Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:03, реферат
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.
1. Введение
2. Особенности философии эпохи Возрождения
3. Гуманизм
4. Неоплатонизм
5. Натурфилософия
6. Заключение
7. Список используемой литературы
Содержание
1. Введение
2. Особенности философии эпохи Возрождения
3. Гуманизм
4. Неоплатонизм
5. Натурфилософия
6. Заключение
7. Список используемой литературы
Введение
"Величайший прогрессивный
переворот", каким явилась, по
определению Ф. Энгельса, эпоха
Возрождения, ознаменовался
"Эпохой Возрождения" или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.
Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.
Особенности философии
эпохи Возрождения
"Величайшим прогрессивным
переворотом" явилась эпоха
Возрождения, ознаменовавшаяся
Философия эпохи Возрождения
теснейшим образом связана с
развитием современного ей естествознания,
с великими географическими открытиями,
с успехами в изобретении новых
приборов (сложного микроскопа, телескопа,
термометра, барометра), благодаря чему
научные наблюдения стали значительно
более точными и более
Философия Возрождения была
пронизана отказом от авторитетов,
свойственного схоластике, обращение
к опытным данным, высоким доверием
к человеку и его собственному
разуму, отрицанием всяческих фантазий
(схоласты писали даже о природе
чертей) и заменой их свидетельствами
естествознания, представлением о единой
природе и идеей о
С точки зрения это философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.
Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:
• Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;
• Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;
• Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
• Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.
Основными направления философии эпохи Возрождения являлись:
• Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
• Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
• Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
Гуманизм
Гуманизм (человечный, человечность, человеколюбие) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения. Он охватывает период времени примерно в сто лет - от середины XIV до середины XV вв. В противовес христианско-теологическому религиозно-аскетическому пониманию человека, как "подобия божьего", рассуждениями церковной идеологии, которая всячески принижала человека и внушала мысль, что он слаб и беспомощен, гуманисты этого времени провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью; прославляли свободно действующую, всесторонне развитую живую человеческую личность, сочетающую естественные и духовные начала, обладающую широкими творческими возможностями и способностью к безграничному прогрессу. Эта личность имеет право не наслаждение и счастье в земной жизни, на все земные радости в соответствии со своей "человеческой природой". "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо" - было основным лозунгом гуманистов. Таким образом, в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, именно его они выдвигали на передний план, а не Бога, поэтому такую философию называют антропоцентристской с принципиально новым пониманием человека, предназначенного не столько к "спасению" во имя жизни вечной, сколько к земным делам.
Особенно большое значение
гуманисты придавали
По своему жанру гуманистическая
философия сливалась с
У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 - 1321гг.). "Последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени", Данте был выдающимся мыслителем, заложившим в своих произведениях (прежде всего в бессмертной "Божественной комедии", а также в философских трактах "Пир" и "Монархия") основы нового гуманистического учения о человеке
В своем творчестве Данте
был теснейшим образом связан
с современной ему философией,
теологией, наукой. Он воспринял разнообразные
течения тогдашней философской
культуры. Предстающая перед читателем
картина мира по своей структуре
еще вполне средневековая. Дело здесь
не только в унаследованной от античности
геоцентрической космологии, согласно
которой Земля есть центр Вселенной,
но и в том, творцом мира и его
организатором является Бог. И всё
же картина мироустройства в сравнении
с Библией и представлениями
философов раннего
Что касается предназначения
человека, то Данте видит его не
в подвижничестве во имя отречения
от мира и ухода от земных забот,
а достижении высшего предела
земного совершенства. И напоминание
о краткости земного
Так вера в земное предназначение человека, в его способность собственными силами совершить свой земной подвиг позволила Данте создать в “Божественной комедии" первый гимн достоинству человека. Данте открывает путь к новому гуманистическому учению о человеке.
Начало гуманизма, определившего собой основное содержание философской мысли эпохи Возрождения в XIV - XV вв., связано с многогранным творчеством великого итальянского поэта, "первого гуманиста" Франческо Петрарки (1304-1374). Петрарка был создателем новой европейской лирики, автором всемирно прославленных сонетов "на жизнь" и "на смерть", "Мадонны Лауры", канцон, мадригалов, эпической поэмы "Африка". Однако свои гуманистические идеи Петрарка развивал не только в гениальной, новаторской поэзии, но и в латинских прозаических сочинениях - трактах, многочисленных письмах, в том числе в его основном эпистолярии "Книге о делах повседневных".
Петрарка выступал против
схоластического способа
Большой интерес Петрарка
проявлял и к вопросам морали, которая
у него расходилась с догмами
аскетической христианской морали и
отражала его гуманистические взгляды.
В сочинениях "О презрении к
миру", "Об уединенной жизни", "О
средствах против страданий и
радостей" основоположник итальянского
гуманизма занимается разработкой
"искусства жизни", поисками путей
достижения душевного покоя, самообладания,
благородства, достоинства и полной
независимости при наличии