Философские идеи Дж. Бруно

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:45, реферат

Описание работы

Этическое воззрение Бруно заключаются в утверждении «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как подлинных мыслителей, поэтов, героев, которые возвышаются над размерной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Ф.В.Шеллинг и др.

Содержание работы

Введение
Дж. Бруно
Пантеизм Джордано Бруно
Космос и вселенная
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философские идеи Дж Бруно.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

 

Истины можно достичь  лишь философскими средствами, но ни в  коем случае теологическими. В отличие  от догматического авторитаризма Бруно  делает упор на том, что основой твердого и истинного знания должно быть сомнение, однако не в его абсолютизированном значении, не в виде скепсиса. Как и другие мыслители Ренессанса, он говорит о практическом значении

 познания, о "магии", т. е. о таком активном воздействии,  которое состоит в раскрытии  "тайн" природы.

 

Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро, которое неограниченно реализуется во вселенной (Единое и есть добро). Однако борьба за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении должен преодолевать страх личной гибели, уничтожения. Истинным мерилом нравственности является деятельность, земные цели человека. Он отвергает пассивный аскетизм религиозной веры, выступает и против пассивного гедонизма. Человеческая деятельность должна быть возвышенной, устремленной к бесконечности, частью которой является он сам. Человек должен познавать вселенную и в соответствии с этим реализовать самого себя.

 

Атеистическая философия  Бруно обусловлена историческими  обстоятельствами, эпохой. Его атеизм ограничен пантеизмом, содержащим, однако, сильные материалистические тенденции. Атака Бруно на тогдашнюю церковь и ее учение, на основания веры (например, отрицание загробной жизни и т. д.) была проявлением воинствующего духа философа и ученого.

В вопросах религии он выступил, можно сказать, более остро  и бескомпромиссно, чем, например, позже это сделали Ф. Бэкон и Р. Декарт. Он отверг догматическое авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в проблемы общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что религия может иметь исключительное влияние на примитивные народы. В будущем место религии откровения должна занять "религия разума". Ее исходные моменты он, собственно, и обозначил в своей философской системе.

 

Пантеистическая философия  природы Бруно завершает развитие ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и математических основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира, новый подход к вопросам методологии наук. К философам последующего времени, на которых оказал влияние Бруно, относятся Спиноза (пантеизм), Лейбниц (монадология), Шеллинг (диалектика).

 

Таким образом, основными  космологическими идеями Бруно явились  идея бесконечности вселенной, идея множественности обитаемых миров и т.д. Эти идеи являлись новаторскими и вызывали негативную реакцию клерикалов. Однако космологическая философия Бруно не являлась материалистической - космос его одушевлен, разумен, в нем присутствует сознательное, творческое начало.

 

Заключение

 

 

Воззрения Джордано Бруно, являющегося философом и поэтом, характеризуются как пантеизм, философское  учение, согласно которому Бог отождествляется  с мировым целым. В этом мировом  целом мировая душа и мировой  божественный разум совпадают. Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало знакомство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Разделяя космологическую теорию Н. Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Бруно развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной. Он рассматривал диалектические идеи о внутреннем родстве и совпадении противоположностей. В бесконечности, согласно Бруно, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя. Основной единицей сущего является монада, в деятельности которой оказываются слиянными телесное и духовное, объект и субъект. Высшую субстанцию составляет «монада монад», или Бог. Как целое она проявляется во всем единичном по принципу «все во всем».

 

Этические воззрения  Бруно заключаются в утверждении  «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному. Это уподобляет людей божеству, отличает их как  подлинных мыслителей, поэтов и героев, которые возвышаются над размеренной повседневностью. Идеи Бруно оказали влияние на таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Ф.В. Шеллинг и др. 17 февраля 1600 г. Дж. Бруно был заживо сожжен на площади Цветов в Риме. Его труды тоже сожгли. Его имя было запрещено упоминать публично. Своей жизнью и творчеством Дж. Бруно завершает эпоху Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

 

1. Кохановский В.П., Золотухина  Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия  для аспирантов: Учебное пособие. Изд. 2-е - Ростов н/Д: "Феникс", 2003. - 448 с.

 

2. Голубинцев, В.О. Данцев  А.А., Любченко В.С. Философия для  технических вузов./ Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004.

 

3. История философии  в кратком изложении. Пер. с  чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995- 590 с.

 

4. Спиркин А.С. Философия.  М., 2001

 

5. Введение в философию. 2 части. М. 1983.

 

6. Философский словарь  / под ред. Фролова И.Т. М. 1991.

 

7. Философия. Учебник  / под ред. Кохановского, Ростов-на-Дону. 1991.


Информация о работе Философские идеи Дж. Бруно