Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:12, реферат
Джордано Бруно родился в Ноле в 1548 г. При крещении ему дали имя Филиппе; имя Джордано он получил в монастыре Сан-Доменико в Неаполе совсем молодым, а с 1572 г. стал священником.
Еще в годы студенчества проявился его характер мятежника, и в 1567 г. против него был начат процесс, который остался незавершенным. В 1576 г. было возбуждено новое дело, не столько по подозрению в ереси, сколько из-за убийства одного из собратьев-монахов, который донес на него. Он был изгнан из монастыря. Бруно бежал в Рим, затем Ноли, Турин, Венеция, далее Швейцария, Франция, где и примкнул к свите французского короля.
Реферат ПО ФИЛОСОФИИ
ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ДЖ. БРУНО
Джордано Бруно родился в Ноле в 1548 г. При
крещении ему дали имя Филиппе; имя Джордано
он получил в монастыре Сан-Доменико в
Неаполе совсем молодым, а с 1572 г. стал священником.
Еще в годы студенчества проявился его характер мятежника, и в 1567 г. против него был начат процесс, который остался незавершенным. В 1576 г. было возбуждено новое дело, не столько по подозрению в ереси, сколько из-за убийства одного из собратьев-монахов, который донес на него. Он был изгнан из монастыря. Бруно бежал в Рим, затем Ноли, Турин, Венеция, далее Швейцария, Франция, где и примкнул к свите французского короля.
На протяжении всей его жизни, его сопровождали конфликты, ссоры, недопонимания, изгнания. Наверное, так о себе давал знать мятежный характер и итальянский темперамент.
В Швейцарии сблизился с кальвинистами, но был изгнан позже, затем в Англии его обвинили в плагиате и использовании чужих лекций, которых так и не поняли англичане. После этого последовала бурная стычка с последователями Аристотеля уже во Франции. В 1589 году в Германии он вступил в лютеранскую общину, и вновь через год его изгнали.
Во Франкфурте он через
книгопродавцев получил приглашение
от знаменитого венецианца, Джованни
Мочениго, желавшего изучить мнемотехнику,
в которой Бруно знал толк. Он неосторожно
принял приглашение и вернулся в Италию
в 1591 г. Но Мочениго донес на Бруно в Священную
канцелярию. Ученого арестовали, так начался
процесс над Бруно, который завершился
его осуждением и казнью через сожжение
17 февраля 1600 года. В 1889 году, спустя почти три столетия,
на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут
памятник в его честь.
«Быть может, вы с большим страхом произносите
этот приговор, чем я его выслушиваю!"
Идеи о Боге
у Джордано Бруно очень своеобразны, здесь
странным образом переплетаются христианство,
египетские верования, идеи «о Боге, как
о мировой материи», «Бог – всеобщий ум»,
«Бог – единство Вселенной и Природы»,
«Бог в вещах». По Бруно, следует восстановить
культ природных богов Греции и религию,
с помощью которой египтяне постигли божественные
идеи, божественное Солнце, Единое неоплатоников.
"Вот, значит,
никогда не обоготворялись
"Ты не знаешь, о Асклепий, что, как Египет — образ неба... так наша земля — мировой храм. Но, увы, наступит время, когда станет ясно, что Египет тщетно старался быть ревнивым хранителем божественного. <...> О Египет, Египет, от твоих религий останутся только легенды. <...> Темноту предпочтут свету, смерть будут считать полезнее жизни, никто не станет возводить очи к небу, на верующего будут смотреть как на безумного, кощунника считать благоразумным, неистового сильным, наихудшего лучшим. И, поверьте мне, будет осужден на смерть тот, кто религии предпочтет рассудок; потому что возникнет новый суд, новые законы, не останется ничего святого, ничего почитаемого: не будет слышно слова, достойного неба и небожителей. Останутся только падшие ангелы, которые, смешавшись с людьми, принудят несчастных к дерзости на всякое зло, как если бы оно было справедливым, начнутся войны, грабежи, обман и все противное душе и природной справедливости: наступят старость, расстройство мира, утрата веры. Но будь спокоен, Асклепий, потому что после того, как все это случится, Отец и Господь Бог, правитель мира, всемогущий покровитель... несомненно, положит конец безобразию, призвав мир к его исконному образу".
Так Джордано Бруно отзывается о католицизме и предлагает свое видение религии.
"Вера требуется
для наставления грубых
Бруно говорит о жизни души и о вселенском
разуме, который есть Бог, или Божественное.
"Божественное
полностью необъяснимо в
"Магия, в
той мере, в какой она обращается
к сверхъестественному,
У Бруно Бог становится имманентным, а жизнь космоса — божественной жизнью или бесконечным ее распространением. Поэтому становится понятным, как совпадают понятия Бога и природы, формы и материи, действия и силы, так, что Бруно смог написать: "Отчего становится нетрудно принять, в конце концов, что все, в соответствии с субстанцией, едино, что, может быть, и имел в виду Парменид, вульгарно трактуемый Аристотелем".
"Парменид сказал, что единое со всех сторон равно самому себе, а по Мелиссу оно бесконечно; между ними нет противоречия, но один, скорее, уточняет другого".
"Я же вижу
образ Бога в виде сферы,
с центром повсюду и без
периферии".
"Я говорю, Бог,
безусловно, бесконечен, ибо он сам исключает
всякий конец, и всякий его атрибут один
и их бесконечно много; и я говорю, что
Бог полностью бесконечен, ибо Он весь
во всем мире и в каждой его части бесконечно
и полностью — в противоположность бесконечности
вселенной, которая полностью во всем,
но не во всех частях".
Выше всего Бруно ставит "причину", или высшее "начало", именуемое им также сверхразумом, от которого происходит все, но который сам при этом остается для нас непознаваемым.
"Вся вселенная есть следствие этого начала; но из знания следствия нельзя получить знание причины, так же, как от статуи невозможно перейти к образу скульптора — ее создателя. Это начало — не что иное, как Единое Плотина.
"От божественной
субстанции — как потому, что
она бесконечна, так и потому,
что она бесконечно далека
от результатов нашей
"Сравнение
со статуей в значительной
степени неадекватно, —
"Итак, вселенная
едина, бесконечна, неподвижна. Единая
абсолютная возможность,
"И это называется
бесконечной вселенной, в
"Я говорю, что вселенная, безусловно, бесконечна, ибо она не имеет края, поверхности; я говорю, что вселенная несовершенно бесконечна, потому что каждая часть ее конечна и каждый из бесчисленных миров, входящих в нее, бесконечен".
2.3. Идеи о познании, душе, разуме
Джордано
Бруно в своих работах говорит о трех разновидностях
интеллекта — божественном, мировом и
множестве частных, но решающую роль приписывает
именно мировому - центральному, связующему
звену этой триады.
"Всеобщий ум
выступает как тот
Египетская" религия лучше христианской, поскольку это религия ума, реализующаяся в преодолении культа солнца, видимого образа солнца идеального, каковым является интеллект. "Тени идей" не осязаемы, они "магические образы", блики божественного разума, копиями которых являются осязаемые вещи. Обретая эти "магические образы", можно получить в уме слепок универсума, а значит, не только удивительную память, активизацию всех способностей человека, но и сокровенные знания.
Душу Бруно понимал так:
" Душа как формальное начало, названная ими источником форм; материя, из которой творится и формуется любая вещь — хранилище форм".
"Формы динамически
структурируют материю,
Чтобы узнать окончательное отношение Бруно к познанию, необходимо прочитать миф об Актионе и Диане. В центре мифа рассказ об охотнике Актеоне, который, не успев налюбоваться Дианой, был превращен из охотника в оленя, дичь, за которой охотятся, и был растерзан своими собаками. Диана — символ божества и единства Природе, а Актеон символизирует интеллект в погоне за истиной и божественной красотой; сторожевые псы — желания, а борзые Актеона (более быстрые) символизируют мысли.
Итак, Актеон обращен в объект познания (дичь), а его псы (мысли и желания) — в охотников. Почему? Да потому, что искомая истина — в нас самих, и, открыв это, мы открываем суетность наших собственных мыслей и понимаем,
"уже обретя истину в себе самих, что не было необходимости искать божественное вне себя".
"Таким образом, псы — мысли о божественном - пожирают Актеона, умерщвляя его как вульгаризацию, освобождая от смятения чувств, из тюрьмы плоти; чтобы он больше не любовался на свою Диану через щели и окна, но, разрушив стену, смог бы увидеть весь горизонт".
То есть, говоря иначе, чтобы обрести истину, нужно освободить себя, освободить свой разум и искать эту истину уже внутри себя!