Философская система Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Аристотель, по словам Маркса, является вершиной древней философии. Греческая философия достигла при Аристотеле высшей степени процветания. Ф. Энгельс называл Аристотеля “самой уникальной головой” среди древних, мыслителем, исследовавшим “существенные формы диалектического мышления”. Аристотель жил в IV в. до н. э. К этому времени древнегреческая, античная, философия уже имела, хотя сравнительно и непродолжительную, но богатую историю. Еще в VII в. в Греции не было ни одного философа.

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
II. ЖИЗНЬ И СОЧИНЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Первый афинский период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Годы странствий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Второй афинский период . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сочинения Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
III. АРИСТОТЕЛЕВСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК . . . . . . . . . . .
Первая философия или метафизика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Предмет первой философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Бытие и мышление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Два критерия сущности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Сущность и материя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Материя и форма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Возможность и действительность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

контроша философия.docx

— 53.14 Кб (Скачать файл)

 

Бытие и мышление

 

Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, сторонник  тождества бытия и мышления. Поэтому  невозможно говорить об аристотелевском  бытии, не затрагивая вопроса о мышлении. Аристотель то идет от мышления к бытию, то от бытия к мышлению. Законы мышления для Аристотеля – законы бытия, и  наоборот. Поэтому то, что мы назвали первоаксиомой, является, по Аристотелю, основным законом как бытия, так и мышления. Философ доказывает свою первоаксиому от противного: всякий человек ее опровергающий, приходит в противоречие с самим собой. В этой связи Аристотель критикует Гераклита, который утверждал, что одно и то же существует и не существует, ибо, по Аристотелю, “невозможно, чтобы противоположные вещи находились в одном и том же”.

 

Сущность

 

Представление Аристотеля о  сущности – наиболее трудная для  понимания проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира направлено все внимание Стагирита, у которого “вопрос о том, что такое сущее, сводится к вопросу, что представляет собой сущность”. Проблеме сущности посвящены VII и частично VIII книги “Метафизики”. Аристотель далек от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме существования вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен с теми, кто “сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а также всеобщее”. Вообще же о сущности говорится если не в большем числе значений, то в четырех основных, во всяком случае: и суть бытия и общее, и род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых, лежащий в основе субстрат”. Из этих двух отрывков можно извлечь, по крайней мере, шесть возможных определений сущности:

  1. субстрат;
  2. суть бытия;
  3. то, что состоит из бытия и субстрата;
  4. всеобщее;
  5. общее;
  6. род.

 

Два критерия сущности

 

Критериями сущности, по мнению философа, являются:

  1. познаваемое в понятии;
  2. “способность к отдельному существованию”.

Парадокс в том, что  эти два критерия противоречат друг другу. Ведь Аристотель признает, что лишь единичное “обладает самостоятельным существованием безоговорочно”. Но единичные вещи не постигаются умом, они – до понятия, им нельзя дать определения. Аристотель ищет золотую середину. Рассмотрим вышеперечисленные определения сущности.

 

Сущность и  материя

 

Субстрат (“подлежащее”) определяется Аристотелем как “то, о чем  сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом”. Субстрат “лежит в основе двояким образом, или как эта вот отдельная вещь… или как материя для осуществленности”.

Материя Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное вещество: “То, что само по себе не обозначается ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее”. Такова первая материя. Во-вторых, в более широком смысле слова, материя – это “то, из чего вещь состоит” и “из чего вещь возникает”. Такое понимание включает в себя и первый смысл, ведь, в конечном счете, все возникает и все состоит из первой материи. Отдельные же вещи (исключая четыре стихии) возникают и состоят из уже предварительно оформленной “своей”, “специальной”, или “последней” материи.

Материя и форма

 

Итак, каждая чувственно воспринимаемая сущность есть нечто составное: она  слагается из материи и формы (сути бытия, сущности, первой сущности). “Индивидуальная”, или “составная” сущность вторична, материя и форма первичны. Вещь преходяща, тогда как материя и форма вечны. При этом материя как первоматерия едина, форм же много: их столько, сколько низших, ближайших к вещам видов, то есть таких видов, которые уже далее на виды не распадаются. Необходимо подчеркнуть, что форма – это не качество, не количество, не отношение, а то, что несет в себе суть вещи. Форма вечна и неизменна; “никто не создает и не производит, но вносит ее в определенный материал, и в результате получается вещь, состоящая из формы и материи”.

 

Возможность и  действительность

 

Отношение между формой и  материей углубляется и конкретизируется Аристотелем при помощи таких введенных им в философию понятий, как возможность и действительность. Эти понятия позволяют представить отношение материи и формы динамически, в движении. Оформляясь, материя переходит из состояния возможности в состояние действительности. Понятие возможности открывает перед Аристотелем большие перспективы. Оно, во-первых, диалектично. Так, первоаксиома, основной закон бытия и мышления, который запрещает противоречие на уровне действительности, на уровне возможности не действует: “В возможности одно и то же может быть вместе противоположными вещами, но в реальном осуществлении нет”. Поэтому Гераклит был бы прав, если бы все что он говорит о единстве противоположного, он говорил как о существующем в возможности. Во-вторых, возможность – это второй смысл, в котором Аристотель допускает существование небытия. Материя может обладать формой, но может быть и лишена ее. В то же время, обладая той или иной формой, материя лишена всех остальных. Лишенность – это и есть небытие. Таким небытием и оказывается первая материя. В-третьих, диалектика возможности и действительности позволяет Аристотелю определить в самом общем виде движение, как изменение вообще: “Движением надо считать осуществление в действительности возможного, поскольку это – возможное”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Непреходящей заслугой Аристотеля остается создание науки, названной  им этикой. Впервые среди греческих мыслителей он основой нравственности сделал волю. Аристотель рассматривал свободное от материи мышление как верховное начало в мире - божество. Хотя человек никогда не достигнет уровня божественной жизни, но,  насколько это в его силах. он должен стремиться к нему как к идеалу. Утверждение этого идеала  позволило Аристотелю создать, с одной стороны, реалистическую этику, основанную на сущем, т.е. на нормах и принципах, взятых из самой жизни, какова она есть в действительности, а с другой - этику, не лишенную идеала. Этика Стагирита, весь ее смысл и назначение состоит в том, чтобы показать, как избежать несчастья и достигнут счастья, доступного смертному человеку. По духу этического учения Аристотеля, благополучие человека зависит от его разума благоразумия, предусмотрительности. Аристотель поставил науку (разум) выше нравственности, сделав тем самым нравственным идеалом созерцательную жизнь. Сообразно своему этическому идеалу Стагирит высоко ценит традиционные античные добродетели гражданина - мудрость, мужество, справедливость, дружбу. Однако он не ведает о любви человека к человеку в том смысле, как этому стали учить христианские богословы. Гуманизм Аристотеля совершенно отличен от христианского гуманизма, согласно которому “все люди - братья”, т.е. все равны перед богом. Аристотелевская этика исходит из того, что люди не одинаковы по своим способностям, формам деятельности и степени активности, поэтому и уровень счастья или блаженства разный, а у некоторых жизнь может оказаться в общем и целом несчастной. Так , Аристотель считает, что у раба не может быть счастья. Он выдвинул теорию о “естественном” превосходстве эллинов (“свободных по природе”) над “варварами” (“рабами по природе”). Для Аристотеля человек вне  общества это или бог, или животное, Но так как рабы представляли собой иноплеменный, пришлый элемент, лишенный гражданских прав, то получалось, что рабы - как бы не люди. а раб становится человеком, только обретя свободу.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в аспектах природы отдельного человека. вторая - в плане социально-политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и поведения одной нравственности недостаточно. необходимы еще законы, имеющие принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то “общественное внимание (к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание - благодаря добропорядочным законам”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. А. Радугин  “Философия: Курс лекций”. Москва, “Центр”, 1998 г.

2. П.В. Алексеев, А.В. Панин  “Философия: Учебник для ВУЗов”. Москва, “ТЕИС”, 1996 г.

3. А. Н. Чанышев “Аристотель”. Москва, “Мысль”, 1981 г.

4. А. С. Богомолов “Античная философия”. Москва: МГУ, 1985 г.

5. Е.В. Табачкова «Философы». – М.: «РИПОЛ  КЛАССИК», 2002. – 512 с.

 


Информация о работе Философская система Аристотеля