя обладает атрибутом движения, пространства, времени, структурированности.
4. Знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.

Содержание работы

1 Философская категория бытия 3
2 Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия 5
3 Философская категория бытия 13
3.1 В чем суть категории бытия в философии? 13
Заключение 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 46.66 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Московский  государственный университет технологий и управления

Филиал ГОУВПО «МГУТУ» в г. Мелеузе

                                                

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «Философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Студент       I        курса

 

Мелихова Наталья

 

Факультета: Экономики и предпринимательства

 

Шифр: 594-080502-09

 

Специальность: 080502

 

Работа сдана  на проверку:

 

Преподаватель: Садыков Р.Г.

 

Оценка:

   
 

Дата регистрации:

 

№ регистрации:

 

Подпись регистрирующего:

 


Оглавление

 

1 Философская категория бытия 3

2 Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия 5

3 Философская категория бытия 13

3.1 В чем суть категории бытия в философии? 13

Заключение 23

Список использованной литературы 24

 

 

 

1 Философская категория бытия

 

"Бытие" - фундаментальное понятие,  которое многие мыслители считают  основанием философии. При этом  издавна в него вкладывался  различный смысл; вокруг "бытия"  и учения о бытии (онтологии)  всегда велись и до сих пор  ведутся острые философские дискуссии.  При рассмотрении бытия мысль  достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же  время философское осмысление  бытия подводит к сокровенным  глубинам человеческой жизни,  к тем коренным вопросам, которые  человек способен ставить перед  собой в минуты высочайшего  напряжения духовно-нравственных  сил.

Быть или вовсе не быть - вот  здесь

разрешение вопроса.

Эти слова, которые вызывают в памяти знаменитый монолог Гамлета, на самом  деле вариант перевода (возможно, вольного) мысли, сформулированной за много столетий до Шекспира древнегреческим философом  Парменидом в поэме "О природе".

Вопросы Парменида и Шекспира - о разном. Парменидовское "быть или не быть" - вопрос о том, избрать ли "бытие", и только его, первоначалом философии. Решение Парменида - философское: "Можно лишь то говорить и мыслить, что есть: бытие ведь есть, а ничто не есть; прошу тебя это обдумать" [Перевод А. Лебедева.]. Гамлетовское "быть или не быть" - о личностном выборе:

Быть иль не быть, вот в чем  вопрос. Достойно ль

Души терпеть удары и щелчки

Обидчицы судьбы иль лучше встретить

С оружьем море бед и положить

Конец волненьям?

У. Шекспир. Гамлет. Акт III, сцена I

В первом случае размышлением охватывается мир в целом, включающий и человека. Во втором случае внимание человека сосредоточено  на его жизни и судьбе. Но как  бы ни различались шекспировский (гамлетовский) вопросы, они постоянно переплетаются  друг с другом.

Иногда, о бытии говорят и  пишут так, будто сменяющие друг друга интерпретации в истории  философской мысли исчерпывают  проблему бытия. Однако каждый из философов  прошлого трактовал её в соответствии с исходными принципами своего учения. Отсюда заметная разноголосица истолкований смысла и содержания этой фундаментальной философской категории. Бытие отождествлялось с особенным миром идей ("подлинное", вечное и неизменное бытие - в противовес миру преходящих вещей - у Платона), служило связующим звеном между сущностями и вещами чувственного мира (Аристотель), использовалось как понятие, позволяющее привести все бытийные творения к бытию как таковому, то есть к Богу (Фома Аквинский), ставилось в связь с существованием вещей самих по себе (Кант), разветвлялось в начальную категориальную сферу диалектической логики (Гегель), соотносилось в первую очередь с "бытием-сознанием" (Хайдеггер) и т.д. Многие из предложенных толкований высвечивают действительно важные аспекты проблемы. Однако ни одно из них, взятое само по себе, и даже вся их совокупность не исчерпывают проблемы бытия - она и сегодня, после многовекового развития философии, остается неисчерпаемой и открытой. Вместе с тем освоение опыта истории философии позволяет очертить общие проблемно-теоретические рамки темы бытия, поразмыслить над особой ролью и специфическим содержанием философской категории бытия.

2 Жизненные корни и философский смысл проблемы бытия

Мир есть, был и будет. В чем смысл проблемы бытия? Почему она постоянно - с древности и до наших дней - обсуждается в философии? Почему многие мыслители считали и считают её исходной для систематических философских размышлений? Понять смысл столь широкой философской проблемы - значит, прежде всего, выявить, какие корни она имеет в реальной жизни человека и человечества.

Наша жизнедеятельность опирается  на простые и понятные предпосылки, которые мы обычно принимаем без  особых сомнений и рассуждений. Самая  первая и самая универсальная  среди них - естественное убеждение  человека в том, что мир есть, имеется "здесь" и "теперь", иными  словами, что он наличествует, существует. Люди столь же естественным образом  рассчитывают и на то, что при  всех изменениях, совершающихся в  природе и обществе, мир сохраняется  как относительно стабильное целое, пребывает, являет себя во многих измерениях и данностях.

Проблема бытия возникает тогда, когда такого рода универсальные, казалось бы, естественные, предпосылки становятся предметом сомнений и раздумий. А поводов для этого более чем достаточно. Ведь окружающий мир, природный и социальный, то и дело задает человеку и человечеству трудные вопросы, заставляет задумываться над прежде не проясненными привычными данностями реальной жизни.

Размышление о бытии не может  остановиться на простой констатации  существования, то есть наличия, "присутствия" мира "здесь" и "теперь". Установив, что мир есть, существует, наличен "здесь", не естественно ли заключить, что мир существует, наличен не только "здесь", но и "там", за самыми дальними горизонтами? А поскольку трудно представить себе, что за самым последним горизонтом вовсе нет мира, то не значит ли это, что мир существует везде? Философия еще в древности ставила такие вопросы и тем самым шла по пути, открываемому внутренней логикой проблемы. (Мы отвлечемся здесь от того, что еще до возникновения философии мифология и религия вывели человечество к раздумьям о возникновении мира, о его "начале" и "конце", о его границах или бесконечности.)

Достаточно было сказать, что мир  существует "теперь", и напрашивались  вопросы о его прошлом и  будущем. Отвечая на них, одни философы доказывали, что бесконечный мир  непреходящ - всегда был, есть и будет; другие утверждали, что мир был, есть и будет, но имеет свое начало и  конец не только в пространстве, но и во времени. Иными словами, мысль о существовании беспредельного мира как целого далее соединялась с положением либо о преходящем, либо о непреходящем существовании мира. Идея о непреходящем (или, по крайней мере, очень длительном) существовании мира как целого в свою очередь подводила к вопросу о том, как с этим существованием соотносятся заведомо преходящие, конечные вещи и человеческие существа. Так выстраивалась уже целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно взаимосвязанные аспекты (подпроблемы).

Если утверждение о существовании  мира "здесь" и "теперь" опирается  на очевидные предпосылки, ориентации, факты человеческой жизни, то этого  нельзя сказать об идее не имеющего пространственных границ непреходящего  мира. Она отнюдь не вытекает из непосредственных наблюдений, из конкретного опыта  людей. Напротив, жизнь в условиях всегда ограниченной части Земли, жизнь, которая для человека (и многих существ) когда-то начинается и, увы, кончается, скорее наводит на мысль о преходящем мире, о существовании его границ в пространстве и времени. Вот почему для отдельного человека, особенно для того, чья личность и чей дух только формируются, мировоззренческое освоение идеи бесконечного и непреходящего существования мира становится непростой задачей. Но, быть может, человек в повседневной жизни не обременяет себя размышлениями о границах или безграничности мира, о преходящем или непреходящем его существовании?

Однако вспомним, сколь часто  каждого из нас быстротечная жизнь  заставляет задумываться и тревожиться  о хрупкости существования отдельного человека. Мы сопоставляем и связываем  нашу жизнь - наше преходящее существование - с непреходящим существованием природы, с жизнью и делами тех людей, которые  были до нас и будут после нас. А что это, как не обращение  мыслью к своему бытию и бытию  мира, то есть к преходящему и  непреходящему?

К бытию в его различных аспектах - но в особенности в связи с  человеческим существованием - обращается и художественная литература. В этом можно убедиться не только на примере "Гамлета". Русская литература тоже богата бытийственными размышлениями:

Все бытие и сущее согласно

В великой, непрестанной тишине,

Смотри туда участно, безучастно, -

Мне все равно - вселенная во мне...

Прошедшее, грядущее - во мне,

Все бытие и сущее застыло

В великой, неизменной тишине, -

такие эпические, философские строки написаны Александром Блоком.

Мысли о бытии - своего рода взлёт человеческой культуры, ее столь же чудесное, сколь и неизбежное восхождение к самым высоким, но отнюдь не отвлеченным абстракциям. И нередко религия или литература прикасаются к бытийственным изменениям мира трепетнее, проникновеннее, торжественнее и трагичнее, чем иная философия. Однако именно философия занимается темой бытия специально и профессионально. Конечно, не каждый философ и не каждое философское учение обращаются к бытийной проблематике. В философии бытие как тема и как категория - своего рода фундамент целостной философской мысли, а также и шпиль ее величественного здания. Или, если угодно применить другой образ: тема бытия - корневая система, из которой постепенно произрастает и мощно разветвляется вся философская проблематика. Вместе с ее произрастанием ветвится, укрепляется, складывается в самостоятельную дисциплину (онтологию) проблематика бытия. Размышления о бытии - "момент", когда философская мысль охватывает всю Вселенную, как бы соединяя бесчисленные миры, времена, жизни и судьбы многих человеческих поколений.

Первый аспект проблемы бытия - это  и есть длинная цепочка мыслей о существовании, ответы на вопросы, каждый из которых побуждает к  постановке следующего. Что существует? Мир. Где существует? Здесь и везде. Как долго он существует? Теперь и всегда; мир был, есть и будет, он непреходящ.

Как долго существуют отдельные  вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность? Они конечны, преходящи. Корень, смысл, напряженность проблемы - в противоречивом единстве непреходящего бытия природы  как целого и преходящего бытия  вещей, состояний природы, человеческих существ.

Бытие мира как выражение его  единства. Итак, внутренняя логика проблемы бытия (которой во многом соответствует история ее философского анализа) вела философию от вопроса о существовании мира "здесь" и "теперь" к вопросу о непреходящем (или преходящем) существовании мира как бесконечного (или ограниченного) целого. Философы, далее, обнаруживали, что мир, с одной стороны, неоднороден именно в его существовании: в целом он непреходящ, но отдельные его предметы и состояния преходящи. Бытие мира как целого неотделимо от бытия в мире всего, что существует. Но между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ (то есть сущих, если говорить на философском языке) имеются, таким образом, и различия. С другой стороны, мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Отсюда второй аспект философской проблемы бытия, который связан с вопросом о единстве мира.

Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Однако проблема возникает потому, что люди, практически действуя в окружающем мире, связывая благодаря своей деятельности преходящее с непреходящим, прежде всего, должны раскрыть для себя эти объективные отношения единства в многообразии. Кроме того, им приходится постоянно "встраивать" в единый, целостный мир созданные им отдельные предметы, конкретные целостности, отношения.

Человек в повседневной жизни, в  практической деятельности склонен  к поиску своего единства с природой, с другими людьми, с обществом (каждый из нас знает это по своему опыту). В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между  вещным и духовным, природой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти  и обрести общее между различными проявлениями окружающего мира. Тем  более что в нем самом слиты в неразрывное единство тело и дух, природное и общественное.

Именно в силу этого подход к  миру как единству многообразного - природно-вещного и духовного, природного и общественного - обязательно должен был родиться в человеческой практике, а затем стать и проблемой  культуры. В философии был поставлен  вопрос о всеобщем - общем для  всего. Отвечая на него, философы издавна пришли к выводу: предметы природы и идеальные продукты (мысли, идеи), природа и общество, различные индивиды едины, сходны прежде в том, что они "есть", наличествуют, имеются, "присутствуют", существуют, причем не только в их различиях, но и в рамках совокупного, единого существования мира.

Это и было философским открытием  проблемы бытия - толчком к анализу  того, в чем именно состоит единство мира, к поиску его необходимых  предпосылок, без чего невозможно раскрыть мировое единство. После открытия проблемы бытия как таковой предполагается дальнейшее движение от исследования предпосылок единства мира в его существовании (бытия) к раскрытию всех оттенков и аспектов его единства. Связь и различие между философскими понятиями бытия и единства, единого явились причиной того, что одни философы возвышали бытие над Единым (Платон), а другие (например, Плотин) считали, что Единое возвышается над всем, в том числе и над бытием. Пока речь идет о бытии как таковом (философы говорят: о "чистом бытии"), нецелесообразно сразу разбирать вопрос о том, как именно существуют различные целостности, входящие в единое бытие.

Информация о работе Философская категория бытия