Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:32, контрольная работа
Философия как теоретическая дисциплина о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух традициях - китайской и индийской.
Восточная мысль во многом сходна с античной. Сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Философия Древнего Китая……………………………………………….4
2. Конфуцианство………………………………………………………..……6
3. Даосизм………………………………………………………………...……8
Заключение……………………………………………………………………11
Список литературы…………………………………………………………...12
Введение ………………………………………………………………………3
1. Философия Древнего Китая……………………………………………….4
2. Конфуцианство……………………………………………
3. Даосизм……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Философия как
теоретическая дисциплина о мире и человеке
практически одновременно возникает на
Западе и на Востоке. Становление восточного
философствования происходит в двух традициях
- китайской и индийской.
Восточная мысль
во многом сходна с античной. Сравнивая
восточную философию с западной, можно
считать их философствованием различного
типа.
В отличие от западной
(античной), для восточной философской
мысли не характерен полный отказ от мифологической
традиции. Используя логику и разумную
аргументацию для объяснения всеобщего,
восточная традиция не отвергает истин,
отраженных в мифе, а развивает и усложняет
их. Специфична в восточной традиции и
структура философского текста.
Любой философский
памятник многослоен. В нем содержится
напластование имен, образов, идей и концепций.
Он является произведением не одного автора,
но целой школы, время же его создания
измеряется столетиями.
1. Философия Древнего Китая.
Философия любой
страны зарождалась в самой сердцевине
мифологических понятий, и использовала
их материал в своих целях. Не стала исключением
в этом плане и философия Древнего Китая,
однако китайские мифы по сравнению с
мифическими образами других стран имеют
свою уникальную специфику. В качестве
героев здесь предстают реальные золотые
династии прошлых веков. Небольшое количество
материала, представленного китайскими
мифами, отражающее взгляды китайцев на
взаимодействие человека с окружающим
миром, его становление и взаимодействие,
не играет ведущей роли в древнекитайской
философии. Тем не менее, все китайские
натурфилософские учения берут своё начало
в мифологии и примитивной религии.
Религия, как и
философия Древнего Китая неповторима
и уникальна, неслучайно два основных
философских направления – конфуцианство
и даосизм имеют довольно яркие религиозные
предпосылки.
Культуру древнего
Китая, уходящую корнями в глубь веков,
отличает преемственность поколений,
благодаря которой процесс развития этой
культуры не знает сколько-нибудь значительных
разрывов. На протяжении нескольких тысячелетий
сохранились отличительные черты нации,
язык, письменность и культурные традиции,
которые и сегодня составляют принадлежность
каждого китайца, в какой бы части света
он ни жил.
Период китайской
истории, известный под названием «эпохи
Весны и Осени и Воюющих царств», был отмечен
политической нестабильностью и междоусобными
войнами, которые вели правители многочисленных
княжеств и царств на территории Китая.
Однако этот смутный период оказался весьма
плодотворным в развитии древнекитайской
философской и политической мысли. Появились
многочисленные мыслители, проповедовавшие
свои теории и создававшие свои школы.
Сложилась обстановка свободных дискуссий
и соперничества «ста школ». Наиболее
влиятельными были четыре теоретических
направления: учение Конфуция, учение
Моцзы, учение Лаоцзы (теория «Дао», дао-путь)
и легизм. В центре внимания всех философских
школ были проблемы создания хорошо организованного
и процветающего общества.
Наибольшую популярность
приобрели учение Моцзы и учение Конфуция,
их так и называли: «популярные школы».
Основатель первой из них Моцзы (468 - 376
гг. до н. э.) полагал, что главной причиной
социальной конфронтации является отсутствие
между людьми взаимной любви. Поэтому
он проповедовал любовь каждого ко всем
независимо от степени родства и знакомства,
выступал против проявлений недоброжелательства
и агрессивности, против войн и захвата
других государств. Моцзы стоял за бережливость,
не одобрял дорогостоящие пышные ритуалы
и обременительные правила этикета; выступал
за назначение чиновников по их достоинствам,
а не по принципу наследования; благожелательно
относился к религии. Сторонники Маоцзы
не одобряли замкнутость семейного быта,
ратовали за то, чтобы разбить семейные
рамки. Однако эта их концепция натолкнулась
на решительное сопротивление сторонников
традиционного сословно-родового уклада
и была отвергнута правителями последующих
поколений.
Возрождение философии
началось с книги перемен. Вселенная троична:
небо + человек + земля.
Под человеком
понимается император. Земля – квадрат,
в центре которого находится Китай.
Энергия вселенной
– цы. В которой выделяют 2 начала, инь
и ян.
Конфуций прокомментировал
книгу перемен, его трактат «десять крыльев».
Основная направленность – в прошлое,
внимание уделяется практическим проблемам
– управление государством. Характеристика
благородного мужчины, который должен
обладать человеколюбием, соблюдать этикет
(нормы поведения). Знание сопоставляется
с знанием древних текстов. Ценится верность,
каждый должен знать свое место.
Конфуций уделял
большое внимание проблемам этики и политики.
Основными категориями конфуцианства
являются понятия благородного мужа, человеколюбия
и правил ритуала.
Управлять государством,
согласно Конфуцию, призваны благородные
мужи во главе с государем - «сыном неба».
Благородный муж - это образец нравственного
совершенства, человек, который всем своим
поведением утверждает нормы морали.
Именно по этим
критериям Конфуций предлагал выдвигать
людей на государственную службу.
Главная задача
благородных мужей - воспитать в себе и
распространить повсеместно человеколюбие.
Человеколюбие включало в себя: попечение
родителей о детях, сыновнюю почтительность
к старшим в семье, а также справедливые
отношения между теми, кто не связан родственными
узами. Перенесенные в сферу политики,
эти принципы должны были послужить фундаментом
всей системы управления.
Воспитание подданных
- важнейшее государственное дело, и осуществлять
его надо силой личного примера. «Управлять
- значит поступать правильно».
В свою очередь,
народ обязан проявлять сыновнюю почтительность
к правителям, беспрекословно им повиноваться.
Прообразом организации государственной
власти для Конфуция служило управление
в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).
Конфуций был решительным
противником управления на основе законов.
Он осуждал правителей, делавших ставку
на устрашающие правовые запреты, и выступал
за сохранение традиционных религиозно-моральных
методов воздействия на поведение китайцев.
«Если руководить народом посредством
законов и поддерживать порядок при помощи
наказаний, народ будет стремиться уклоняться
от наказаний и не будет испытывать стыда.
Если же руководить народом посредством
добродетели и поддерживать порядок при
помощи ритуала, народ будет знать стыд,
и он исправится».
Главную роль в
истории политической и этической мысли,
несомненно, сыграло учение Конфуция,
его основные мировоззренческие взгляды
описаны его учениками в книге «Лунь юй».
Много веков эта книга являлась самым
влиятельным инструментом, воздействующим
на менталитет китайского народа.
Конфуций проповедовал
патриархальную концепцию государственной
власти, государство представлено в нём
как большая семья, император – отец, а
все отношения основаны на зависимости
младших от старших. Проще говоря, Конфуций
ратовал за аристократическую концепцию
правления, в то время как простой народ
к управлению государством не допускался.
Надо отдать должное
великому мыслителю, Конфуций не призывал
к насилию, а убеждал правящий класс упражняться
в добродетели и смирении.
По его мнению,
основная добродетель подданных состоит
в смирении и подчинении правительству.
Конфуций отрицательно
относился к внешним завоеваниям страны,
междоусобным войнам и подчинению своей
власти других народностей. Вместе с тем,
философия Древнего Китая не отвергает
значение законодательства, однако, по
всей видимости, уделяет ей лишь вспомогательную
роль.
Конфуцианство,
сразу же после своего возникновения,
занимает влиятельные позиции в политическом
и этическом учении Древнего Китая, провозглашается
официальной идеологией и остаётся на
правах государственной религии. Философия
Древнего Китая не представляет Конфуцианство
как цельное учение, некоторые его элементы
являются продуктами деспотичного централизованного
Китайского государства.
Философия Древнего
Китая не ограничивалась одним лишь конфуцианскими
взглядами, отличной альтернативой ему
стал Даосизм.
В центре внимания
этого учения находятся космос, природа
и сам человек, однако постижение этих
понятий происходит не по типу обыкновенного
логического мышления, а с помощью понятийного
внедрения в истинную природу существования.
Его основатель – Лао Дань, был современником
Конфуция, и Древнекитайская философия
с её взглядами на жизнь были ему отнюдь
не чужды.
Даосизм – трактат
«Книга о Дао и Дэ». Основателем течения
является Лао Дзы – архивариус. Главная
категория – Дао (путь). Под дао понимается
универсальный закон мира, который является
движущей силой всего.
Философский принцип увой (недеяния).
Принцип Дао Де
– метод философствования. Учение о бессмертии
– культ бессмертия.
Основы даосизма,
философии Лао-цзы излагаются в трактате
«Дао Дэ цзин» (IV-III вв. до н. э.). В центре
доктрины - учение о великом Дао, всеобщем
Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это
бесконечное движение. Дао - своего рода
закон бытия, космоса, универсальное единство
мира. Дао господствует везде и во всем,
всегда и безгранично. Его никто не создал,
но всё происходит от него, чтобы затем,
совершив кругооборот, снова в него вернуться.
Невидимое и неслышимое, недоступное органам
чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное
и бесформенное, оно даёт начало, имя и
форму всему на свете. Даже великое Небо
следует Дао.
Каждый человек,
чтобы стать счастливым, должен встать
на этот путь, попытаться познать Дао и
слиться с ним.
Согласно учению
даосизма, человек-микрокосм вечен так
же, как и универсум-макрокосм. Физическая
смерть означает только то, что дух отделяется
от человека и растворяется в макрокосме.
Задача человека в своей жизни добиться,
чтобы произошло слияние его души с мировым
порядком Дао. Каким же образом можно достичь
такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится
в учении Дао.
Пути Дао присуща
сила Де. Именно через силу “У вэй” Дао
проявляется в каждом человеке. Эту силу
нельзя истолковывать как усилие, а наоборот,
как стремление избегать всякого усилия.
“У вэй” - означает «недеяние», отрицание
целенаправленной деятельности, идущей
вразрез с естественным порядком. В процессе
жизни необходимо придерживаться принципа
недеяния - принципа увей. Это не бездействие.
Это деятельность человека, которая согласовывается
с естественным ходом миропорядка. Всякое
действие, противоречащее Дао означает,
пустую трату сил, и приводит к неудаче
и гибели. Таким образом, даосизм учит
созерцательному отношению к жизни.
Блаженства достигает
не тот, кто стремится добрыми делами завоевать
расположение Дао, а тот, кто в процессе
медитации, погружения в свой внутренний
мир стремится вслушаться в самого себя,
а через себя вслушаться и постичь ритм
мироздания.
Таким образом,
цель жизни осмысливалась в даосизме как
возвращение к вечному, возвращение к
своим корням.
Нравственный идеал
даосизма - это отшельник, который с помощью
религиозной медитации, дыхательных и
гимнастических упражнений добивается
высокого духовного состояния, позволяющего
ему преодолеть все страсти и желания,
погрузиться в общение с божественным
Дао.
Дао проявляется
через обыденную жизнь и воплощается в
поступках обученных людей, хотя мало
кто из них полностью «идет по Пути». Более
того, сама практика даосизма построена
на сложной системе символики взаимосоответствий
и единения мира общего, космического,
и внутреннего, человеческого. Всё, например,
пронизано единой энергией ци. Ребенок
рождается от смешения изначального ци
(юань ци) отца и матери; человек живёт,
лишь продолжая напитывать организм неким
внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее
состояние с помощью системы дыхательных
упражнений и правильного питания. Всё
по-настоящему «великое» связано с запредельным,
Дао, которое при этом ежемгновенно проявляется
в вещах, явлениях, поступках. Космическое
здесь постоянно проецируется на человеческое
и проступает в особом витальном «энергетизме»,
энергетической потенции, как самого Дао,
так и людей, которые смогли в полной мере
постичь его. Сам путь Дао воспринимается
как начало энергетическое, одухотворяющее,
например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Он одухотворил
божества и царей, породил Небо и Землю».
На сегодняшний
день Дао – одно из наиболее адекватных
понятий, объясняющих способы и происхождение
всего сущего на планете. Оно проявляется
в истории вещей, но само по себе самостоятельной
сущностью не является, поскольку Дао
источников не имеет. Человек здесь определяется
как часть природы, он должен удерживать
это единство с природой и жить в согласии
с миром, из которого собственно появился.
На этом основывается основное душевное
равновесие и спокойствие человека.
Таким образом,
философия Китая претерпевала значительные
изменения на самых ранних ступенях своего
развития. Поиск смысла жизни и стремление
найти своё место в этом мире позволила
многим величайшим умам человечества
оставить свой неповторимый и яркий след
в истории.
1. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов.
Философия. Учебник. 2-е изд., перераб. и
доп. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.;
2. И. Т. Фролов Введение в философию. Учеб.
пособие для вузов - 3-е изд., перераб. и
доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.;
3. В. О. Бернацкий, / Н. П. Маховой. Философия.
Конспект лекций: учеб. пособие – Омск:
Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с
Информация о работе Философские направления Древнего и Средневекового Китая