Философские подходы к построению теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 17:13, реферат

Описание работы

На рубеже XVIII — XIX вв. в немецкой классической философии начинает разрабатываться категориальный аппарат, принципиально важный для построения теории коммуникации. Речь идет о категориях «субъект» и «объект», где под «субъектом» понимался человек в его активно - познавательном (но пока еще не преобразовательном) отношении к окружающему объективному миру — «объекту».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.87 Кб (Скачать файл)

 

Семиология привлекает внимание к наслоениям значений, которые можно реализовать в простой совокупности изображений. Барт полагал, что знаки сообщают скрытые, а также открытые значения, выражая нравственные ценности и пробуждая чувства или отношения в зрителе. Таким образом, знаки составляют сложные коды коммуникации. Сложность, в частности, обусловлена процессом, получившим наименование от К. Леви-Строса «бриколаж», — преобразование значения объектов или символов посредством нового использования или нестандартных переделок несвязанных вещей. Сам автор применял этот термин по отношению к практике создания вещей из любых подвернувшихся под руку материалов — структура и результат были важнее, чем составляющие части, изменяющиеся в процессе создания.

Социолингвистический подход имеет важное значение для теорий коммуникации. Социолингвистика охватывает область исследований, находящуюся в ведении социологии и психологии и связанную с социальными и культурными аспектами, а также с функциями языка. В предметную область социолингвистики входит обширный круг проблем, связанных с той активной ролью, которую язык играет в жизни общества (национальный литературный язык, сформировавшись вместе с нацией, становится важным фактором ее дальнейшей консолидации). Задача социолингвистики состоит не только в исследовании отражений в языке различных социальных явлений и процессов, но и в изучении роли языка среди социальных факторов, обусловливающих функционирование и эволюцию общества. Таким образом, социолингвистика изучает весь комплекс проблем, отражающих двусторонний характер связей между языком и обществом.

Теории коммуникации разрабатываются в рамках такого научного направления, как семиосоциопсихология. Предметом эмпирических исследований в ее рамках является мотивированный и целенаправленный обмен действиями, связанными с порождением и интерпретацией текстов — «текстовая деятельность» (Т.М. Дридзе), которая выступает как практически не прерывающийся коммуникационный процесс создания, обмена и интерпретации текстов.

 

ТЕОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Бурное развитие средств массовой коммуникации в XX в. обусловило пристальный интерес ученых к всестороннему исследованию их деятельности. Изучение массовой коммуникации первоначально развивается как часть общесоциологической теории. Американские социологи Р.Э. Парк, Ч.Х. Кули, У. Липпман трактовали массовые коммуникации как общение членов массы — «коллективной; группировки», возникающей на волне индустриализации и урбанизации. Массовые коммуникации рассматриваются как общение индивидов в пределах большого города, страны и даже мира в целом,; когда они оказываются вырванными из привычных условий взаимодействия и действуют независимо от социальных ролей, определяемых их

положением в обществе. Активно изучаются социальные функции массовой коммуникации.

Анализируя деятельность средств массовой коммуникации, в первую очередь телевидения, специалисты Лнненбергской школы выделили две их ключевые и связанные друг с другом функции — социальной интеграции и социализации. Выполняя эти функции,; масс медиа выступают в качестве средства сохранения сложившихся общественных отношений и структур. Внедряя в массовое сознание определенные культурные стереотипы и целенаправленно формируя определенный тип личности, они тем самым

способствуют закреплению и сохранению сложившейся системы

Общественных связей. Раньше эти функции выполняли мифология, фольклор^ и религия, в настоящее время они главным образом возложены на телевидение, вводящее массового зрителя в мир особой условной культуры с ее представлениями о жизненных ценностях и порядках. Подобно тому, как мифы сопровождали человека на протяжении всей его жизни, так мифы и легенды нового «электронного духовенства» вторгаются в сознание современных людей и связывают их телевизионным экраном от колыбели до могилы, предшествуя чтению и отвлекая от него.

Новый этап в развитии теорий массовой коммуникации связан с осознанием того, что представления, согласно которым влияние средств массовой коммуникации определяется их прямым воздействием на аудиторию, носят упрощенный характер. На этом этапе, во-первых, была выдвинута теория селективной, экспозиции, которая утверждала, что аудиторию нельзя представлять как послушную массу, некритически, воспринимающую любую информацию. Каждый человек (как личность, как индивидуальность) имеет собственные вкусы, предпочтения и интересы, в соответствии с которыми осуществляет выборочное потребление информации, предлагаемой СМИ.

Вслед за этим была выдвинута теория урегулирования повестки дня, популяризировавшаяся М. Маккомбсом и Д. Шоу, согласно которой средство массовой коммуникации не столько заставляют людей думать, сколько формируют их отношение к событиям. В связи с этим выдвигается такая категория, как «повестка дня» — проблемы или события, которые своевременно оцениваются по степени их важности. Повестка дня носит запрограммированно-выборочный характер, поскольку и темы, и проблемы, прежде чем они станут достоянием массовой аудитории, подвергаются тщательному отсеву и распределяются в соответствии с той степенью значимости и информационном пространстве, которая им предназначается самими СМИ. Выделяются такие разновидности повестки дня, как у регулирующая, когда средства массовой коммуникации влияют на общественное мнение, и выстраивающая, когда общественное мнение и средства массовой информации влияют на повестку дня официальной политики. В любом случае масс медиа отводится активная роль, аудитории — роль пассивного приемника информации

 

   Теория  обретения пользы и удовлетворения, представленная в конце 1960-х гг. Бламлером и Э. Кацем близкая теории селективной ЭКСПОЗИЦИИ, утверждала напротив, что зрители отнюдь не пассивно воспринимают сообщения средств массовой информации. Члены аудитории, согласно данной теории являются активными отборщиками сообщений, ориентируемыми

своими целями потребностями, интересами, ценностными ориентациями. Активность потребителя информации обусловлена также, внешними обстоятельствами, к которым в первую очередь относится конкуренция средств массовой коммуникации. Мотивация активности включает полезность.

Массовые коммуникации являются составным элементом общественной жизни» такие функции, как удовлетворение познавательного

пробуждения, информационного поиска, обособления, оказание помощи в проведении досуга управлении распорядком дня. Этот подход вызвал критические оценки за недостаточное теоретичности и последовательности, ведущие к односторонней оценке средств массовой коммуникации без учета негативных последствий их функционирования.

      Теория  зависимости, сформулированная С. Болл-Рокеш  и М. де Флер, в определенной  мере преодолевала подобную односторонность, характеризуя комплекс отношений  между реципиентами, средствами  информации и социальной системой. Данная теория показывает наличие  сложной системы взаимодействий  между средствами информации, их  аудиторией и обществом в целом, а также устанавливает существование  сильной зависимости потребностей  и целей людей от деятельности  средств массовой информации. В  итоге были достигнуты такие  познавательные результаты, как  объяснение процесса формирования  отношения человека к происходящим  событиям и формирования его  убеждений, согласование индивидуальных  и общественных норм и ценностей, урегулирование повестки дня, укрепление  системы информационного влияния, разъяснение значений передаваемых  и воспринимаемых сообщений и  др.

Анализ перечисленных теорий и подходов позволяет сделать следующие вывода Всестороннее изучение коммуникации не может представлять ничего иного, кроме рассмотрения концепций и утверждений разного уровня обобщения, которые помогают описывать, объяснять, оценивать, предсказывать и управлять событиями коммуникации. I.)моете с тем невозможно создать теорию коммуникации путем простого суммирования, механического соединения многочисленных концепций. Для ее построения необходимо обобщение тех знаний о коммуникации, которыми располагают социальные, гуманитарные, естественные и технические науки, создающие эмпирическую и теоретическую базу теории коммуникации.

 

ВЫВОДЫ

  • Теоретические истоки современной коммуникативистики обнаруживаются в классическом периоде античной философии, когда центральной для философских рассуждений становится проблема человека. Обращение к проблеме человека выводило на первый план проблему человеческих отношений и человеческого общения.
  • Изменения в характере общественных связей и отношений, происходящие на каждом последующем этапе человеческой истории, получали соответствующее теоретическое отражение. Усложнение общественных связей и отношений влекло за собой структурное усложнение и большее разнообразие коммуникативного знания.
  • До XIX в. включительно осмысление проблем человеческой коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. В XX в. большой вклад в развитие теории коммуникации и методологии исследована коммуникативных процессов внесли социология, психология, культурология, филологические, технические и другие науки.
  • Возникновение и широкое распространение электронных средств коммуникации в XX в. стимулировали исследовательский интерес к проблеме массовой коммуникации. В результате было выдвинуто и получило эмпирическое подтверждение большое количество теорий, осмысляющих изменяющих роль и значение СМИ в современном обществе.

 


Информация о работе Философские подходы к построению теории коммуникации