Философские подходы к естествознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:54, курсовая работа

Описание работы

В.И. Вернадский родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет, семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е.М.Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е.М.Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.

Содержание работы

Введение 3
Философские подходы к естествознанию 5
Основные положения учения о ноосфере 10
Наука как основной фактор ноосферы. Связь с цивилизацией 13
Заключение 21
Список литеатуры 22

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики. Это условие соблюдается во всех странах с парламентской формой правления.

9. Свобода научной  мысли и научного искания от  давления религиозных, философских  и политических построений и  создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. Трудно говорить о выполнении этого условия в стране, где еще совсем недавно наука находилась под колоссальным гнетом определенных философских и политических построений. Сейчас наука от таких давлений свободна, однако из-за тяжелого экономического положения в российской науке многие ученые вынуждены зарабатывать себе на жизнь ненаучным трудом, другие уезжают за границу. Для поддержания российской науки созданы международные фонды. В развитых и даже развивающихся странах, что мы видим на примере Индии, государственный и общественный строй создают режим максимального благоприятствования для свободной научной мысли.

10. Продуманная система  народного образования и подъем  благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни. О выполнении этого условия трудно судить объективно. Однако Вернадский предупреждал, что процесс перехода биосферы в ноосферу не может происходить постепенно и однонаправлено, что на этом пути временные отступления неизбежны. И обстановку, сложившуюся сейчас в нашей стране, можно рассматривать как явление временное и преходящее.

11. Разумное преобразование  первичной природы Земли с  целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения. Это условие, не может считаться выполненным, однако первые шаги в направлении разумного преобразования природы во второй половине XX века несомненно начали осуществляться. В современный период происходит интеграция наук на базе экологических идей. Вся система научного знания дает фундамент для экологических задач. Об этом также говорил Вернадский, стремясь создать единую науку о биосфере. Экологизация западного сознания происходила начиная с 70-х годов, создавая условия для возникновения экофильной цивилизации. Сейчас экстремистская форма зеленого движения оказалась там уже не нужной, поскольку заработали государственные механизмы регулирования экологических проблем. В СССР до 80-х годов считалось, что социалистическое хозяйствование препятствует угрозе экологического кризиса. В период перестройки этот миф развеялся, активизировалось движение зеленых. Однако в современный период политическое руководство переориентировалось в основном на решение экономических проблем, проблемы экологии отошли на задний план. В мировом масштабе для разрешения экологической проблемы в условиях роста населения планеты требуется способность решения глобальных проблем, что в условиях суверенитета различных государств кажется сомнительным.

12. Исключение войн  из жизни общества. Это условие  Вернадский считал чрезвычайно  важным для создания и существования  ноосферы. Но оно не выполнено  и пока неясно, может ли быть  выполнено. Мировое сообщество стремится не допустить мировой войны, хотя локальные войны еще уносят многие жизни.

 

 

 

 

Заключение

 

Налицо все те конкретные признаки, все или почти все условия, которые указывал Вернадский для того, чтобы отличить ноосферу от существовавших ранее состояний биосферы. Процесс ее образования постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершенным. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.

Сам Вернадский, замечая  нежелательные, разрушительные последствия  хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил  в человеческий разум, гуманизм научной  деятельности, торжество добра и  красоты. Что-то он гениально предвидел, в чем-то, возможно, он ошибался.

Идеи Вернадского намного  опережали то время, в котором  он творил. В полной мере это относится  к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном - биосферном аспекте. Только сейчас рушатся иллюзии технократизма, покорения природы и выясняется сущностное единство биосферы и человечества. Судьба нашей планеты и судьба человечества - это единая судьба.

Становление этапа ноосферы Вернадский связывает с действием  многих факторов: единством биосферы и человечества, единством человеческого  рода, планетарным характером человеческой деятельности и ее соизмеримостью с геологическими процессами, развитием демократических форм человеческого общежития и стремлением к миру народов планеты, небывалым расцветом ("взрывом") науки и техники. Обобщая данные явления, ставя в неразрывную связь дальнейшую эволюцию биосферы с развитием человечества, Вернадский и вводит понятие ноосферы.

Необходимо иметь в  виду, что задача созидания ноосферы - это задача сегодняшнего дня. Ее решение  связано с объединением усилий всего  человечества, с утверждением новых  ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т. п. - все это и есть слагаемые ноосферы.

Устремленность в будущее, таким образом,- характерная черта  ноосферного учения, которое в  современных условиях необходимо развивать  со всех его сторон.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Философия. Курс лекций.-М.:Наука, 2001-469с.
  2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной циилизации, - М,          

          Владос1994-334 с.

  1. Барулин В.С. Социальная философия. Учебник.-М: ФАИР-ПРЕСС,  

          1999.-360 с.

  1. Философия. Курс лекций/под ред. В.Л.Калашникова.-М.:Владос,1999,-   

          384.

  1. Введение в философию/ Под ред. Ф.С. Файзуллина, - Уфа: УГАТУ,

          1997.




Информация о работе Философские подходы к естествознанию