Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 04:37, реферат
Можно выделить три основных периода в истории ленинской мысли: первый – 1893-1908 гг., второй – 1909-1917 гг., третий – 1917-1923 гг. Характерная черта всех трех этапов – разработка всех составных частей марксизма, их изменение в соответствии с новыми историческими веяниями. На каждом новом этапе происходило изменение ранее выдвинутых теорий в соответствии с новыми проблемами.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (10/22.04.1870 – 21.01.1924) – вождь революционного марксизма, основатель Советского государства, организатор коммунистического движения XX века.
После Маркса и Энгельса
главным духовным учителем Ленина был
Чернышевский и его концепция
«разумного эгоизма». На раннем этапе
развития философской личности Ленина
значительное влияние на него оказывал
Плеханов, на трудах которого воспиталось
целое поколение русских
Можно выделить три основных периода в истории ленинской мысли: первый – 1893-1908 гг., второй – 1909-1917 гг., третий – 1917-1923 гг. Характерная черта всех трех этапов – разработка всех составных частей марксизма, их изменение в соответствии с новыми историческими веяниями. На каждом новом этапе происходило изменение ранее выдвинутых теорий в соответствии с новыми проблемами.
Значение Ленина как философа может быть понято лишь в контексте тех грандиозных исторических свершений, которые наложили отпечаток на весь XX век – опыта истории утверждения и краха коммунистических режимов в России и других странах. Значительность и влиятельность духа и идеологии ленинизма (революционного марксизма эпохи империализма и пролетарских революций) определялись практической силой, широтой и основательностью коммунистического движения, прочностью социалистического движения в СССР, не в последнюю очередь – жизненной силой и притягательностью коммунистических идей. Ленин не занимался серьезно философией до 1908 года (когда была написана его важнейшая работа –«Материализм и эмпириокритицизм»). Ее вообще считают знаковой исследователи развития марксизма того периода в России, говоря, что именно с ее изданием началась та идеологическая и тактическая перестройка марксизма, которая и привела к революционной ленинской интерпретации. Две остальные работы глобального характера – «Философские тетради» и «О значении воинствующего материализма» не имели такого влияния, хотя и им придавалось определенное значение в формировании марксизма-ленинизма.
В первую очередь Ленин известен как философ, значительно развивший марксизм с точки зрения его практического применения политической реальности. Говоря о развитии марксизма, Ленин выделяет ряд объективных (общие условия возникновения, развитие и упрочение идеологии, накопленные объем и количество знаний, уровень развития науки) и субъективных (научная работа марксистов, внесение учения его идеологами в рабочее движение) сторон.
Ленин говорил, что
марксизм имеет определенное ядро,
систему основных принципов, которая
всякий раз выступает в конкретных
исторических условиях в качестве базы,
объективно-теоретической
Формулировка общей
закономерности взаимодействия теории
марксизма и истории
Оставаясь на словах (и во многом в действительности) верным Марксу, Ленин по существу оторвался от него и открыл в истории марксизма новую страницу. Однако все новое, что он ввел, можно свести к следующим принципам:
Философия в творчестве Ленина (как у всякого революционного марксиста) занимает особое место. Она представляет собой часть единого марксистского мировоззрения, фундаментальные принципы которого не подлежат никакому сомнению. Творческое развитие марксизма возможно лишь в сфере применения его на практике, конкретизации теории в свете новых исторических реалий и т.д., однако марксизм не только теория, но и связанная с ним практика – дело с конкретными историческими целями революционной борьбы и деятельности. Теория в марксизме не автономна и не самоценна, но всегда ориентирована на конкретные цели и обязана представлять интересы пролетариата, наделенного исторической миссией могильщика капитализма и строителя нового бесклассового общества.
Для Ленина теория вообще – прежде всего процесс и результат исследования определенных, вполне конкретных областей действительности.
Философия, предоставленная
самой себе, конституирующая себя
в качестве свободного поиска истины,
представляла в глазах Ленина небольшую
ценность. Академическая, профессорская
философия – предмет
Что касается философского понятия материи, то оно зачастую у Ленина совпадает с понятием бытия вообще. Например "материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях". Материя вообще признается неопределимой через род и вид, именно потому, что она есть всеобъемлющая реальность. Т.о. материальное признается единственным и объективным основанием человеческого духа, практики, объективного изменения в природе и обществе, базисом всякого изменения, способом, каким сознание, идеальное или субъективное, может быть не только выявлено, но и внешне организовано, объективировано и социализировано, обращено на достижение новых социальных отношений, на расцвет индивидуальности, а в конечном счете и на "самовозрастание" духа. Ленин-теоретик всецело полагается на суверенность объективного мира, на мощь народных масс – творцов истории, на способность материи мира коренным образом меняться под воздействием целенаправленной, одухотворенной (в смысле правильно идеологически поставленной) и научно организованной человеческой практики.
Ленин одним из первых заявил о своем видении проблемы революционности и революции в России. Если ортодоксальные марксисты, в духе последовательного марксизма, должны были бороться за капитализм с его эксплуатацией рабочих в России – за тем, конечно, чтобы потом, в неопределенном будущем, стать на сторону рабочих и повернуть фронт против капитализма. Ленин, напротив, сразу выступил за пролетарскую революцию в России, в надежде, что она будет поддержана мировым пролетариатом (главным образом – немецким). Отличает Ленина и вера в то, что Россия может миновать буржуазно-демократическую стадию развития, или предельно сократить ее, стремление к совершению именно к пролетарской революции. Фактически прав оказался именно Ленин (а не Плеханов и другие классические марксисты), но именно потому, что учение его не было ортодоксальным марксизмом, а своеобразным неомарксизмом, или даже русским марксизмом.
Общечеловеческой морали для Ленина не существовало. Морально, утверждал он, все, что способствует осуществлению социализма; аморально все, что этому препятствует. Идеи добра и зла, справедливости и несправедливости были только идеалистическими выдумками, которые существовали для прикрывания благочестивыми сентенциями факт "эксплуатации трудящихся".
Ленин признавал человека деятельным существом, т.е. действующим, активным, преобразующим себя и окружающий мир. Однако поиск человеческого счастья и борьба за него должны основываться на строжайшем и трезвом анализе действительности, т.е. на научном учете и знании того, что есть человек, каковы реальные закономерности и условия его существования.
Развивая материалистическое понимание истории, Ленин уделял большое значение исследованию таких феноменов XX века, как Мировая война, мировой революционный процесс, антиколониальное движение, мировое коммунистическое и рабочее движение.
Обобщая, можно сказать, что Ленин построил классический марксизм в "боевой порядок", внес определенные дополнения там, где это было необходимо для полкрепления революционной теории.
Ленинский этап в истории марксистской философии органично включил в себя не только закономерное завершение радикального замысла Марксовой революции и философии, но и богатое содержание отечественной, прежде всего – леворадикальной традиции.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Релятивизм – философское учение, утверждающее относительность и недостоверность знания в связи с тем, что мир постоянно меняется. Таким образом невозможно познать то, что находится в постоянном развитии (постоянное развитие абсолютизируется), а иметь мы можем лишь отражение какого-то момента, истинность которого уже утеряна, как и он сам.
2.Скептицизм – древнегреческое учение, утверждавшее о неистинности знания, полученного нашими органами чувств и, как следствие, непознаваемость мира такими «чувственными» способами.
ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия» им. В.Р. Филлиппова.
Реферат
На тему:
«Философские идеи Ленина»
Выполнила: студентка гр.5304,Кобунова И.С.
Проверила: Барлукова О.Д.
2013 г.