Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:20, реферат
Персонализм (от лат. persona - личность) - признании личности первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью. Мир, в котором живет и действует личность, есть проявление творческой активности верховной личности - Бога.
Формирование персонализма началось в конце прошлого века, в России и США. Основные принципы персоналистской философии были сформулированы Н. А. Бердяевым и Л. Шестовым. В последующем идеи персонализма нашли отражение в творчестве Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова, А. Белого, В. Иванова.
Неопозитивизм - философское
течение, восходящее к позитивизму, эмпиризму
и эмпириокритицизму.
Его наиболее известные представители:
Р. Карнап; А. Айер; Б. Рассел; Л. Витгенштейн;
Дж. Остин и др.
Основной задачей неопозитивизма является
борьба с онтологией, философией в целом,
стремление поставить себя над борьбой
материализма и идеализма.
Неопозитивисты полностью отказались
от метафизики, а вместе с ней и от идеи
абсолютного бытия и предельного основания
мироздания.
Неопозитивизм полностью отвергал
традиционную философию, включая умозрительную
натурфилософию, и предлагал заменить их новой философией — философией
науки. Главной задачей философии науки
считался анализ структуры естественно-научного знания
формально-логическими средствами.
Постпозитивизм — общее название для нескольких школ философии науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.
Основные представители: Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.
Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки.
Главная цель постпозитивизма – исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания.
Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.
По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыслом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии.
Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитивистов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.
Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:
1. проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, оказавшихся неистинными фактов);
2. проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям проверить правдоподобность научных теорий);
3. проблема рациональности (что такое рациональность в науке);
4. проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следует выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);
5. проблема понимания, нахождения общих точек зрения между представителями антагонистических теорий.
Постпозитивизм. Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер — весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик.
Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии.
Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира:
— философский;
— ментальный;
— мир объективной истины (мир роста научного знания).
По мнению Поппера, будущее науки — за
принципом фальсификации, позво
— если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена;
— лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;
— важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).
Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.
Неокантианство подготовило
почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало
внимание наэпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование
концепции этическогосоциализма. Особенно много сделали кантианцы
в деле обособления естественных и гум
В неокантианстве различают Марбургскую школу, занимавшуюся преимущественно логико-методологической проблематикой естественных наук, и Баденскую школу (Фрайбургскую, Юго-западную), сосредоточившуюся на проблематике ценностей и методологии наук гуманитарного цикла («наук о духе»).
Основоположником Марбургской
школы неокантианства считается
В разное время влияние неокантианских идей Марбургской школы испытали Н. Гартман и Р. Кронер, Э. Гуссерль и Х.-Г.Гадамер, Э. Бернштейн и Л. Брюнсвик.
В России сторонниками Марбургской школы
были Н. В. Болдырев, А. В.
Основателями Баденской школы считаются Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. Их учениками и сторонниками были философы Эмиль Ласк, Рихард Кронер.
В России к этой школе причисляли себя Н. Н. Бубнов, С. И. Гессен, Г. Э. Ланц, Б. Кистяковский, М. М. Рубинштейн, Ф. А. Степун и др.
НЕОКАНТИАНСТВО – философское течение второй половины 19 – начала 20 века. Возникло в Германии и ставило своей целью возрождение ключевых кантовских идейных и методологических установок в новых культурно-исторических и познавательных условиях. Центральный лозунг некантианства был сформулирован О.Либманом в работе Кант и эпигоны (Kant und die Epigonen), 1865: «Назад к Канту». Острие неокантианской критики было направлено против засилья позитивистской методологии и материалистической метафизики. Конструктивная часть философской программы неокантианства заключалась в возрождении кантовского трансцендентального идеализма с особым упором на конструктивные функции познающего разума.