Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 21:18, реферат
Работы немецкого философа Ганса-Георга Гадамера, являвшимся одним из самых выдающихся мыслителей ХХ века, внесли неоценимый вклад в философию искусства. В университетах Бреслау и марбурга он изучал философию, теологию историю искусств, теорию литературы. Большое влияние на него оказало знакомство в 1923 году с Мартином Хайдеггером, от которого он воспринял основы философской герменевтики. позже свое образование Гадамер дополнил классической филологией. С 1939 по 1947 гг. являлся профессором, а затем и ректором Лейпцигского университета. Позже преподавал в университете Гейдельберга вслед за Карлом Ясперсом.
Реферат
Философские основания ХХ века (по статье Г.- Г. Гадамера с использованием его статей «Философия и поэзия», «Философия и литература», «Введение к работе М.Хайдеггера «Исток художественного творения»)
Содержание
Список литературы
Введение
Работы немецкого философа Ганса-Георга Гадамера, являвшимся одним из самых выдающихся мыслителей ХХ века, внесли неоценимый вклад в философию искусства. В университетах Бреслау и марбурга он изучал философию, теологию историю искусств, теорию литературы. Большое влияние на него оказало знакомство в 1923 году с Мартином Хайдеггером, от которого он воспринял основы философской герменевтики. позже свое образование Гадамер дополнил классической филологией. С 1939 по 1947 гг. являлся профессором, а затем и ректором Лейпцигского университета. Позже преподавал в университете Гейдельберга вслед за Карлом Ясперсом.
Многие его исследования посвящены феномену языка, философским основаниям литературы и поэзии. В данной работе мы рассмотрим несколько его статей, вошедших в книгу «Актуальность прекрасн
Цель работы – описать философские основани
1. Философские основания ХХ века
1.1. Философские основания ХХ века
В статье «Философские основания ХХ века» Гадамер называет философию Фридриха Ницше как основополагающую для критики понятия сознания ХХ века. При этом он подчеркивает коренное отличие от критики понятия субъективного
«Наивность полагания» в аспекте ницшевских сомнений не выдерживает феноменологической критики. Еще Аристотелем было введено понятие apophasis, то есть «высказывание-суждение», что подразумевает чистое раскрытие сущего лишь в таких видах речи, в которых раскрывается чистое или ложное бытие, и исключает просьбу вопрос, приказ, как виды речи, не имеющие отношение к истинному бытию. В аспекте философии ХХ века это предполагает также наличие «чистого восприятия» и его соответствия аристотелевскому «чистому высказыванию», однако Гадамер пишет, что в контексте современной философской мысли «ни чистого восприятия, ни чистого высказывания не существует»1.
Понятие «чистое восприятие» рушится ус
Мартин Хайдеггер в связи с эти
В ХХ веке подрывается и главенство рефлексии, всегда сопровождаемой сопутствующей рефлексией. Гадамер приводит следующий пример: «когда я слышу звук, первичным предметом моего слыш
В связи с этим Гадамер вспоминает двух философов ХХ века – Ясперса и Хайдеггера. Ясперс пишет о пограничных ситуациях знания, когда «научная и вообще человеческая способность знания наталкивается на собственные границы»6, напрямую связанных с понятием экзистенции, используя понятие «высвечивание экзистенции», когда в пограничных ситуациях знания обнаруживается то, что в человеке собственно есть. Примерами таких «пограничных ситуаций» могут являться ситуация смерти и ситуация вины. Эта же мысль развивается и Хайдеггером в работе «Бытие и время», где вводятся такие понятия как «здесь-бытие», которое всегда «мое», «бытие виновным», «движение-к-смерти» и т.п. Одновременно Хайдеггером подчеркивается различие между собственно человеческим бытием и несобственным, заключающимся в поддержании жизни, публичности, понятии «das man» и пр. Хайдеггер призывает к позитивному пониманию конечности как «собственной основы всего состава человеческого бытия»7. «Понимание», описанное Хайдеггером как подвижная основа человеческого бытия, – это не «акт» субъективности, а сам способ бытия.
«Наивность понятия» определяется Гадамером как главенствующий аспект данного исследования. Гадамер пишет о языке как о сп
Об автономности языка Гадамер пишет и в статье «Философия и поэзия», где проводит параллель между философской и поэтической речью, объединенных способностью «замыкаться на себе», материализоваться в отвлеченном тексте, в отличие от речи обыденной, направленной вовне. Он упоминает Поля Валери, который приводил притчу, объясняющую это различие: «слово обыденного языка (…) подобно мелкой разменной монете или бума<span
class="dash0421_0442_0438_