Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 14:32, реферат
Описание работы
Буддизм – древнейшая из трех мировых религий. Он «старше» ислама на целых двенадцать столетий, а христианство «моложе» его на пять веков. В искусстве и культуре азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Америки и Европы. Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни.
Министерство образования и
науки Российской Федерации
Министерство образования и
науки Красноярского края
КГАОУ СПО «Канский педагогический
колледж»
Специальность 490201 «Физическая
культура»
Философские аспекты буддизма
РЕФЕРАТ
Выполнил: Юшкевич М.А,
Студент 200 группы
Проверил: Преподаватель
Кисельман А.В.
Канск-2015г
Оглавление
Введение
Буддизм – древнейшая из трех
мировых религий. Он «старше» ислама на
целых двенадцать столетий, а христианство
«моложе» его на пять веков. В искусстве
и культуре азиатских стран буддизм сыграл
роль не меньшую, чем христианство в странах
Америки и Европы.
Китайский буддизм – это религия,
которая говорит с верующими на языке
китайской культуры и национальных представлений
о самых важных ценностях жизни. Японский
буддизм – синтез буддийских идей, японской
культуры. Эта удивительная способность
гармонично вписываться в окружающий
культурный ландшафт, которая выделяет
буддизм среди остальных мировых религий,
позволила буддизму вобрать в себя большое
количество местных культов, идеологий,
верований, народных обрядов, культур
на всем географическом пространстве,
находившемся под его влиянием на протяжении
многих веков.
Европейцы, в отличие от азиатов,
стали проповедовать буддизм совсем недавно,
хотя с этим видом «идолопоклонства» английские,
португальские, голландские и прочие колонизаторы
встретились с самого начала своего вторжения
в страны Востока.
Только в первой четверти 19
века начинаются интенсивные исследования,
посвященные буддизму, возрастает интерес
к этому учению, появляется многочисленная
литература о нем. Благодаря индологам,
китаеведам, японистам, искусствоведам,
русским востоковедам была создана обширная
литература по буддизму, которая, однако,
крайне противоречива.
Один из знатоков буддизма О.
О. Розенберг сказал: «Буддизм является
силою, к которой одни относятся с крайним
отвращением, другие с чрезвычайной симпатией».
А известный специалист в области индийской
религиозно-философской мысли Ф. И. Щербатской
писал в своей книге так: «Хотя с того времени,
когда было начато научное изучение буддизма
в Европе, прошло сто лет, мы до сих пор,
несмотря на это, блуждаем в потемках относительно
важнейших положений этой религии».
Многих верующих буддизм привлекает
именно тем, что не требует коренной ломки
их образа жизни и привычек, в том числе
и отказа от обрядов, посвященных местным
богам; буддист может одновременно исповедовать
даосизм, синтоизм или любую другую “местную”
религию, поэтому довольно сложно установить
точное количество буддистов в мире. В
настоящее время только буддийских монахов
и монахинь насчитывается около 1000000. Число
же миран – последователей буддизма –
определить просто невозможно.
Изучение философских начал
буддизма чрезвычайно важно в настоящее
время потому, что религия играет важное
значение в современном политическом
мире. Религиозные распри и противоречия
зачастую приводят к кровавым конфликтам
и войнам. В последнее время серьезную
роль начинает играть религиозная нетерпимость
не лучших последователей ислама, поразивших
миру грозой всеобщего терроризма. Сегодня
– ислам, а вдруг завтра — буддизм? Вот
почему важно знать, не заложена ли в философии
буддизма “мина замедленного действия”,
которая может привести к серьезным катаклизмам
в современной цивилизации, и есть ли в
ней вообще что-либо такое, что может вызвать
обеспокоенность за воздействие ее на
умы миллионов ее последователей?
Люди обращаются к изучению
буддизма, в конце концов, еще и по той
причине, что один тот факт, что идеями
живет более трети всего человечества,
просто обязывает понять моральные устои
и нравственные установки этой восточной
части человечества, которые проистекают
из их буддистского верования и поклонения
Богу, которым для миллионов представителей
Азии является Будда.
1. Возникновение буддизма
Для того чтобы лучше понять
сущность философского учения Будды, нужно
показать условия возникновения и распространения
буддизма, его общественную роль.
На вопрос о возникновении этой
религии любой буддист ответит, что более
двух тысяч лет назад ее возвестил людям
Шакьямуни («отшельник из племени шакьев»),
то есть Будда, что означает «просветленный
высшим знанием». Среди буддистов нет
единого мнения о годах его жизни. По научной
версии время жизни основоположника буддизма
– с 566по 486 гг. до н. э. Если верить наиболее
консервативной буддийской школе – Тхеревада
– Будда жил с 624 по 544 гг. до н. э.
Задолго до возникновения буддизма
Индия имела оригинальные религиозные
учения, традиции и культуры. Существовала
такая религия, как ведизм, который уже
содержал черты, характерные для более
поздних индийских религий, в том числе
и буддизма. К этим чертам можно отнести
почитание некоторых растений и животных,
большинство бытовых и семейных обрядов.
В ведийской религии отражалось
классовое расслоение общества, она освещала
неравенство людей, объявляя, что деление
людей на варны (касты) установлено высшим
божеством Брахмой.
В соответствии с брахманизмом
общество делилось на варны:
1. брахманы – высшее сословие
духовных наставников и жрецов;
2. кшатрии – воины;
3. вайшьи – торговцы;
4. шудры – обслуживающие
все остальные сословия.
Ведизм отражал сохранение
значительных элементов племенной раздробленности,
неразвитость антагонистических противоречий
в индийской общине. К середине первого
тысячелетия до н. э. Эти черты приходят
в более резко выраженное противоречие
с теми сдвигами в общественных отношениях,
которые и явились главной причиной возникновения
буддизма.
Изучение обстоятельств возникновения
буддизма затрудняется тем, что древнеиндийских
хроник с изложением последовательности
событий и указанием на точные даты просто
не существует. Но многочисленные исследования
индологов все же раскрывают перед нами
события, происходившие в то время, поэтому
общественная обстановка в Индии того
периода (середина первого тысячелетия
до н. э.) в основных чертах известна. К
этому времени оформился сословно-кастовый
строй, укрепились рабовладельческие
отношения, слабели племенные и родовые
связи, менялись прежние взгляды и представления.
Классовые отношения осложнялись
системой варн, которая отражала усиливающуюся
классовую дифференциацию и классовую
борьбу. Самые различные группы населения
подверглись жестокой эксплуатации. Часто
оказывались в худшем положении, чем рабы,
различные категории вне кастовых, всевозможные
«наемные работники».
В 6 в. до н. э. на территории Индии
существовало множество небольших государств.
В Северо—Восточной Индии, где проходила
деятельность Будды, их было 16. По своему
общественно-политическому устройству
это были или племенные республики, или
монархии, которые враждовали между собой,
захватывали территории друг друга (уже
к концу жизни Будды многие из них были
поглощены государствами Магадха и Кошала).
Внутри общества происходил медленный
и неуклонный рост производительных сил,
вызывавший усиление классовой борьбы.
В 5 в. до н. э. делаются попытки
увеличить рабовладельческое хозяйство,
использовать труд рабов более рационально.
Высшей фазой развития рабовладения в
Индии был период объединения ее империей
Маурья. «Именно в маурийскую эпоху возникли
и оформились многие основные черты социальной
структуры, сословно-кастовой организации,
важнейшие институты древнеиндийского
общества и государства, получил развитие
ряд религиозно-философских течений, в
том числе буддизм, который постепенно
из сектантского монашеского учения превратился
в одну из трех мировых религий».
На фоне такой неспокойной жизни
всегда обостряются религиозные поиски,
люди стремятся обрести душевное равновесие
вдали от общества. Появляется множество
аскетов – людей, не имеющих собственности
и живущих подаянием. Именно среди аскетов-отшельников
и зарождались новые религии — буддизм,
джайнизм и другие учения, не признававшие
ритуалов брахманов, видевшие смысл не
в привязанности к вещам, людям, месту,
а в сосредоточении целиком на внутренней
жизни человека. Представителей этих новых
учений называли шраманалами («шрамана»
означает «совершающий духовное усилие»).
Центральным вопросом у богословов
становится вопрос о сущности души, путях
ее «спасения» из пут земного существования.
В отличие от периода рабовладельческого
строя человек теперь рассматривается
не как член определенной варны, а как
человек вообще, абстрактный человек.
Выдвигается идея единого морального
начала как фактора спасения для любого
человека. Последовательное выражение
этой идее дал буддизм, что, в частности,
и явилось одной из причин превращения
его в мировую религию.
Один из исследователей буддизма
К. К. Жоль точно изучил, описал в своей
публикации период, в который возник буддизм:
«Появление буддизма на исторической
арене совпадает по времени со значительными
изменениями в социально-политической
и экономической жизни древнеиндийского
общества. Весьма активно начинают о себе
заявлять периферийные районы брахманской
культуры, в которых все более выдвигаются
на первое место кшатрии…».
Буддизм связан не только с
брахманизмом, но и с другими религиозными
и религиозно-философскими системами
Древней Индии. Таким образом, появление
буддизма было обусловлено и объективными
социальными процессами, и подготовлено
идейно.
Ранняя история буддизма (6 –
3 вв. до н. э.) изучена очень слабо. Наиболее
интересны некоторые разделы книг Г. М.
Бонгард – Левина «Индия эпохи Маурьев»
и Г. Ф. Ильина. Литературное оформление
новое учение получило сравнительно поздно
– во 2 – 1 вв. до н. э. Лучше всего сохранился
палийский свод канонической литературы,
созданный около 80 г. до н. э. на Шри-Ланка
и названный позднее «типитака» (санскт.
– «трипитака») – «три корзины закона».
Ранний буддизм был для индийца
дополнением мышления и действия, которые
были ему знакомы с древних времен из йоги.
Даже сам отход Будды от телесного, заповедь
телесного аскетизма остались для многих
непонятными, как бы широко ни был распространен
в стране аскетизм.
Сильнее и более соответствующими
ндийской сути были распространенные,
особенно у коренных жителей на востоке,
фаллические культы народной религии.
Из них возник тантрический вариант буддизма,
возможно, еще раньше, чем образовался
тантрический индуизм, который до сих
пор играет в Индии важную роль в религиозной
жизни народа[5].
В 3 – 1 вв. до н. э. и в первых
веках н. э. происходит дальнейшее развитие
буддизма, в частности, создается связное
жизнеописание Будды, складывается каноническая
литература. Монахи –теологи разрабатывают
логические «обоснования» основных религиозных
догм, иногда именуемые «философией буддизма».
Одновременно развивалась и
другая, морально-культовая сторона буддизма,
т. е. «путь», который может привести каждого
к прекращению страданий. Этот «путь»
и был тем идейным оружием, которое способствовало
в течение многих веков удержанию трудящихся
масс в повиновении.
2. Учение Будды
Все началось вот так. Любимый
и избалованный отцом Сиддхартха Гаутама
провел беззаботное детство и юность.
Он родился в семье северно-индийского
выборного царя – раджи Шуддходана из
Капилавасту на сегодняшней границе между
Индией и Непалом. В 16 лет он женится по
желанию отца на своей кузине Яшодхаре,
которая через тринадцать лет счастливой
жизни ждет от него ребенка. Гаутаме уже
29 лет. И вот три неожиданные встречи вызывают
в нем душевный перелом: он последовательно
встречает дряхлого беспомощного старика,
затем больного – прокаженного и, наконец,
вздувшийся, пожираемый червями человеческий
труп. Каждый раз сопровождающий Сиддхатху
возничий дает ему соответствующее объяснение,
и юноша узнает воочию, что такое старость,
болезнь и смерть. Последовавшая затем
встреча с нищим, странствующим отшельником,
нашедшим успокоение в отречении от всего
земного, побуждает его последовать такому
примеру. (Этот эпизод проник в средние
века на западе в виде легендарно-назидательной
повести о “старце Варлааме и Иосафе,
царевиче Индийском”, которых католическая
церковь канонизировала как святых). Узнав
о рождении своего сына Рахула, будущий
Будда спешит освободиться и от этих новых
жизненных уз: “Блажен лишь тот, чье сердце
обрело покой; только когда угас огонь
наслаждения, греха, заблуждения и гордости,
когда угасли все страсти и пороки, только
тогда наступает покой. Для меня наступило
время покинуть дом и искать нирвану”.
Говорить о «буддизме вообще»
нельзя: в зависимости от времени и конкретных
условий существования он значительно
видоизменялся. Один из наиболее авторитетных
представителей русской буддологии О.
О. Розенберг писал: «…Системы буддизма
вообще, помимо отдельных школ, не существует
вовсе».
Обратимся к самому вероучению
в том виде, как оно изложено в канонической
литературе буддизма, лежащей в основе
устной его пропаганды монашеством и популяризации
его средствами искусства. Важнейшим источником
сведений о раннем буддизме являются сочинения,
которые были записаны к началу нашей
эры на языке пали на Цейлоне и известны
под названием Типитаки. Типитака содержит
в себе самые разнообразные произведения.