Философские идеи в литературных произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 21:43, контрольная работа

Описание работы

ХХ век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысле социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.1

Содержание работы

Введение
Основные направления философских размышлений Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Проблема человека, его судьба и смысл жизни в произведениях Ф.М. Достоевского
Концепция ненасилия в творчестве Л.Н. Толстого
Заключение

Файлы: 1 файл

ЧелФК философия.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

3 КОНЦЕПЦИЯ НЕНАСИЛИЯ  В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО

 

Лев Николаевич Толстой (1821 — 1910) велик и как писатель, и как мыслитель. Он выступает родоначальником концепции ненасилия. Его учение получило название толстовства. Суть этого учения нашла отражение во многих его произведениях. У Толстого имеются и собственные философские сочинения: “Исповедь”, “В чем моя вера?”, “Путь жизни” и др.

Толстой с огромной силой нравственного осуждения подверг критике государственные учреждения, суд, экономику. Однако критика эта была противоречивой. Он отрицал революцию как метод решения социальных вопросов. Историки философии полагают, что “заключая в себе некоторые элементы социализма (стремление создать на месте помещичьего землевладения и полицейски-классового государства общежитие свободных и равноправных крестьян, учение Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало исторический процесс с точки зрения “вечных”, “изначальных” понятий нравственного и религиозного сознания человечества”.17

Толстой считал, что избавление от насилия, на котором держится современный мир, возможно на путях непротивления злу насилием, на основе полного отказа от какой-либо борьбы, а также на основе нравственного самосовершенствования каждого отдельного человека. Он подчеркивал: “Только непротивление злу насилием приводит человечество к замене закона насилия законом любви”.

Считая власть злом, Толстой пришел к отрицанию государства. Но упразднение государства, по его мнению, не должно осуществляться путем насилия, а посредством мирного и пассивного уклонения членов общества от каких бы-то ни было государственных обязанностей и должностей, от участия в политической деятельности. Идеи Толстого имели широкое хождение. Одновременно их критиковали справа и слева. Справа Толстого критиковали за критику в адрес церкви. Слева — за пропаганду терпеливой покорности властям. Критикуя Л. Н. Толстого слева, В. И. Ленин находил в философии писателя “кричащие” противоречия. Так, в работе “Лев Толстой как зеркало русской революции” Ленин отмечает, что у Толстого “С одной стороны, беспощадная критика капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, — юродивая проповедь “непротивления злу” насилием”.

Идеи Толстого во время революции осуждались революционерами, так как адресовались они всем людям, включая и их самих. В то же время, являя революционное насилие по отношению к сопротивляющимся революционным преобразованиям, сами обагренные чужой кровью революционеры желали, чтобы насилие не проявлялось по отношению к ним самим. В данной связи не удивительно, что не прошло и десяти лет после революции, как было предпринято издание полного собрания сочинений Л. Н. Толстого. Объективно идеи Толстого способствовали обезоруживанию тех, кто подвергался революционному насилию.18

Как и Достоевский, Л.Н. Толстой все свои размышления подчиняет морали и так же мучается в поисках человеческой правды и смысла жизни. Это особенно остро чувствуется к концу 70-х гг., когда он находится в духовном кризисе, описанном им в «Исповеди». Неотвратимость смерти превращала для Толстого жизнь в бессмыслицу, и он с глубоким страданием переживал эту трагедию смерти. Несмотря на временное сближение с церковью, он в общем отрицательно относился к ней и к догматическому богословию, пытаясь создать новую религию без попов, церкви и ритуалов. Толстой осуществлял рациональную критику религии и полагал, что религиозные догмы противоречат законам логики и разума. Главный же вред церкви он усматривал в том, что она, проповедуя добро, сама участвует в том общественном порядке, который основан на насилии.

Для Толстого Бог отождествлялся с любовью, разумом, добром и совестью: именно эти всеобщие принципы этики должны быть положены в основу жизни людей и привести общество к разумному устройству. Принципы всеобщей любви, смирения и непротивления злу насилием и составляют, считал он, движущие начала развития общества.

Мировоззрение Толстого можно охарактеризовать как пан-морализм, которому подчинены все мысли философа. До конца своих дней он остается мучеником своих идей и исканий, терзавших его жизнь и совесть. Пафос его философии – поиск абсолютной и окончательной моральной истины и правды. Для него нравственность выше искусства и науки. Ибо только нравственность может ответить на главный вопрос существования человека – вопрос о смысле жизни. В результате Толстой приходит к выводу, что «смысл жизни только один: самосовершенствование». «То, что цель жизни есть самосовершенствование, – пишет он, – что совершенствование бессмертной души есть единственная цель жизни человека, справедливо уже потому, что всякая другая цель, ввиду смерти, бессмыслица».19

Таким образом, подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Но поскольку религиозно-нравственное самосовершенствование человека должно было дать ему определенный душевный и социальный порядок, то, очевидно, что полное отрицание всякой государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них выводов в утопической философии Толстого.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В контрольной работе были рассмотрены основные философские идеи в произведения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

Основные направления их философских изысканий соотносятся с особенностями русской философии в целом. Идеи этих писателей антропологичны, ибо они заняты проблемой человека и его отношений с миром; историософичны (Л.Н. Толстой), ибо писатель обращается к вопросам о смысле истории; социологичны, так как тесно связаны с решением проблем общественного развития; диалогичны (Ф.М. Достоевский), ибо ориентированы на сотворчество человека и Бога.

Ф.М. Достоевский — один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства. Значение творчества Достоевского велико как для русской, так и для западной философии. В России он оказал огромное влияние на все последующее развитие религиозной философии. На Западе его взгляды послужили одним из источников экзистенциализма – философии, поставившей в центр своих размышлений проблемы существования человека в мире.

В своих художественных творениях Толстой относится к народу как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания. Смысл жизни человека и человечества в целом он видит в преодолении отчуждения и свободном объединении людей на основе любви, в слиянии их с Богом путем осознания каждым в себе разумно-божественного, нравственного начала; через личное самосовершенствование каждого, где идеал – жизнь Христа, но не Бога, а человека, провозгласившего принцип непротивления злу насилием.

Список литературы

 

  1. Достоевский Ф. М. Возвращение человека: сборник избранных произведений. - М.: Советская Россия, 1989. – 560 с.
  2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 4. - Л.: Наука, 1972. – 329 с.
  3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов / В. А. Канке. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 344 с.
  4. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2004. – 736 с.
  5. Толстой Л. Н. Исповедь [Электронный ресурс] // Круг чтения: [web-сайт]. < https://www.facebook.com/LevTolstojKrugCtenia > (25.11.2013).
  6. Философия: учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ, 2004. – 523 с.
  7. Философия: учебник для высших учебных заведений / Под ред. В. П. Кохановского. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2004. – 576 с.
  8. Философия Толстого [Электронный ресурс] // русская философия // философия. < http://www.grandars.ru/filosofiya/filosofiya-tolstogo.html > (25.11.2013).

1 Философия: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов н/Д.: Феникс», 2004. С. 3.

 

2 Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. M.: Юристъ, 2004. С. 153.

3 Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. М.: Логос, 2002. С. 140.

 

4 Спиркин А. Г. Философия: учебник. М.: Гардарики, 2004. С. 213-214.

5 Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. М.: Логос, 2002. С. 140.

 

6 Спиркин А. Г. Философия: учебник. М.: Гардарики, 2004. С. 211-212.

7 Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов. М.: Логос, 2002. С. 140.

 

8 Философия: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. M.: Юристъ. 2004. С. 154.

9 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. M.: Юристъ. 2004. С. 155.

 

10 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972. Т. 4. С. 215.

 

11 Достоевский Ф. М. Указ. соч. С. 231.

 

12 Достоевский Ф. М. Указ. соч. С. 232.

 

13 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 4. Л.: Наука, 1972. С. 214.

 

14 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. M.: Юристъ. 2004. С. 155.

15 Достоевский Ф. М. Из «Дневника писателя»//Возвращение человека. М.: Советская Россия, 1989. С. 196.

 

16 Достоевский Ф. М. Указ соч. С. 196—197.

 

17 http://www.grandars.ru/filosofiya/filosofiya-tolstogo.html

18 http://www.grandars.ru/filosofiya/filosofiya-tolstogo.html

19 https://www.facebook.com/LevTolstojKrugCtenia

 

 

 


Информация о работе Философские идеи в литературных произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского