Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:40, реферат
1. Культурно-историческое развитие восточных славян шло особым путем, отличным от западноевропейского. Как следствие, русская философия характеризуется значительным своеобразием и заслуживает отдельной беседы при изучении мирового философского процесса.
Первые известные нам опыты русского философствования относятся к XI – XII вв., т. е., к ближайшему периоду после Крещения Руси. Они были вдохновлены проповедью Евангелия и знакомством с патристической литературой. В качестве примеров можно назвать «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (XI в.) и поучения епископа Кирилла Туровского (XII в.).
1. Пролог и начало оригинальной русской философии
2. Русский религиозно-философский Ренессанс на рубеже XIX – XX вв.
3. Прошлое и настоящее белорусской философии
В отличие от Московской Руси (с конца XV в. - России), географически и культурно удаленной от Западной Европы, Русь Литовская (будущая Беларусь) в большей степени испытывала влияние процессов, происходивших в западноевропейской культуре. В XVI в., который называют «золотым веком» ВКЛ, по нашим землям распространились идеи Возрождения и Реформации. Среди их теоретиков и пропагандистов выделялись фигуры Франциска Скорины (ок. 1490 - 1541) и Сымона Будного (1533 - 1593).
В условиях Контрреформации на территории ВКЛ открыли свои учебные заведения иезуиты. Они принесли к нам традиции профессионального философствования. В 1570 г. был основан Виленский иезуитский коллегиум (с 1579 г. – академия, а с 1803 г. - университет). В XVII в. здесь получили известность преподаватели схоластической философии Мартин Смиглецкий (1564 - 1618) и Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624 - 1695).
Были современниками, но очень по разному выстроили свои жизни и взгляды Симеон Полоцкий (1629 - 1680) и Казимир Лыщинский (1634 - 1689). Первый развивал в своих сочинениях идеи христианского гуманизма и занимал высокое положение при дворе русского царя. Второй написал трактат «О несуществовании Бога» и был казнен за свои атеистические убеждения.
Идеи Просвещения распространяли в ВКЛ Казимир Нарбут (1738 - 1807) и Иероним Стройновский (1752 - 1815). Они стремились освободить философию от богословия и схоластического наследия, пропагандировали теорию общественного договора и методологию новоевропейской науки.
После антироссийского
восстания 1830 – 1831 гг. был закрыт Виленский
университет. В результате систематическое
философское образование и
С 1921 г. благодаря открытию БГУ у нас в стране возобновилось преподавание философии. В Советской Белоруссии, как и во всем СССР, она должна была вписываться в тематические и методологические рамки марксистско-ленинской философии. Новый период, более благоприятный для развития философских исследований, начался около двадцати лет назад.
Высказывания русских философов:
Прекрасная вещь – любовь к отечеству, но есть еще нечто, более прекрасное – это любовь к истине.
Верно понятый, не обманывающий себя неосновательными надеждами реализм должен, рано или поздно, отказаться от мечты о благоденствии земном и от искания идеала нравственной правды в недрах самого человечества.
Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой.
Плохо, если у человека нет чего-то, за что он готов умереть.
Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.
Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости.
Душа человека дороже царств мира, судьба личности первее всего.
Мы обязаны страданию всем, что было творческого в истории. Страдание есть соль жизни; и в то же время – ее стремящая сила; учитель меры и веры. Оно есть как бы ангел-хранитель человека, спасающий его от пошлости и очищающий его от греха.