Философская мысль России и Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

1. Культурно-историческое развитие восточных славян шло особым путем, отличным от западноевропейского. Как следствие, русская философия характеризуется значительным своеобразием и заслуживает отдельной беседы при изучении мирового философского процесса.
Первые известные нам опыты русского философствования относятся к XI – XII вв., т. е., к ближайшему периоду после Крещения Руси. Они были вдохновлены проповедью Евангелия и знакомством с патристической литературой. В качестве примеров можно назвать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (XI в.) и поучения епископа Кирилла Туровского (XII в.).

Содержание работы

1. Пролог и начало оригинальной русской философии
2. Русский религиозно-философский Ренессанс на рубеже XIX – XX вв.
3. Прошлое и настоящее белорусской философии

Файлы: 1 файл

TEMA_5_Filosofskaya_mysl_Rossii_i_Belarusi.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от Московской Руси (с конца XV в. - России), географически и культурно удаленной от Западной Европы, Русь Литовская (будущая Беларусь) в большей степени испытывала влияние процессов, происходивших в западноевропейской культуре. В XVI в., который называют «золотым веком» ВКЛ, по нашим землям распространились идеи Возрождения и Реформации. Среди их теоретиков и пропагандистов выделялись фигуры Франциска Скорины (ок. 1490 - 1541) и Сымона Будного (1533 - 1593).

В условиях Контрреформации  на территории ВКЛ открыли свои учебные  заведения иезуиты. Они принесли к нам традиции профессионального  философствования. В 1570 г. был основан Виленский иезуитский коллегиум (с 1579 г. – академия, а с 1803 г. - университет). В XVII в. здесь получили известность преподаватели схоластической философии Мартин Смиглецкий (1564 - 1618) и Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624 - 1695).

Были современниками, но очень по разному выстроили свои жизни и взгляды Симеон  Полоцкий (1629 - 1680) и Казимир Лыщинский (1634 - 1689). Первый развивал в своих сочинениях идеи христианского гуманизма и занимал высокое положение при дворе русского царя. Второй написал трактат «О несуществовании Бога» и был казнен за свои атеистические убеждения.

Идеи Просвещения  распространяли в ВКЛ Казимир  Нарбут (1738  - 1807) и Иероним Стройновский (1752 - 1815). Они стремились освободить философию от богословия и схоластического наследия, пропагандировали теорию общественного договора и методологию новоевропейской науки.

После антироссийского  восстания 1830 – 1831 гг. был закрыт Виленский  университет. В результате систематическое  философское образование и философские  исследования на территории Беларуси были прерваны почти на столетие. Функции философии отчасти взяла на себя литература. Большую роль в формировании белорусского национального самосознания в XIX в. сыграли писатели Винцент Дунин-Марцинкевич (1807 - 1884) и Франтишек Богушевич (1840 - 1900), в ХХ в. – Янка Купала (1882 - 1942) и Якуб Колас (1882 - 1956). По вопросу о культурно-исторической специфике белорусского народа их взгляды столкнулись с идеологией западнорусизма, которую представлял, например, историк Михаил Коялович (1828 - 1891).

С 1921 г. благодаря открытию БГУ у нас в стране возобновилось преподавание философии. В Советской Белоруссии, как и во всем СССР, она должна была вписываться в тематические и методологические рамки марксистско-ленинской философии. Новый период, более благоприятный для развития философских исследований, начался около двадцати лет назад.

 

Высказывания  русских философов:

Прекрасная  вещь – любовь к отечеству, но есть еще нечто, более прекрасное – это любовь к истине.

                                                                               П. Чаадаев

Верно понятый, не обманывающий себя неосновательными надеждами реализм должен, рано или поздно, отказаться от мечты о благоденствии земном и от искания идеала нравственной правды в недрах самого человечества.

                                                                               К. Леонтьев

Свобода не в  том, чтобы не сдерживать себя, а  в том, чтобы владеть собой.

                                                                              Ф. Достоевский

Плохо, если у человека нет чего-то, за что он готов умереть.

                                                                               Л. Толстой

Жить нужно  не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для  всех.

                                                                               Н. Федоров

Никакой человек  не достоин похвалы. Всякий человек  достоин только жалости.

                                                                               В. Розанов

Душа человека дороже царств мира, судьба личности первее всего.

                                                                              Н. Бердяев

Мы обязаны  страданию всем, что было творческого  в истории. Страдание есть соль жизни; и в то же время – ее стремящая сила; учитель меры и веры. Оно есть как бы ангел-хранитель человека, спасающий его от пошлости и очищающий его от греха.

                                                                               И. Ильин 


Информация о работе Философская мысль России и Беларуси