Философские проблемы современной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:55, контрольная работа

Описание работы

В современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей. По сравнению с прошлыми периодами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную с общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.

Содержание работы

Введение 3
1. Глобальные проблемы человечества и их классификация 4
2. Основные философские проблемы современной цивилизации 7
2.1. Проблемы экологии 7
2.2. Демографические проблемы 11
2.3. Проблема ресурсов 13
2.4. Проблема мира и войны 15
3. Возможные пути преодоления глобальных проблем 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

контрольная философия.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Система образования  должна быть непрерывной и постоянной, разноуровневой и разнообразной. Без воспитания соответствующих человеческих качеств невозможно применение экологически чистых технологий, разумное отношение к природным ресурсам, установление справедливого экономического порядка. Невозможна разумная формулировка целей современного человечества как единого целого.

Таким образом, философско-антропологический подход выявил значимость темы образования  человека для решения глобальных проблем.

Этот подход дает объяснение тех причин, в силу которых люди нередко равнодушны к глобальной проблематике. Несерьезное отношение людей во многом связано с трудностями выработки мировоззрения, адекватного сложившейся ситуации. В связи с этим возникает потребность в формировании глобального сознания, которое способно разобраться в особенностях современной всемирной цивилизации, обнаружить и учесть источники современных глобальных проблем, определить пути их преодоления, уяснить будущие перспективы человечества. Другими словами, речь идет о смысле пребывания человека на Земле и в Космосе. От осознания задачи выживания человечества зависит решение всех других задач. В этом смысле глобальное сознание становится неотъемлемой частью культуры нового типа, в которой установка на выживание является главной.

Глобальность сознания не предполагает обязательный скачок к новому человеку и новому человечеству. Неизвестно, возможно ли в принципе формирование совершенного человека. Но и обычный современный человек способен осознать и выполнить минимум разумных требований перед лицом глобальной опасности.

Глобальным  угрозам человечество должно противостоять  единым фронтом, координируя свои усилия. Но это не означает, что сотрутся различия между странами и народами, между классами и социальными  группами, нивелируются интересы наций и национальных экономик. Современный мир немыслим без различия интересов - индивидов, отдельных групп, государств и т.д. Однако история развития человечества убеждает в том, что стремление уничтожить различие интересов приводит только к тотальной несвободе.

Развитие цивилизации  поставило различные части человечества в зависимость друг от друга. Эта  зависимость есть императив отношений  современного общества - как на межгосударственном, межгрупповом, так и межиндивидуальном  уровнях. Однако отдельное государство не должно даже в свете всеобщей взаимозависимости отрекаться от своих национальных интересов. Ему предлагается только научиться считаться с интересами других государств.

Известный философ  и социолог К. Манхейм отмечал, что  общие для всех современных государств структурные проблемы таковы:

1) достижение  национального единства;

2) участие народа  в правлении;

3) включение  государства в мировой экономический  порядок;

4) решение социальной  проблемы."6 Под национальным единством  при этом понималась нация как совокупность граждан определенного конкретного государства.

Глобальное  сознание в одном из своих главных  аспектов- есть сознание заботы о собственной  стране, ее благополучии и процветании, так как взаимозависимость стран, характерная для современного мира, не может быть истолкована в том смысле, что мировое сообщество обязано выводить отдельную страну из кризиса и направлять ее по пути процветания. Ответственность за планету не может не начинаться с ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к социальным последствиям в других странах.

В настоящее  время позиция активизма, на которую  раньше ориентировалось общество, исчерпала  свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное  с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.

Прообраз глобального  сознания в ряде аспектов просматривается  в концепции ноосферы. Ее выдвинул французский естествоиспытатель и философ П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Независимо от него, аналогичную идею глубоко разработал выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945).

Тейяр де Шарден рассматривал человека как заранее  запланированный свыше итог эволюции, космического целого. Эволюцию Вселенной он разделил на стадии "преджизни", "жизни", "мысли" и "сверхжизни". На этапе "мысли" появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий "ноосферу", персонализирующий мир. "Сверхжизнь" знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. Человечество движется в ходе истории по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию "большой монады". Ученый верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты, выдвигал идею единства науки и мистики в качестве панацеи от всех бед современности.

Суть ноосферной концепции связано с особым пониманием места человека в мироздании. Он включается важнейшим звеном в эволюцию природы и создает особую сферу - ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы (сферы жизни, обитания живых существ).8 С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и направленность дальнейшей ее эволюции. Согласно В.И. Вернадскому, она связана с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот культуры, духа. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.

Л. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и другие исследователи  писали о Всеедином уме, или софийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее начало. Они настаивали на том, что к природе следует относиться как к единому живому целому. Н. Федоров говорил о "братском отношении к Космосу". Такие мысли обнаруживаются почти у всех представителей русского религиозно-философского направления. Его принято обозначать как "русский космизм".

В работе "Философия  общего дела" Н. Федоров ставит все  проблемы человеческого бытия в  зависимость от отношения человека к Космосу. Социальные, исторические, межличностные отношения рассматриваются им на основе представления о человеке как о существе космическом. Человек согласно своей физической и духовной природе обречен занимать определенное положение в Космосе. Из этого 9Н. Федоров выводит, с одной стороны, причины страданий, конфликтов, розни между людьми, а с другой - намечает перспективы для преодоления противоречий в будущем. По Федорову, с достижением человеком бессмертия изменятся все основные свойства его физического существа, такие, как способ размножения, способ питания; человек сможет мгновенно перемещаться в пространстве и т.п. Преображенный человек будет иметь право стать подлинным хозяином Вселенной, поскольку он перестанет выступать хищником по отношению к природе. Он будет не только сам находиться в гармонии с ней, но получит моральное право и возможность устранять природные несообразности, исправлять элементы природной дисгармонии.

Таким образом, с точки зрения космической философии  реальный земной человек принципиально  не в состоянии коренным образом разрешить проблемы, им самим созданные. Ставя задачи не частичного, а полного и глобального разрешения проблем бытия, космическая философия устремляется в отдаленную перспективу, к преображенному человеку, к преображенному миру. Поэтому космизм далек от того, чтобы его можно было использовать в качестве практического решения глобальных противоречий современности.

Главная ценность философии космизма - в предельно  широком взгляде на человека и  общество: они определяют самих себя через отношение к природе, к Космосу. Социальные, экономические и иные формы бытия определяются тем, насколько человек способен к заботливому отношению к природе, насколько люди сознают свою ответственность за мироздание. Эти идеи были высказаны космистами задолго до того, как человечество практически ощутило на себе всю тяжесть экологических и иных глобальных проблем.

Никогда еще  на протяжении своей истории человечество не сталкивалось со столь многочисленными  угрозами своему существованию, как  в начале XXI века. Экологический дисбаланс, дефицит энергоносителей и продовольствия, перенаселение планеты - все это образует взаимосвязанный комплекс проблем, решение которых жизненно необходимо уже в ближайшее время. Если человечество сумеет объединить свои усилия при решении глобальных проблем, то, возможно, удастся избежать гибели планеты и человека.

 

Заключение

Большинство проблем, которые  мы связываем с  философскими проблемами цивилизации, сопровождали человечество на протяжении всей его истории, но современные масштабы деятельности человека, все эти проблемы превратили в глобальные.

Глобальные вопросы  современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем требует программно-целевой организации научных исследований. Основу философского анализа глобальных проблем составляют результаты частных наук. Этот анализ необходим для дальнейших исследований, так как способствует интеграции частных наук, нуждающихся в согласованности о координации при исследовании глобальных проблем. Философия становится связующим звеном, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарность.

Без философского видения  всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем заключается в формировании нового мировоззрения и задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности. Философия состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира. Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная  эпоха добавила принципиально новую  тему - сохранение жизни на Земле  и выживание человечества.

 

Список использованной литературы

  1. Философия XX века. Учебное пособие / под ред. Добрынина В. И., М., ЦИНО общества "Знание" России, 1997. — 288 с.
  2. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов. /В.Ф. Берков, П.А. Водопьянов, Е.З. Волчек и др. Под общ. ред. Ю.А. Харина. 3-е изд., доп. и испр. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 416 с.
  3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. - М: 1995.
  4. Чумаков А. Н. Философия глобальных проблем. - М: 1994.
  5. Шаповалов В.Ф. Вопросы философии. От классики к современности. Учебное пособие.-М:1998.
  6. http://www.koob.ru/contact- Онлайн-библиотека по философии и психологии

 


Информация о работе Философские проблемы современной цивилизации